Открытие Первых Шапошниковских чтений (30.07.2017)
А.В. Стеценко, вице-президент Международного Центра Рерихов
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы открываем первые Шапошниковские чтения и начинаем интересный и увлекательный процесс научного изучения и осмысления творческого наследия Людмилы Васильевны Шапошниковой, выдающегося ученого, мыслителя, писателя, путешественника, общественного деятеля. Наши Чтения проходят в сложное время для Международного Центра Рерихов (МЦР), созданного Л.В. Шапошниковой, когда после захвата Музея МЦР, осуществленного Министерством культуры 28 апреля 2017 года, многим может показаться, что окончательно уничтожен результат многолетнего творчества Людмилы Васильевны, и напрасно уже тратить время на какие-то воспоминания о былом. Бытует и другое мнение врагов Рерихов и их наследия, что вот наконец-то покончено с МЦР и его Музеем. По мнению некоторых лиц, в этом деле поставлена окончательная точка. Так могут рассуждать только те, кто не знаком с беспредельными возможностями, открываемыми нам Живой Этикой. Поставленная ими точка не есть конец, это только начало нового пути, который предоставили нам история и метаистория через открытие и использование нами новых возможностей. И на этом пути очень важно вновь и вновь соприкасаться и изучать скрижали мудрости веков, оставленных нам великими первопроходцами, к которым бесспорно принадлежит и Людмила Васильевна Шапошникова.
Весь жизненный и творческий путь Л.В. Шапошниковой условно можно разделить на две части: до встречи с С.Н. Рерихом, которая, как известно, произошла в 1968 году, когда Л.В. Шапошниковой было 42 года, и после встречи с ним.
К моменту встречи с С.Н. Рерихом Л.В. Шапошникова уже была известным ученым-индологом, автором ряда научных монографий и книг, лауреатом международной премии имени Дж. Неру. Сферой научных интересов Л.В. Шапошниковой в этот период ее творчества была Индия, культура и история этой страны. Ее интересовали жизнь, быт и творчество малых племен и народностей Индии, расположенных в южной ее части. Путешествуя по Индии, она собрала уникальный научный материал, написала ряд интереснейших книг. Когда мы говорим о научном творчестве Л.В. Шапошниковой, то, как правило, имеем в виду ее творчество, связанное с наследием Рерихов, и упускаем из виду научную деятельность индийского периода ее творчества, который имеет важное значение как для изучения последующего творчества Л.В. Шапошниковой, так и для изучения истории Индии.
Встреча Л.В. Шапошниковой с С.Н. Рерихом в 1968 году и сотрудничество с ним на протяжении 25 лет вплоть до ухода Святослава Николаевича из жизни, значительно определили весь дальнейший творческий путь Людмилы Васильевны, который составил большую часть ее жизни – 47 лет. Надо сказать, что встреча Л.В. Шапошниковой с С.Н. Рерихом и знакомство через него с наследием Рерихов, его изучение и дальнейшая работа по его научной популяризации было не случайным явлением. Об этом свидетельствуют: письма Е.И. Рерих, слова самого С.Н. Рериха «Я Вас ждал», результаты творчества Л.В. Шапошниковой.
Эту вторую часть ее жизни и творчества условно можно разделить на несколько периодов.
Первый период длился примерно около 20 лет: от встречи с С.Н. Рерихом в 1968 году до второй половины 80-х годов, когда С.Н. Рерих предложил Л.В. Шапошниковой стать директором Музея. Это время было насыщено следующими событиями:
– изучением и осмыслением Л.В. Шапошниковой наследия Рерихов;
– учитывая, что Центрально-Азиатская экспедиция в творчестве Рерихов играет основную роль, Л.В. Шапошникова уделила ей особое внимание, пройдя по маршруту этой экспедиции, в ходе которого шла ее глубокая научная работа;
– был открыт Институт Урусвати;
– опубликованы в журналах страны первые ее статьи о Н.К. Рерихе и его наследии, о Живой Этике.
Второй период творчества Л.В. Шапошниковой, я бы сказал, был одним из основных – создание общественного Музея имени Н.К. Рериха и организация всей его деятельности, направленной на сохранение и популяризацию наследия Рерихов. В этот период Людмила Васильевна проявила себя как выдающийся общественный деятель, создавший в России на основе идей Живой Этики и концепции культуры Н.К. Рериха новую форму государственного обустройства – общественную форму культуры. В этот период, кроме Музея, Л.В. Шапошникова создает Международную Лигу защиты Культуры, Благотворительный фонд имени Е.И. Рерих, а несколько позже и Международный Комитет по сохранению наследия Рерихов.
Созданный ею Музей стал Музеем нового поколения, представивший не только картины великого художника, всю богатую палитру творчества Н.К. Рериха, но и Е.И. Рерих и их сыновей Юрия и Святослава.
Я бы отметил еще один период творчества Л.В. Шапошниковой, в котором она себя показала великим научным интерпретатором основных идей Живой Этики. В этот период творчества Людмилы Васильевны выходят основные ее работы:
– Трилогия «Великое путешествие»: 1. Мастер (1998, 2006); 2. По маршруту Мастера (1999); 3. Вселенная Мастера (2005);
– Тернистый путь Красоты (2001);
– Земное творчество космической эволюции (2011);
– Вестники Космической эволюции (2012);
– Метаисторическая живопись Н.К. Рериха (2013);
– Свет и тернии Космического пути планеты Земля (2015);
– Меч Мира (2015).
Только названия этих книг уже свидетельствует, что творчество Людмилы Васильевны связано с Космической эволюцией. А содержание ее книг раскрывает, что лучшие традиции русского космизма в XXI веке были продолжены в творчестве Л.В. Шапошниковой.
Не может быть успешного познания без защиты тех идей, которые становятся для нас в процессе познания идеалами жизни. Главное, чтобы эти идеалы соответствовали истине. Мы наблюдаем, как в последнее время ожесточилось невежество, которое разрушило Музей, захватило наследие и продолжает поругание творчества Рерихов, их наследия. Сегодня оно обрушилось и на наследие Л.В. Шапошниковой, благодаря которой это наследие было доставлено в Россию и введено в научный оборот. Теперь от нас с вами зависит, сохраним ли мы первозданную чистоту наследия или допустим, что оно будет подвергнуто поруганию. В этом вопросе немаловажную роль играют научное осмысление и защита не только наследия Рерихов, но и наследия Л.В. Шапошниковой, которая является превосходным научным интерпретатором этого наследия. Поэтому, на мой взгляд, первые и последующие Шапошниковские чтения будут играть очень важную роль в этом вопросе.
Позвольте объявить первые Шапошниковские чтения открытыми!