Статья на сайте Международного Центра Рерихов > Семья Рерихов > Н.К.Рерих >

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Н.К. РЕРИХА
Петебургский период

«Нелегко описать жизнь, в ней было столько разнообразия. Некоторые называли даже это разнообразие противоречиями… Назовем эти особенности жизни именно трудом», – так начинает Николай Константинович Рерих свои автобиографические записки, которые открывают нам мир художника и ученого, публициста и общественного деятеля, гражданина, горячо любившего свою родину. Его путь действительно состоял из творческого, кропотливого, радостного, увлеченного труда, давшего зерна на всех нивах, где только может приложить свои силы человек.

Жизнь этого человека проходила в сложную историческую эпоху войн, революций, привела на восток, не позволив вернуться на родину, но служит она примером удивительной целостности, словно каждое событие наполнено единым смыслом, объединяющим имена, даты, страны и культуры.

Детство Николая Константиновича Рериха, студенческие годы, и почти 18 лет неустанного труда прошли в Санкт-Петербурге, многое связано у него с этим городом.

Здесь 9 октября 1874 года он родился. В доме на набережной Невы у Николаевского моста (ныне мост Лейтенанта Шмидта) прошло детство маленького Николая. Под одной крышей с жилой квартирой находилась контора отца, известного петербургского нотариуса Константина Федоровича Рериха. Среди его клиентов были известные ученые, писатели, общественные деятели, люди искусства среди которых Д.И.Менделеев, Крамской, Ярошенко, Мясоедов, А.И.Куинджи и др. Мать Николая Константиновича, Мария Васильевна Рерих, урожденная Калашникова, происходила из купеческой семьи. Древний скандинавский род Рерихов обосновался в России еще при Петре I и дал немало государственных и военных деятелей.

В 1882 году, в восьмилетнем возрасте Николай Рерих поступает учиться в частную гимназию К.И.Мая. «Будет профессором» – при первом знакомстве скажет Карл Иванович Май, директор гимназии. С первых лет гимназического обучения у Николая формируются интересы, определившие направление всей его творчески многогранной жизни - это живопись, театр, история, археология и путешествия.

Ежегодно летом вся семья Рерихов выезжала в загородное имение Извара, располагавшееся в сорока верстах от Гатчины. Здесь сплелись воедино два любимых увлечения: история Древней Руси и искусство.

Пытливость юного гимназиста сблизила с известным археологом и ученым Л.К.Ивановским, приехавшим летом 1883 года производить раскопки древних курганов вокруг имения. «Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка», – так будет вспоминать впоследствии Н.К.Рерих. Свои первые находки и отчеты о раскопках он передает в гимназию.

Здесь же, в Изваре незаметно вошла и третья любовь – любовь к Индии. По преданию название имения происходит от санскритского слова «ишвара», что значит «милость богов». «Еще во времена Екатерины II неподалеку жил какой-то индийский раджа», – пишет Рерих в своих дневниках. В одной из комнат на стене висела картина пятиглавой заснеженной вершины Канченджанги, которую впоследствии Николай Константинович увидит воочию в Гималаях.

Близкое соприкосновение с миром древних, с их культурой обострит желание стать художником и определит первые мотивы творчества. Чтобы не идти наперекор воли отца в 1893 году по окончании гимназии Карла Ивановича Мая, Николай Константинович поступает на юридическое отделение Санкт-Петербургского Университета, но при этом не оставляет свою мечту и держит экзамен в Императорскую Академию Художеств. Параллельно с этим ему удается посещать лекции на историческом факультете университета. С 1895 года Рерих переходит в мастерскую к знаменитому художнику Архипу Ивановичу Куинджи, который станет «учителем не только живописи, но и всей жизни». Его система преподавания была построена особым образом. Архип Иванович развивал в учениках чувство декоративности цвета, настаивал, чтобы картины писались «по памяти», чтобы художники вынашивали в себе композицию и цвет. Так творили византийские и древнерусские мастера, так писали старые итальянские и голландские художники, так работали и буддийские мастера на востоке, и именно так будет создавать Николай Константинович свои картины, называя их «сочинениями». Куинджи любил говорить: «объяснить-то все можно, а ты вот пойди и победи».

Много побед одержал Рерих. В 1897 году за картину «Гонец» он удостаивается звания художника, сам Третьяков приобретает ее для своей знаменитой галереи. Еще студентом Николай Константинович сближается с выдающимся деятелями искусства того времени В.В.Стасовым, который познакомит его с Л.Н.Толстым. «Пусть ваш Гонец выше руль держит», – дает Рериху напутствие великий писатель.

В 1898 году Рериху приходят предложения занять место помощника директора музея Общества поощрения художеств и место помощника редактора журнала «Искусство и художественная промышленность». Через год Николай Константинович становится секретарем Императорского Общества поощрения художеств. В это же время Рерих начинает сотрудничество с художественным объединением «Мир искусства». Не оставлены и занятия археологией.

Летом 1899 года Русское археологическое общество командирует Рериха в Псковскую, Новгородскую и Тверскую губернии для исследования вопроса сохранения памятников старины. Николай Константинович заезжает по пути в имение князя П.А.Путятина в Бологом Тверской губернии, где знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, происходившей из древнего дворянского рода Голенищевых-Кутузовых. Спустя два года, в 1901 году, Елена Ивановна становится женой художника, рука об руку пройдут они все трудности жизненного пути. Через много лет Рерих запишет: «Сорок лет – немалый срок. В таком далеком плавании могут быть встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы всякие препоны, и препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги жене моей, Елене, другине, спутнице, вдохновительнице. Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. Творили вместе. Недаром сказано, что произведения мои должны носить два имени: мужское и женское…»

Николай Константинович и Елена Ивановна много внимания и времени уделяли воспитанию сыновей. Старший из них – Юрий родился в 1902 году в Окуловке Новгородской губернии, а младший – Святослав – в 1904 году в Петербурге. В дальнейшем Юрий Николаевич станет выдающимся востоковедом, а Святослав Николаевич – знаменитым художником.

В 1903 и 1904 годах Рерихи отправляются в большое путешествие по городам Руси. Более сорока городов посещают они, и всюду Николай Константинович пытается проникнуть в самую глубину, в культуру, в традиции, в истоки. Рождается всемирно известный цикл «Начало Руси. Славяне», где художник выступает как свидетель событий давно ушедших дней. Он пытается представить все многообразие культурных связей Древней Руси, отыскать общность истоков древних культур. Рерих проникает в святая святых и ему открывается значение византийского наследия на Руси, он пытается осмыслить значение мистических обрядов наших языческих предков. И все поиски найдут отражение в его работах: в либретто и декорациях балета «Весна священная» (лето 1911 года), в росписях храмов (в Талашкино, под Смоленском, в 1914 году художник завершает свою работу по росписи церкви Святого Духа), в декорациях к операм «Князь Игорь» А.П.Бородина, «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. Список работ художника в области театрально-декорационной живописи на этом не исчерпывается: он работает над произведениями М.Метерлинка, Р.Вагнера, Г.Ибсена.

Весной 1906 года Николая Константиновича Рериха утверждают директором школы Общества поощрения художеств. Преобразования, последовавшие в течение нескольких лет, Александр Бенуа назовет чудом: «Это чудо произошло благодаря энергии одного человека, одного художника – Рериха, заслуживающего все большего и большего уважения за ту последовательность, с которой он борется за живое искусство против мертвечины и казенщины». Николай Константинович возглавлял школу Общества поощрения художеств до 1917 года, и за этот период времени она стала одним из самых крупных и демократических учебных заведений России. Восемьдесят преподавателей обучали две с половиной тысячи учащихся. Школе принадлежали два дома – на Морской и в Демидовом переулке, четыре загородных отделения, превосходный музей, собранный Д.В. Григоровичем. Постоянные выставки и экспозиции художников и учеников старших классов. Наряду с руководством школой Рерих преподает класс композиции, работает над декорациями для театров, пишет картины и участвует в зарубежных выставках русского искусства.

В 1909 году Николай Константинович удостаивается звания академика Российской академии художеств и становится членом Реймской академии во Франции. К этому времени он неоднократно приглашается на международные выставки в крупнейшие города Европы, его картины приобретает Лувр и Национальный музей в Риме, работы художника – в центре внимания знаменитых «Русских Сезонов». Идет плодотворная работа по всем направлениям, но в картинах уже появляются нотки тревоги.

В предчувствии войны 1914 года, хорошо зная о плачевном состоянии памятников культуры по всей России, Рерих выступает с идеей Пакта об охране памятников культуры. Он мыслит этот документ как международный и в начале Первой мировой войны обращается к правительствам России, Франции, США с предложением его подписания, но встречает полное равнодушие. Это обстоятельство не останавливает Николая Константиновича, и дело защиты культурных ценностей занимает важное место в его жизни.

В декабре 1916 года Николай Константинович вместе с Еленой Ивановной и двумя детьми Юрием и Светиком переезжает на постоянное жительство в город Сердоболь, Финляндия (сейчас г. Сортавала в Карелии). По состоянию здоровья Рериху противопоказано жить в большом городе. Близость к Петербургу дает возможность выезжать и продолжать руководство школой Общества поощрения художеств.

Февральскую революцию 1917 года Рерих встречает в Сердоболе. В августе того же года Николай Константинович отказывается от руководства школой в связи с невозможностью ежедневного ведения дел, но остается членом комитета и попечителем, принимая активное участие в делах жизни школы в новых условиях. Наряду с этим является членом комитета Комиссии «по вопросам, связанным с развитием искусства в свободной России», собранной М.Горьким.

В январе 1918 года Финляндия отделяется от Советской России, а в мае того же года граница между странами становится закрытой. Николай Константинович с семьей, находясь на территории Финляндии, оказывается по другую сторону границы, и приезд в Россию становится невозможным.

В этот период в дневниках и литературных произведениях Рерих все чаще упоминает Восток, Индию. Его мечта – прибыть «в загадочную колыбель человечества» – становится более осуществимой.

После выздоровления в 1918 году Николай Константинович получает приглашение в Стокгольм для организации своей выставки. Открытие состоялось 8 ноября 1918 года, выставка имела большой успех. В Стокгольме С.Дягилев предлагает Рериху принять участие в постановке оперы «Князь Игорь» в Лондоне. В марте 1919 года Николай Константинович Рерих вместе с семьей покидает Финляндию, уезжая в Англию.

Так заканчивается «Петербургский» период жизни Николая Константиновича Рериха. Все отразилось в нем: стремление и мечты о далекой Индии, и любовь к своему народу, к его прошлому во всем многообразии его древних культурных связей, и стремительный порыв уберечь, охранить, защитить культурное наследие России и всего человечества. Этот период явился важной вехой в жизни Рериха и благодаря талантам, чаяниям, воле и, конечно же, труду кропотливому, радостному, увлеченному, открыл путь к великим достижениям и прекрасным завоеваниям, так необходимым нам сегодня.

Н.К.Рерих в Школе Общества поощрения художеств.
Петроград. 1914–1915

Усадьба Рерихов в Изваре.
В настоящее время Музей-усадьба Н.К.Рериха в Изваре

Семья Рерихов (слева направо): Мария Васильевна (урожд. Калашникова), Владимир, Лидия, Константин Федорович, Николай. Санкт-Петербург, 1884

Академия Художеств. Вид с р. Невы

Н.К.Рерих. Гонец. Восстал род на род.
1897

Е.И.Рерих (Шапошникова).
1900-е гг.

Н.К.Рерих. Нижегородский кремль. Башня. Из серии архитектурных этюдов. 1903

Н.К.Рерих, Юрий и Святослав Рерихи. 1914–1915

Н.К.Рерих. Знамя мира. «Pax cultura». 1931

Сердоболь. Вид с Кухавуори. 1910-е гг.

Н.К.Рерих. На берегу озера. 1911

Copyright © 2008-2017 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов