Международный Центр Рерихов - Международная общественная организация
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ICOM)
Член Всеевропейской федерации по культурному наследию Europa Nostra
30 июля 2017 года прошли первые «Шапошниковские чтения: подходы и направления к изучению творческого наследия Людмилы Васильевны Шапошниковой (1926–2015)». Организатор Чтений – Международный Центр Рерихов (МЦР), соорганизаторы – Российская академия естественных наук (РАЕН), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха, Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих. В Чтениях приняли участие около 100 представителей из 9 стран: Казахстана, Кыргызстана, России, Финляндии, Эстонии, Республики Беларусь, Узбекистана, Украины, Латвии. Среди участников Чтений – 2 доктора наук, 9 кандидатов наук, 3 соискателя ученой степени, представители научных и общественных организаций.
Чтения начались с просмотра видеофрагмента из доклада Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошниковой «Основные особенности Живой Этики». Этот доклад был подготовлен и представлен автором на Международной научно-общественной конференции МЦР «Живая Этика и наука» (2007).
С видеоприветствием к участникам Чтений обратилась М.Р. Озолиня, председатель Латвийского отделения МЦР (Латвия, Рига). Затем были зачитаны приветствия, которые направили в оргкомитет Чтений: Российская академия естественных наук (РАЕН) (первый вице-президент, главный ученый секретарь РАЕН, к.т.н., проф. МАФО Л.В. Иваницкая), Международная Лига защиты Культуры (президент, почетный вице-президент РАЕН, академик РАЕН, доктор физико-математических наук, профессор Г.Н. Фурсей), Национальное общество имени Рерихов в Болгарии (лауреат Международной премии имени Е.И. Рерих, председатель Национального общества имени Рерихов в Болгарии, руководитель филиала МЦР в Болгарии М.П. Куцарова), Международная общественная организация «Украинское Рериховское общество» (председатель художник-космист В.А. Козар), Санкт-Петербургское отделение МЦР (председатель Э.А. Томша), Музей «Истории и культуры Уймонской Долины» (директор Р.П. Кучуганова), МОО «Центр Культуры "Беловодье"» Республики Алтай (председатель С.С. Овсянникова), Историко-Краеведческий музей с. Верх-Уймон, Республика Алтай (сотрудник музея Н.Б. Павленко), Европейская Ассоциация поддержки Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К. Рериха (председатель Координационного совета Ассоциации, председатель Эстонского Общества Рериха Е. Александрова), «Финляндское Общество Николая и Елены Рерих» (председатель Paula Liimatta), Костромская областная общественная рериховская организация «Весть» (председатель А.И. Горский), Иркутская региональная общественная организация «Рериховское культурное творческое объединение» (председатель ИРО РКТО Л.Л. Хрущева), Иркутское региональное отделение Международной общественной организации Лига Защиты Культуры (и.о. председателя исполкома ИРО МЛЗК Л.М. Бакунин), Белгородская региональная общественная организация «Рериховское общество "Белогорье"» (председатель Н.Н. Золотарева), Культурно-педагогический Центр «Белый Город» (президент Центра, директор Международного Центра фестивального движения Ю'ВЕЛКАМ В. Кучеровский).
А.В. Стеценко
Открывая Чтения, вице-президент Международного Центра Рерихов А.В. Стеценкосказал: «Сегодня мы начинаем интересный и увлекательный процесс научного изучения и осмысления творческого наследия Людмилы Васильевны Шапошниковой, выдающегося ученого, мыслителя, писателя, путешественника, общественного деятеля. В жизни и творчестве Л.В. Шапошниковой можно условно выделить этап до встречи в 1968 году с С.Н. Рерихом и после встречи с ним, которая определила весь ее последующий жизненный путь и вехи творчества». На этом втором этапе, по мнению докладчика, важнейшим стало выполнение воли С.Н. Рериха – создание общественного Музея имени Н.К. Рериха и написание фундаментальных философских трудов по научному осмыслению наследия Рерихов и прежде всего философской системы Живой Этики. В этом отношении Л.В. Шапошникова показала себя великим научным интерпретатором основных идей Живой Этики. Наша задача состоит в том, чтобы реализовывать духовное богатство, содержащиеся в творческом наследии Л.В. Шапошниковой.
«С полным основанием мы можем сказать, что Музей имени Н.К. Рериха, созданный Л.В. Шапошниковой, представляет собой новое в музейном пространстве явление – явление космизма. Людмила Васильевна неоднократно говорила о том, что Рерихи, неся в себе космический импульс Живой Этики, "оставили нам богатейшее космическое наследие". Перед ней стояла сложная задача, используя методологию Живой Этики, создать Музей, который сумел бы показать эту "космичность" наследия Рерихов самым разным посетителям, который нес бы в себе основные идеи космической эволюции и прокладывал путь новому космическому сознанию.
Будущий музей должен был стать поистине Центром космического мышления, фокусом продолжающейся в России Духовной революции. Благодаря развитой творческой интуиции, Людмиле Васильевне удалось органично соединить предметы, принадлежащие разным эпохам и культурам и созданные разными авторами: с одной стороны, показать уникальность каждого экспоната, с другой – через объединение этих экспонатов в единый сюжет выразить идеи Учения Живой Этики. Мемориальные предметы и картины Рерихов, картины и скульптуры художников-космистов, старинные предметы искусства и бесценные реликвии, неся в себе высоковибрационные энергии, дополняют и усиливают друг друга, наполняя музейное пространство высокими энергиями иных миров и создавая в нём особую атмосферу Красоты, Знания и Духовности».
Далее, согласно программе, выступили участники Чтений.
Видеозапись:
В.В. Фролов, доктор философских наук, профессор, заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха по научной работе, руководитель Объединенного Научного Центра проблем космического мышления (ОНЦ КМ) МЦР, в докладе «В защиту творческого наследия Л.В. Шапошниковой» сообщил, что 25 июля 2017 года в «Комсомольской правде» появился материал Дарьи Завгородней под названием «Кто украл дневники Елены Рерих?», в котором в форме интервью содержатся клеветнические высказывания помощника министра культуры Рыбака и заместителя директора Государственного музея Востока Мкртычева в адрес Международного Центра Рерихов и творческого наследия Л.В. Шапошниковой. «При всем негативе происходящего с Музеем имени Н.К. Рериха и наследием великой семьи я хочу обратить внимание на последние высказывания Мкртычева о творческом наследии Л.В. Шапошниковой, который считает, что трактовка Е.И. Рерих Л.В. Шапошниковой есть "мракобесие в чистом виде". Оставим эти слова невежественного человека на его совести и попытаемся ответить на вопрос, чем в действительности занималась Л.В. Шапошникова и каких результатов достигла».
1. Л.В. Шапошникова, совершая путешествия по Индии, исследовала культуру племен и малых народов этой страны, результатом чего явилась серия книг. За это в 1968 году была награждена премией имени Джавахарлала Неру.
2. В своих научных трудах Л.В. Шапошникова, строго следуя содержанию и смыслу Живой Этики, которую разработали Н.К. и Е.И. Рерихи в сотрудничестве с Великими Учителями, рассказала людям об этой философской системе. Она дала ее целостное изложение применительно к современной исторической ситуации, выявила важнейшее значение Живой Этики для формирования нового космического мышления, эволюции человека и человечества, раскрыла пути превращения идей Живой Этики в действие.
3. Л.В. Шапошникова под руководством С.Н. Рериха создала общественный Музей имени Н.К. Рериха, который стал примером реализации идей Живой Этики в действии. Посетителями Музея стали тысячи людей из России и других стран мира. Они оставили множество прекрасных отзывов о Музее.
4. Людмила Васильевна дала жизнь международному выставочному проекту «Пакт Рериха. История и современность», который с 2012 года триумфально шествует по нашей планете, а с 2014 года – по России. В основе этого проекта также лежат идеи Живой Этики, поэтому он имеет планетарное гуманистическое значение, так как направлен на сохранение культурных основ существования человека и мира во всем мире.
В докладе кандидата культурологии, старшего научного сотрудника ОНЦ КМ И.Ю. Дьяченко «Роль Л.В. Шапошниковой в развитии рериховедения как научной дисциплины» представлена деятельность Людмилы Васильевны по научной систематизации многообразного рериховедческого материала. Ею проведены теоретические исследования (выделены объект и предмет исследования – наследие семьи Рерихов и его философская основа – Живая Этика, определены методология и методы исследования, проанализированы многие понятия и определения, раскрыто концептуальное содержание рериховедения и др.), утверждена преемственность, создана научная школа, развернута практическая деятельность (организация Центра-Музея имени Н.К. Рериха как центра научных исследований, проведение конференций и др.).
В.В. Фролов
Н.Н. Черкашина
И.Ю. Дьяченко
Т.П. Сергеева, кандидат технических наук (Киев, Украина) в докладе «Метод вех Л.В. Шапошниковой как инструмент познания» показала, что понятие «метод вех» было введено Людмилой Васильевной в ее первом исследовании маршрута Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов. Она отмечала, что в путевых дневниках Н.К. Рериха и на его картинах зафиксированы определенные культурно-исторические моменты – вехи. Л.В. Шапошникова показала, что вехи являлись своеобразными энергетическими каналами, соединяющими пространство и время земного культурно-исторического процесса с космической реальностью. Попадая в энергетическое поле вех-каналов, исследователь приобщается к информационному пространству космической реальности, получает соответственно уровню своего сознания новые знания и понимание сути происходящих процессов.
А.А. Лебеденко, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, заместитель руководителя ОНЦ КМ МЦР (Москва) выступил с докладом: «Основные особенности нового миропонимания в методологии Л.В. Шапошниковой». Автор подчеркнул, что методологические положения, разработанные Людмилой Васильевной на основе Живой Этики и трудов Рерихов, теснейшим образом связаны с космическим мышлением и законами Космоса, понимание которых даёт возможность научно объяснять эволюционные процессы, происходящие в системе «Человек – планета – космос». По мысли ученого, главным проводником метанаучного познания выступает дух исследователя, а в качестве средства постижения выдвигается беспредельное пространство сердца, способное воспринимать лёгкие касания Инобытия. Особую ценность в методологии мыслителя представляет синтез искусства, религии, науки и философии. Благодаря творчеству человека в этих областях, его духовный потенциал реализуется наиболее полно и целостно, что даёт возможность добывать знания из более высоких сфер мироздания.
Главный редактор публикаторского отдела МЦР Т.О. Книжник в своем выступлении «О подходах Л.В. Шапошниковой к изданию наследия семьи Рерихов» рассказала о подходах Людмилы Васильевны к изданию научно-философского, литературного и художественного наследия семьи Рерихов. На протяжении четверти века Л.В. Шапошникова творила и трудилась в этом пространстве, которое предоставило немалые возможности для реализации ее огромного творческого потенциала. В 1992 году она основала публикаторский отдел, чтобы воплотить одно из положений концепции общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха, изложенной С.Н. Рерихом в его знаменитом письме «Медлить нельзя!», и вплоть до последнего рабочего дня лично руководила его деятельностью. Людмила Васильевна была не только автором вступительных статей к многочисленным книгам, выпущенным Центром, но и составителем и инициатором ряда научных изданий о Рерихах, возглавив редколлегию как серий, так и отдельных сборников. Под ее общей редакцией вышли Путеводитель по Музею имени Н.К. Рериха и двухтомный научный каталог Музея, содержащий ценнейшие комментарии и сведения об истории бытования картин.
Т.П. Сергеева
А.А. Лебеденко
Т.О. Книжник
П.М. Журавихин, первый заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха в докладе «Проблема Нового человека в трудах Л.В. Шапошниковой» отметил, что тема космической эволюции человечества является одной из центральных в научном творчестве Людмилы Васильевны. Энергетическое мировоззрение философской системы Живой Этики дало возможность Л.В. Шапошниковой впервые в науке сформировать целостный методологический подход к изучению такого явления космической эволюции человечества как дети нового сознания, или дети индиго. Применяя систему познания философии Живой Этики, Людмила Васильевна впервые в мировой практике обосновала эволюционные процессы, ведущие к изменению человека нашей планеты в русле общей эволюции Космоса. Будучи незаурядным мыслителем и ученым, Л.В. Шапошникова заложила основу будущих открытий в области эволюции человеческого сознания и формирования нового сознания – космического.
Кандидат культурологии Б.Ю. Соколова (Москва) в докладе «Исследование героизма в работах Л.В. Шапошниковой» выделила основные аспекты данной концепции: соотнесение явления героизма с типами мышления – мифологическим, религиозным, научным, что показывает, как героическое начало на протяжении веков изменяло форму своего выражения в развивающемся сознании людей; взаимоотношение героя и общества с точки зрения диалектики духа и материи; связь с Высшим началом как один из основных критериев истинного героя. Героическое начало обуславливает творчество человека, его таланты и способности, одной из которых является умение более глубоко воспринимать окружающий мир, понимать внутреннюю сущность вещей. Концепция героизма Л.В. Шапошниковой тесно связана с концепцией метаистории и является одной из составляющих ее научной школы, в частности, ее исследований исторического процесса.
Т.С. Захарова, сотрудник Минского государственного лингвистического университета, сотрудник белорусского отделения МЦР (Минск, Республика Беларусь) в докладе «Основные принципы новой системы познания в трудах Д.Л. Андреева и Л.В. Шапошниковой»обозначила, что творчество Д.Л. Андреева и Л.В. Шапошниковой связано с осмыслением разных аспектов метаисторического процесса. Оба автора уделяют внимание особенностям новой системы познания, которая реализуется в контексте земного исторического процесса для решения эволюционных задач. Космическое мышление – это не только научная концепция, но и практическое преображение жизни и сознания человека. Такая система познания будет теснейшим образом связана с нравственными и этическими моментами. Л.В. Шапошникова с позиции Живой Этики раскрывает необходимость введения в современную науку новых методологических основ. И Д.Л. Андреев, и Л.В. Шапошникова уделяют внимание осмыслению метаистории. Д. Андреев отмечает, что новая система метанаучного познания способна осмыслить исторический процесс «в его прошлом, настоящем и будущем, чтобы вступить в творческое руководство им». Живая Этика Рерихов и Роза Мира Андреева раскрывают те принципы, на которых строится метаисторический процесс. Эти знания даны человечеству, чтобы осуществить и смягчить переход в Новую эпоху, пространство которой будет пронизано более высокой энергетикой.
П.М. Журавихин
Б.Ю. Соколова
Т.С. Захарова
И.о. главного редактора журнала «Культура и время» МЦР, доктор философских наук О.А. Лавренова (Москва) в своем докладе «Философия истории Л.В. Шапошниковой и современные исторические парадигмы» подчеркнула, насколько важно рассматривать наследие нашей выдающейся соотечественницы в общенаучном контексте – это дает более полную картину движения ее мысли. В прошлом веке было несколько историко-философских концепций, которые коррелируют с концепциями Л.В. Шапошниковой. Это теории Л. Гумилева, Шпенглера, Данилевского, Тойнби, в которых народ/этнос представляет собой органическое явление, которое проходит определенные периоды или фазы жизни. По Гумилеву, эти фазы (как и само возникновение этноса) непосредственно связаны с состоянием пассионарности (уровнем энергетики) его членов. Людмила Васильевна объясняет исторический процесс импульсами Космического Магнита, а субъекты истории, то есть люди, меняющие ее ход. в трудах Л.В. Шапошниковой предстают как вестники космической эволюции. Именно через них материализуется в земной истории космический импульс.
В.Г. Соколов, кандидат философских наук, культуролог, старший научный сотрудник ОНЦ КМ МЦР, лауреат премии имени Е.И.Рерих (Москва), в докладе «Научная школа Л.В. Шапошниковой и реализация Живой Этики в современном научном пространстве»подчеркнул, что смысл его сообщения связан с тем сложным рубежом нашей современности, который проходит в пространстве сознания и мировоззрения – двух важнейших устоев, позволяющих понять суть непростого процесса столкновения старого мышления с новым. В докладе разносторонне показан подвижнический труд Л.В. Шапошниковой по продвижению нового научного мировоззрения, формированию того расширенного сознания, которое называется космическим. Особое внимание уделено научной школе Л.В. Шапошниковой, раскрыты роль и значение этой школы в деле реализации знаний Живой Этики в современном научном пространстве.
Председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР, член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург) Э.А. Томша в докладе «Творческий импульс космической эволюции в музыкальном пространстве ХХ века в трудах Л.В. Шапошниковой» отметил, что выдающийся российский ученый-индолог, академик Л.В. Шапошникова – одна из немногих, кто на рубеже XX-XXI веков уделял особое внимание вопросам «космической эволюции», имеющим «свои циклы и закономерности», формирующим определенный уровень сознания и вид мышления человечества, в том числе через творчество ярких представителей музыкального искусства. Л.В. Шапошникова впервые в XXI веке рассматривает творчество М. Чюрлениса и А. Скрябина с позиции космического мироощущения, в котором образы Красоты, идеи «одухотворенного Космоса» нашли отражение в их музыкальном творчестве. Идеи Л.В. Шапошниковой актуальны и созвучны сегодня исследованиям в различных областях научного знания.
О.А. Лавренова
В.Г. Соколов
Э.А. Томша
Профессор Уральского университета, кандидат философских наук О.А. Уроженко (Екатеринбург) в докладе «Размышляя о наследии, завещанном Л.В. Шапошниковой: замысел, воплощённый в мыслеобраз будущего»,который зачитала Т.П. Кобзистова, раскрыла два образа социодуховных институций, связанных с наследием Рерихов и завещанных нам Людмилой Васильевной. Первый – Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Здесь речь пойдёт о тактике Адверза и мужественном противостоянии МЦР и его друзей негативным энергетическим силам из государственной чиновничье-бюрократической системы. Второй – образ Института космического мышления, о котором Людмила Васильевна говорила в докладе на конференции, посвящённой 130-летию Е.И. Рерих. Перефразируя Записи Б.Н. Абрамова можно сказать: у порога ночи этот метаобраз горит, словно лампада вечного Света, заботливо зажжённая Людмилой Васильевной… Чтобы мы не утеряли путь свой. (Грани Агни-Йоги. 1954 г. Новосибирск, Алгим, 2017. С.134)
А.Б. Соколова, соискатель степени кандидата философских наук, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» (Севастополь), «Герменевтический подход к изучению творчества ученого Людмилы Васильевны Шапошниковой» осмысливала философию космической реальности на самом глубинном уровне. Герменевтический подход к творчеству Л.В. Шапошниковой коррелирует с деятельностью этого ученого, поскольку она предложила новый взгляд на бесчисленные грани Учения Живой Этики, или Агни-Йоги. Будучи Генеральным директором общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве, она пошла дальше и явилась создателем оригинальной школы отечественного рериховедения. Без преувеличения ее можно назвать героической женщиной, олицетворением действенной преобразующей силы – безграничной любви к своей Родине – России и ее верным сынам – Рерихам. Служение высоким идеалам достоинства, благородства и абсолютная самоотверженность определяли ее поступки и весь жизненный путь.
Руководитель Информационного центра МЦР, член Международной ассоциации писателей С.В. Скородумов (Ярославль) в докладе«Творчество Л.В. Шапошниковой и "Русская идея"» рассказал о том, что многие философы Серебряного века размышляли об особой культурно-исторической роли России. В их творчестве возникло понятие «Русской идеи». Впервые этот философский термин еще в 1887–1888 годах выдвинул В.С. Соловьев. За интуитивными прозрениями философов Серебряного века о космическом предназначении России стояли закономерности, которые были раскрыты в наследии семьи Рерихов, созданном в сотрудничестве с Учителями человечества. В творчестве Людмилы Васильевны Шапошниковой комплекс вопросов и проблем, обозначенных в философии Серебряного века термином «Русская идея», рассмотрен и развит с точки зрения нового космического мышления. Труды Людмилы Васильевны имеют огромное значение для определения прямого пути восхождения России по лестнице Космической эволюции и практической реализации творческого потенциала, заложенного в энергетическом пространстве русской культуры.
И.И. Легкоступ, кандидат экономических наук, преподаватель Черновицкого национального университета имени Ю. Федьковича (Черновцы, Украина) в своем видеодокладе «Творческое наследие Л.В. Шапошниковой – выдающееся явление культуры и философской мысли современности»показал творческое наследие Л.В. Шапошниковой как выдающееся явление культуры и философской мысли современности. Cложившись в процессе и пространстве Духовной революции, которая началась в России в конце ХІХ – начале ХХ веков и продолжается в наши дни, творческое наследие Л.В. Шапошниковой оказалось тесно связанным с формированием нового космического вида мышления человечества. К глубокому изучению творческого наследия Л.В. Шапошниковой необходимо подходить с мировоззренческих позиций Живой Этики, используя заложенные в ней подходы и методологию. Ее наследие, богатое научными открытиями, новыми идеями, дает мощный культурно-энергетический импульс для продолжения Духовной революции в России, побуждает к созидательному труду на благо культуры и мира. Оно открывает для нас творческий потенциал нового космического мышления и несет широкие возможности.
Л.В. Хоменок, кандидат педагогических наук, экскурсовод Музея имени Н.К. Рериха выступила с докладом «Л.В. Шапошникова как уникальный проектировщик музейной экспозиции». Л.В. Шапошникова представлена как такой проектировщик музейной экспозиции, который объединил идеи Живой Этики и передовой метод музейного проектирования. Отмечается, что она использовала образно-сюжетный метод раньше его научного оформления дизайнером Т.П. Поляковым. Разбирается концепция музейной экспозиции, разработанная Л.В. Шапошниковой еще в начале 90-х годов XX в. Раскрываются ее основные понятия, особенности, анализируется воплощение в реальной экспозиции. Делаются выводы о том, что благодаря Л.В. Шапошниковой Музей Рериха стал Музеем Будущего, который необходимо сохранить.
В программе Чтений было также заявлено выступление В.А. Воропаевой, кандидата исторических наук, профессора Кыргызско-Российского университета (Бишкек, Кыргызстан), с докладом «Слово об Учителе».
А.Б. Соколова
Л.В. Хоменок
С.В. Скородумов
Докладчики Чтений показали, что творческое наследие Л.В. Шапошниковой является выдающимся научным и культурным явлением, нуждается в научном осмыслении и реализации, а также защите от клеветы и искаженных толкований. Чтения подтвердили, что собравшиеся ученые и культурные деятели располагают необходимым нравственно-этическим и научным потенциалом для решения этих задач.
На Чтениях было принято решение проводить подобные научные форумы, посвященные исследованию творчества Л.В. Шапошниковой, ежегодно.
Обзор подготовили В.В. Фролов и С.В. Скородумов
Доклады:
А.В. Стеценко, вице-президент Международного Центра Рерихов.
Открытие Чтений