Защитим имя и наследие Рерихов - Т.5.

IV. "Лишь великие дела вызывают великое противодействие"

С.В.Скородумов, И.М.Себелева. Уроки, которые мы выбираем

Чтобы судьбу, как задачку, решить,
мало постигнуть азы мирозданья:
есть еще образованье души –
самое высшее образованье…
А.Дольский

Во время культурно-просветительских мероприятий, которые проводит наше Ярославское рериховское общество, нам приходится отвечать на многие вопросы. Чаще всего они касаются семьи Рерихов, чье творчество вызывает неизменный интерес. Но однажды на выставке картин Н.К.Рериха, которую мы проводили в Рыбинске, нас спросили: «А почему вы – Рериховское общество, а не общество Шишкина, Репина или Айвазовского?» Этот, казалось бы, несложный вопрос побудил нас серьезно задуматься: в чем же, действительно, принципиальное отличие рериховских обществ от других культурных организаций, чем они должны заниматься, к чему стремиться? Размышления об этом помогли внимательнее взглянуть на путь развития нашего общества и осознать некоторые важные результаты этого пути.
Признаемся, за время становления Общества нам пришлось пройти немало испытаний на понимание и применение основ философского наследия Рерихов. Порой было невероятно трудно. Но мы вспоминали: «...благословенны препятствия – вами растем» – и шли дальше. Через боль ошибок приобретали бесценный опыт распознавания, а сотрудничество с другими культурными организациями приближало нас к правильному пониманию задач нашей работы.
Главное, что помогало нам двигаться вперед, – признание ведущей роли Международного Центра Рерихов (МЦР). Мы очень благодарны Генеральному директору Музея имени Н.К.Рериха Людмиле Васильевне Шапошниковой, которая в течение многих лет в своих выступлениях и публикациях терпеливо определяла задачи Рериховского движения в соответствии с заветами его основателей. Только мы, к сожалению, далеко не сразу осознали эти путеводные вехи, поэтому и не смогли избежать многих ошибок.
Впоследствии мы убедились, что подобные этапы «взросления» проходили и другие организации, носящие имя Рерихов. Поэтому нам хотелось бы обобщенно выделить те главные уроки, которые мы получили в процессе многолетней работы в пространстве Рериховского движения.

Урок первый

Рериховское общество – это часть единого организма Рериховского движения, фокусом которого является МЦР.
Историю нашей организации можно было бы условно разделить на два периода – до знакомства с МЦР и после. Первый период вспоминается сейчас не иначе, как с грустной улыбкой.
Объединившись в рериховское общество в начале 1990-х годов, мы, группа единомышленников, с упоением читали книги Учения Живой Этики и вели долгие беседы о космических законах. Мы были уверены, что легко можем ответить на любой вопрос о мироздании и дать окружающим советы на все случаи жизни. Наверное, тогда мы напоминали студентов-первокурсников, которые полагают, что они – самые умные и знают абсолютно все. Мы считали себя самодостаточной организацией. Теперь можно сказать по-другому: самодовольной и самонадеянной. Заниматься конкретной культурно-просветительской работой сотрудники общества тогда еще не умели, да и не считали нужным, видя свою задачу лишь в «самосовершенствовании» и «посылках мыслей на Общее Благо». Сейчас, спустя 15 лет, ясно видится, насколько далеки мы были от понимания заветов тех, чьим именем назвали Общество.
Наше взросление началось с того момента, когда мы пришли в МЦР. Пришли, чтобы никогда больше не уходить. Именно здесь мы нашли то, что так давно искали, – мы осознали цель нашего пути.
Запомнилось первое впечатление от Музея – ощущение торжественности и большой внутренней радости. Тогда, еще в тесных комнатках флигеля усадьбы Лопухиных, экспонировались картины Н.К.Рериха. Они казались окнами в другое измерение – пространство Красоты и Правды. Как писал Леонид Андреев: «И еще одно важнейшее можно сказать о мире
Рериха – это мир правды. Как имя этой правды, я не знаю, да и кто знает имя правды? – но ее присутствие неизменно волнует и озаряет мысли особым, странным светом...»1
К сожалению, нам не довелось встретиться с последним из великой семьи – Святославом Николаевичем Рерихом, который стал инициатором создания МЦР и в начале 90-х гг. приезжал в Россию. Но его Обращение к рериховским обществам России и других независимых государств стало для нас ключевым. В нем Святослав Николаевич четко определил основные задачи рериховских организаций: культурно-просветительская деятельность в сотрудничестве с МЦР и защита культуры. Как напутствие звучали его слова: «Без страха продвигайтесь вперед. Да будут ваши сердца чисты, а помыслы благородны. Помните, что судьба в ваших руках. Да будет Свет!» И более конкретно: «Защищайте Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому мешать его работе»2.
С.Н.Рерих видел в рериховских обществах, прежде всего, верных и надежных друзей МЦР. Но, как оказалось, для многих рериховских организаций принятие и исполнение его воли стало пробным камнем на пути. Л.В.Шапошникова в своей статье «Рериховцы против Рерихов» писала: «…с самого начала существования МЦР наиболее болезненные удары по нему были нанесены рериховскими обществами и отдельными членами этих обществ»...»3. Увы, это так! Мы знаем организации, которые допускают прямые агрессивные выпады против МЦР и его руководства. К их числу относится, например, Восточное рериховское общество «Урусвати», возглавляемое М.Луневым; газета «Знамя Майтрейи» Г.Горчакова и др. На таких «рериховцев» не производит впечатления Обращение С.Н.Рериха к рериховским обществам от 26.04.92 г., в котором он прямо называет Л.В.Шапошникову своим доверенным лицом и просит во всем помогать МЦР. Этот широко известный в Рериховском движении документ либо замалчивается ими, либо толкуется превратно. Непонятно, как же можно относить себя к последователям Рерихов, почитать их творчество и при этом не считаться с их мнением и выступать против Музея, который был основан С.Н.Рерихом?
В процессе борьбы с этой позицией мы убедились, что уход от фокуса Рериховского движения, которым по праву преемственности является МЦР, впоследствии неизбежно приводит к различным искажениям Учения Живой Этики: фанатизму, сектантству, синдрому «учительства» и т.п. Наглядным примером служит печальная судьба вышеназванных рериховских обществ, в которых эти негативные тенденции стали преобладать. И наоборот, высокий уровень и размах работы рериховских обществ, давно сотрудничающих с МЦР или ставших его отделениями, подтверждает верный выбор пути.
Придя в МЦР, мы ждали, что нам расскажут и покажут, как и что мы должны будем делать. Конечно, гораздо легче было бы получать конкретные указания и выполнять их. Но ничего подобного не произошло. Нам предложили совершенно иную форму сотрудничества, основанную на нашем созвучии той культурно-просветительской деятельности, которую успешно проводит МЦР. Однако до такого сотрудничества нужно было еще дорасти. Для этого необходимы и доверие в отношениях, и самоотдача, и высокое качество культурно-просветительской работы, соответствующее уровню МЦР.
Н.К.Рерих напоминал в своих трудах: «Можно равняться по худшему, и такое равнение будет деградацией. Всякое же равнение по лучшему будет ростом. Разными народами хранилась легенда о том, что даже ради одного праведника был сохранен целый город. Эта легенда, так многообразно и прекрасно заповеданная, указывает, что во всем важно качество, а не количество. Потому каждый добрый пример покрывает собою множества отрицательных показаний»4.
На своем опыте мы почувствовали, что сотрудничество с Центром дает новый, усиленный ритм нашей работе, расширяет кругозор, учит самоотверженности и преданности. В настоящее время наше общество успешно взаимодействует с выставочным отделом МЦР, отделом развития Музея, журналом «Культура и время», группой защиты имени и наследия Рерихов. Сотрудник общества, художник Музея истории города Ярославля Н.Мякота помогает в оформлении залов Музея имени Н.К.Рериха. Как и другие рериховские общества, поддерживающие МЦР, мы воспринимаем такое сотрудничество как знак высокого доверия.
Мы убедились, что МЦР является своего рода индикатором для людей, считающих себя последователями Рерихов. По отношению к нему выявляется понимание основ Учения Живой Этики. И успешное развитие рериховского общества напрямую связано с признанием ведущей роли МЦР в Рериховском движении, определенной самим С.Н.Рерихом.

Урок второй

Рериховские организации, следуя примеру Рерихов, должны осуществлять широкую культурно-просветительскую деятельность.
Вся многогранная деятельность Рерихов была посвящена служению Культуре. Своим творчеством они утверждали истинное высокое значение Культуры, ее определяющую роль в развитии человечества, необходимость ее развития и защиты. По инициативе Н.К.Рериха по всему миру были созданы многочисленные культурные организации. По его заветам плодотворно работают МЦР, Международная лига защиты Культуры, рериховские общества.
Воплощением рериховского понимания роли Культуры в жизни является, прежде всего, масштабная культурная и научная деятельность МЦР, выходящая далеко за рамки традиционной музейной работы.
Н.К.Рерих неоднократно говорил о концепции музея как многогранного культурного центра – Музейона. Он писал: «Музейон есть, прежде всего, Дом Муз. Музейон есть Обитель всех родов Прекрасного, и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их»5. Эти идеи получили достойное отражение в деятельности МЦР, который представляет уникальную культурную организацию мирового значения. Здесь в едином пространстве сосредоточены и постоянная музейная экспозиция, и выставочные залы, и издательский комплекс, и научно-исследовательский центр. Спектр мероприятий МЦР огромен: международные научно-общественные конференции, семинары и лектории по вопросам мировой культуры, передвижные выставки современных художников, концерты классической музыки, спектакли Оптического театра и т.д.
Именно опыт МЦР вдохновил наше Ярославское рериховское общество на сотрудничество с Музеем истории города Ярославля в плане реализации идеи Музейона.
Подобно тому, как в МЦР проводятся лекции по вопросам мировой культуры, мы решили организовать в Музее истории города ежегодный видеолекторий «Путешествие в страну Культуры». Наша инициатива получила поддержку руководства Музея, и вот уже пятый год этот проект успешно работает и развивается.
К участию в видеолектории мы приглашаем краеведов, сотрудников библиотек, искусствоведов, историков, музыкантов. Например, цикл лекций «Искусство иконописи» ведет научный сотрудник художественного музея В.В.Горшкова, цикл «Литературный Ярославль» проводит методист областной юношеской библиотеки имени А.А.Суркова С.Н.Левагина, с лекциями о краеведении выступает ученый секретарь музея истории города В.П.Алексеев. Cотрудники Ярославского рериховского общества тоже участвуют в подготовке видеолектория, проводят видеопрограммы о творчестве семьи Рерихов, гуманной педагогике, искусстве художников-космистов и т.д. В рамках видеолектория мы постоянно знакомим аудиторию с материалами научно-общественных конференций, проходящих в МЦР. Мероприятия видеолектория регулярно освещаются на сайте Музея истории города Ярославля6 и Интернет-портале «Музеи России»7 и привлекают все большее внимание жителей города.
Выставочная деятельность всегда вносит живую струю в работу культурной организации. Она дает людям возможность знакомиться с творчеством признанных мастеров и новыми достижениями в области искусства. Идея организации передвижных выставок картин Н.К.Рериха принадлежала основателю МЦР С.Н.Рериху. С начала выставочной деятельности МЦР по городам России и зарубежья прошли сотни выставок! Они позволили тысячам людей увидеть подлинники произведений великого русского художника, соприкоснуться с его уникальным творчеством. За время работы нашего Общества в Ярославской области состоялось 10 выставок картин Н.К. и С.Н. Рерихов из фондов МЦР. Помощь МЦР в организации этих проектов помогла нам глубже узнать творчество Рерихов. О том, каким сильным притяжением оно обладает, свидетельствует забавный случай, который произошел на первой выставке картин Н.К.Рериха в Ярославском художественном музее. Поток посетителей был настолько велик, что входные двери музея пришлось на время закрыть. Приходившие люди возмущенно стучали в двери: «Пустите нас на Рериха. Иначе мы будем жаловаться!» Присутствуя на открытии выставок картин Н.К.Рериха в других городах (Иваново, Кострома, Суздаль), мы убедились, что такой интерес они вызывают повсеместно.
В 1998 году в МЦР впервые была проведена миротворческая акция «Колокол Мира в День Земли». В ней приняли участие представители Информационного центра ООН в Москве, Московского бюро ЮНЕСКО, Правительства Москвы, космонавты, известные деятели науки и культуры. Всемирный День Земли, утвержденный ООН в 1971 году, отмечается в мире в день весеннего равноденствия и напоминает людям о беззащитности планеты, страдающей от экологических катастроф и военных конфликтов, и ответственности людей за ее будущее. В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая всех ощутить всеземную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. В настоящее время инициативу МЦР по празднованию Дня Земли поддержали многие города России, Украины, Белоруссии, Кыргызстана. Наше Общество в 2008 году инициировало проведение в Ярославле экомарафона «Планета Земля – наш общий дом» и также присоединилось к акции «Колокол Мира в День Земли». Организаторами этого проекта выступили: департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, Ярославское рериховское общество «Орион», Центр анимационного творчества «Перспектива». Акцию поддержали Музей истории города Ярославля и Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А.Некрасова.
В церемонии участвовал советник губернатора Ярославской области В.И.Лукьяненко. Председатель Международного комитета «Колокол Мира в День Земли», летчик-космонавт Анатолий Березовой прислал Приветствие в адрес организаторов праздника. Торжественный звон Колокола Мира, объединивший ярославцев в День Земли в мыслях о будущем планеты, влился в звучание колоколов по всей планете.
По примеру МЦР мы давно поддерживаем развитие культурных связей с Республикой Индия. Интересным был совместный выставочный проект Посольства Республики Индия в России, Музея истории города и нашего рериховского общества, осуществленный в 2004 году. Впервые Ярославль посетил посол Индии господин Кришнан Радхунатх, открывший выставку «Лики Индии: Боги, люди, куклы», где были представлены куклы в индийских костюмах и фотографии памятных мест Индии, связанные с культурой буддизма. Частью этого проекта стала выставка репродукций картин С.Н.Рериха, посвященная Индии, из фонда нашего Общества. Это яркое культурное событие внесло свой вклад в укрепление связей России и Индии и имело большой общественный резонанс в городе.
Как показывает опыт МЦР, научно-исследовательская работа является важным компонентом культурной деятельности. В этом направлении наше общество стремится поддерживать исследовательскую работу Музея истории города, связанную с именем нашего земляка, первого русского индолога Герасима Степановича Лебедева (1749–1817). Он был убежден в том, что Индия является колыбелью мировой цивилизации, и внес большой вклад в изучение индийской культуры. Кроме того, он был профессиональным музыкантом, актером и основал в Калькутте бенгальский театр. Вернувшись в Россию, Г.С.Лебедев издал словарь бенгальского языка, опубликовал целый ряд научных трудов. Его имя в Ярославле было почти забыто, и вместе с доктором исторических наук, профессором В.В.Черновской мы решили помочь в восстановлении памяти об этом замечательном человеке. В Российской национальной библиотеке была найдена книга Г.С.Лебедева «Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии брамгенов, священных обрядов и народных обычаев…» (1805 г.), которая в свое время стала настоящей энциклопедией об Индии. В Ярославле появилась ее копия, и сейчас эта книга готовится к переизданию. Наше общество приняло участие в Общероссийской конференции «Герасим Лебедев и его время», которая проходила в Ярославле в 1999 г. Наконец, мы выступили с инициативой открыть в музее экспозицию, связанную с именем Г.С.Лебедева. Этот проект был успешно реализован в начале 2008 года. Теперь в постоянной экспозиции Музея истории города Ярославля, посвященной Герасиму Лебедеву и ярославско-индийским культурным связям, находится «Знамя Мира».
Директор Музея истории города Ярославля В.Г.Извеков на вопрос о значении сотрудничества Музея с нашим Рериховским обществом ответил так: «Я давно знаком с деятельностью МЦР, лично встречался с Л.В.Шапошниковой и ценю ее подвижнический труд. Я отслеживаю борьбу МЦР за сохранение наследия Рерихов и всегда готов поддержать его в этом. То, что Ярославское рериховское общество строит свою работу по примеру МЦР, безусловно, вызывает доверие. Время и результаты нашей общей работы подтвердили важность этого сотрудничества. Наши совместные проекты – видеолекторий, выставки, форумы – вызывают большой интерес общественности и работают на пользу городу. Я готов и дальше поддерживать творческие инициативы этой рериховской организации».
Мы знаем, что и другие рериховские общества, ориентируясь на МЦР, ведут многоплановую культурно-просветительскую работу в сотрудничестве с местными культурными организациями. Например, Ивановское рериховское общество успешно сотрудничает с Музеем имени Б.И.Пророкова, Костромское – поддерживает работу Костромского государственного объединенного художественного музея по сохранению и изучению наследия Ефима Честнякова, Тверское – организует совместные мероприятия с ВООПиК и т.д.
М.Горький предупреждал: «Процесс развития культуры есть процесс преодоления трудностей»8. Действительно, трудностей на этом пути встречается немало. Но пример их преодоления всегда перед нами – МЦР. Воплощая в своей многогранной деятельности идеи семьи Рерихов, он вносит значительный вклад в утверждение и развитие самых важных областей Культуры и помогает рериховским организациям двигаться в том же направлении.

Урок третий

Жизненный путь Рерихов – это синтез неутомимого труда на благо Культуры и утверждения в жизни Учения Живой Этики. Каждый сотрудник рериховского общества должен стремиться пройти путем Рерихов.
Все творчество Рерихов наполнено идеями Живой Этики. Не восприняв эти идеи, мы не сможем понять значение огромных культурных и научных достижений великой семьи.
Проблемы некоторых рериховских организаций возникают, на наш взгляд, именно оттого, что они отделяют Учение Живой Этики от культурной деятельности Рерихов, не понимают единства философского и художественного наследия Н.К.Рериха.
В результате этот отрыв ведет к искажениям Учения и своеобразному интеллектуальному сектантству, а рериховская организация начинает напоминать мальчика Кая из сказки «Снежная Королева», который с холодным сердцем пытался из льдинок сложить слово «Вечность».
Л.В.Шапошникова не раз отмечала в своих трудах: «…Книги Живой Этики нельзя изучать в отрыве от художественного творчества Рериха. Ибо оно несет в себе “таинственное касание надземного”, ту энергетику истинной Красоты, которые открывают двери в иные миры, приближают их к нам, облегчая и обогащая энергетический обмен, сужденный нам эволюцией. Без искусства Рериха крайне трудно постигнуть истины, дарованные человечеству Космическими Иерархами накануне нового эволюционного витка…»9
Как мы убедились, в Рериховском движении проявляются две крайности в понимании своих задач. Первая – постижение Учения без проведения культурно-просветительской работы. Вторая – культурно-просветительская работа без изучения Живой Этики. Наше Общество в начале своего пути прошло через первую крайность, и мы быстро поняли, что на этом пути существует опасность уйти в пустое умствование и «гармоничную теоретизацию». Если эта тенденция пересилит стремление применять Учение на практике, в делах на Общее Благо, то рериховское общество может превратиться в обособленную группу «избранных» или, проще говоря, в секту. Этому процессу неизменно сопутствуют такие проявления, как «самость превосходства», утверждения типа «мы – высокодуховные люди», «мы – знающие» и т.п.
В отношении другой крайности хотелось бы отметить, что при схожести целей работы рериховских обществ и некоторых других культурных организаций надо все же понимать разницу между ними. На наш взгляд, роль рериховского общества состоит не в том, чтобы подменять в просветительской работе ученых, педагогов и т.д. Нам следует привлекать таких людей к совместной работе, объединять их в деятельности на благо Культуры. Неотъемлемой задачей рериховского общества является и распространение идей нового, космического мировоззрения, в основе которого лежит Учение Живой Этики. При этом нужно учитывать, что Учение – это научно-философская, а не религиозная система, и оно не может распространяться путем миссионерства или навязывания.
Мы уверены, что нельзя формально разделить работу рериховского общества на «внутреннюю» и «внешнюю», как это пытаются делать некоторые. При этом, под «внутренней» работой часто понимается общение на темы Учения, а «внешняя», то есть общественная, работа считается чем-то второстепенным. Вспомним, что нам заповедан синтез и указан путь совершенствования: «руками и ногами человеческими». Значит, внутренняя работа над собой и внешняя общественная работа должны быть тесно взаимосвязаны. Более того, общественная работа рериховских организаций должна стать результатом работы внутренней, потому что при правильном внутреннем росте человек не может оставаться равнодушным к бедственному положению Культуры и будет стараться вносить свой посильный вклад в культурное строительство.
«И Живая Этика, и Николай Константинович Рерих в своих очерках нам постоянно напоминают о необходимости быть в самой гуще жизни. А здесь явная попытка ухода, и по-человечески ее можно понять. “Там такое безобразие творится, а у нас здесь благолепие, песнопения, красивые слова... ах, какие мы хорошие”. На самом же деле позиция эта глубоко неверная. Если, скажем, вы живете в городе, где гибнет музей, где разрушаются памятники культуры, то требуются от настоящих рериховцев действия, а не красивые слова... Поэтому, какова рериховская организация, можно определить не по тому, что она о себе думает, – думает она о себе, как правило, хорошо, – а по тому, что она сделала»10, – пишет Л.В.Шапошникова.
Символ «Знамени Мира» – искусство, наука и философия в едином пространстве Культуры – является своеобразным ключом к пониманию всего рериховского наследия. Если мы будем искусственно выделять только один аспект, например, философский, произойдет нарушение гармоничного сочетания триединства Культуры и, как следствие, непонимание глубины рериховских идей. Поэтому каждое Рериховское общество, на наш взгляд, должно стремиться сочетать в своей работе эти три направления: культурно-просветительское, философское и научное.
Ярким примером следования заветам Рерихов для нас является жизнь и деятельность Л.В.Шапошниковой. Она в прямом смысле прошла по пути Рерихов, полвека спустя повторив основную часть их знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции. Под ее руководством Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха стал настоящим храмом Культуры. Синтез красоты и знания, присущий рериховскому наследию, неизменно присутствует во всех трудах Людмилы Васильевны. Ее книги «Мудрость веков», «Мастер», «Тернистый путь красоты» открывают читателям глубины философии, истории и культуры.
Не только неутомимая созидательная деятельность Л.В.Шапошниковой вызывает глубокое уважение, но и ее принципиальная позиция при общении с теми, кто, называя себя последователями Рерихов, грубо искажает их идеи или нарушает волю. Людмила Васильевна решительно встала на защиту воли Е.И.Рерих, когда ее дневники были незаконно и несвоевременно опубликованы издательством «Сфера» с подачи директора Нью-Йоркского музея имени Н.К.Рериха Даниила Энтина.
Она выступила инициатором регистрации знака «Знамени Мира», как того и хотели Рерихи. Сколько нападок ей пришлось при этом выдержать и сколько уроков стойкости она нам показала! Людмила Васильевна героически принимает на себя все удары, направленные против общественного Музея имени Н.К.Рериха. Она неутомимо борется за выполнение воли С.Н.Рериха, который передал МЦР 288 картин – своих и Н.К.Рериха, – но они до сих пор незаконно удерживаются Музеем Востока.
У Людмилы Васильевны мы учимся мужеству и умению преодолевать препятствия. Очень запомнились ее слова об отношении к трудностям: «В одном из писем к Николаю Константиновичу и Юрию Николаевичу (21.11.30) Елена Ивановна кратко и четко утверждает, что “лишь великие дела вызывают великое противодействие; противодействие есть единственный и точный измеритель величия начинания”. Противодействия испытывали Рерихи в своей культурной деятельности, противодействие испытывает Международный Центр Рерихов, созданный в Москве Святославом Николаевичем Рерихом. “Единственный и точный измеритель” действует безотказно. Каждая трудность, каждое препятствие есть ступенька, по которой поднимается тот, кто работает на Культуру, на Общее Благо, на претворение в жизнь идей Живой Этики. Там же, где все удается, где все легко и безоблачно, там нет ни энергетики Учения, ни понимания задач космической эволюции. Там нет и точного измерителя, ибо измерять нечего»11.
Радостно хотя бы в малой степени поддерживать героическую деятельность Л.В.Шапошниковой в защиту культуры. Почетно хоть в чем-то помочь ей в борьбе с неправдой. Надежно идти вперед, следуя ее советам.
Показательно, что имя Людмилы Васильевны не раз становилось для нас «ключом», который открывал новые пути к сотрудничеству. Так, доктор исторических наук, профессор, ученый-индолог В.В.Черновская, узнав, что мы сотрудничаем с МЦР, который возглавляет Л.В.Шапошникова, при первой же встрече предложила нам принять участие в востоковедческой конференции «Россия – Восток». В результате у нас сложилось доброе и плодотворное сотрудничество на долгие годы. Директор Музея истории города В.Г.Извеков, лично знающий Л.В.Шапошникову, с полным доверием поддержал наши инициативы в музее.
Кстати, мы заметили, что слово Л.В.Шапошниковой служит хорошей защитой от фанатизма и невежества. Наглядный пример: после того как на встречах, проводимых Обществом, мы стали демонстрировать видеофильмы с лекциями Л.В.Шапошниковой, из нашей аудитории сразу же отсеялись праздношатающиеся «мистики» и «оккультисты».
Благодаря примеру Людмилы Васильевны Шапошниковой мы постепенно пришли к осознанию того, что наследие Рерихов – художественное, философское, научное – едино! И чтобы приблизиться к правильному пониманию рериховских идей обновления мира и человека, нужно «пройти путем Рерихов», то есть стать образованными в разных областях жизни и утвердить синтез в познавании и труде.

Урок четвертый

Одной из основных задач рериховского общества должна быть защита имени и наследия Рерихов, а также Международного Центра Рерихов от клеветы и злотолкований.
Ситуация, сложившаяся в России вокруг наследия Рерихов, просто возмутительна. Против всемирно известных деятелей культуры, передавших родной стране наследие планетарного значения, развязана многолетняя кампания клеветы. Не прекращаются попытки уничтожить общественный Музей имени Н.К.Рериха. Рериховские организации не могут оставаться в стороне от этих проблем. Их долг – встать на защиту имени и наследия Рерихов и МЦР.
В связи с публикациями в прессе работ журналиста О.Шишкина, дьякона Кураева и прочих клеветников, у нас, в Ярославле, начались нападки на имена Рерихов и Е.П.Блаватской. Работы Л.В.Шапошниковой очень помогли нам в борьбе с клеветой. Ее статьи, такие как «Николай Рерих – мыслитель или шпион?», «“Подвижничество” дьякона Кураева» и др., – пример достойной защиты. Называя вещи своими именами, она убедительно разоблачает лгунов и клеветников.
Поддерживая прочную связь с МЦР, нам нетрудно было разобраться в людях, компрометирующих Рериховское движение. Речь, прежде всего, идет о М.Луневе и Г.Горчакове, которые неоднократно предпринимали попытки навязать нам свои позиции, но встретили в Ярославле должный отпор. Наше Общество легко прошло испытание книгами авторов: Профит, Зиновии и пр. Было понятно, что стоит за так широко распространившимися в последнее время «продолжениями Живой Этики» – фальшивками, которые нетрудно распознать при правильном понимании основ Учения.
Работа рериховского общества в Ярославле осложняется тем, что наш город в последнее время стал очень «православным» – вернее, клерикальным. Имя Рериха вызывает агрессию местной Церкви, а также тех государственных структур, которые с ней сблизились. Как-то раз ко дню рождения Н.К.Рериха наше Общество в областной прессе объявили... сектой. Мы опубликовали опровержение. Однако доказывать что-то после того, как публично приклеили ярлык, было достаточно сложно. Через несколько недель наше Общество представило доклады на Международную востоковедческую конференцию «Россия – Восток», состоявшуюся в Ярославле. Во время конференции, проходившей в здании областной администрации, по инициативе Общества было поднято «Знамя Мира». И нападки после этого сразу прекратились. Мы поняли, что доказывать свою правоту можно только делами, а лучшей защитой от клеветы будет расширение культурно-просветительской работы и улучшение ее качества.
Конференция «В защиту имени и наследия Рерихов», которая состоялась в МЦР в 2003 году, дала новый импульс нашей работе. «Защита великих имен и великого наследия есть форма нашего участия в Великой битве света и тьмы. Это сейчас наша главная, а не какая-то второстепенная или же незначительная задача»12, – сказала Л.В.Шапошникова в своем обращении к участникам конференции.
На сайте Ярославского рериховского общества была открыта рубрика «Защитим имя и наследие Рерихов»13, где мы разместили многие материалы по этой теме. Проблема охранения высоких имен от клеветы становилась настолько острой, что при МЦР была организована Группа защиты имени и наследия Рерихов. Мы с готовностью приняли предложение профессора В.В.Фролова участвовать в подготовке сборников «Защитим имя и наследие Рерихов». И очень благодарны ему за многие полезные уроки.
Распространение сборников «Защитим имя и наследие Рерихов», изданных МЦР, стало широкой культурной акцией в России, Украине, Белоруссии, Латвии, Эстонии и других странах. В библиотеках нам говорили, что давно ждали эти книги. Многие люди понимали, что идет клевета в адрес Рерихов, но нужны были веские аргументы для ответа невеждам. Сборники предоставили их.
Сейчас в информационном пространстве ведется самая настоящая война против Рерихов и МЦР. Технологии «черного пиара» обычно строятся на недостаточной информированности общественности и широком распространении сплетен и домыслов. Размышления о том, как помочь защитить рериховское наследие и оказать информационную помощь МЦР, привели к созданию в пространстве Рериховского движения Межрегионального информационно-аналитического центра (МИА – Центра). Три рериховских общества – Ярославское, Тверское и Ивановское – стали его учредителями. К нам присоединились сотрудники из Кузбасса (г. Кемерово, г. Анжеро-Судженск), Кировской области (г. Омутнинск), Украины (г. Донецк, г. Первомайский, г. Артемовск).
В первую очередь было установлено постоянное сотрудничество с Интернет-порталом «Музеи России», на котором регулярно стали появляться статьи о культурных мероприятиях, проходящих в МЦР. Мы стали постоянно размещать в Интернете коллективные письма протеста общественности против клеветнических публикаций в СМИ. Для пополнения Интернет-библиотек литературой рериховской тематики в электронном виде были подготовлены соответствующие книги и проведены переговоры с владельцами библиотечных Интернет-ресурсов. Организована широкая рассылка через Интернет информационных материалов по культурно-просветительским организациям. Работа МИА – Центра неуклонно расширяется, и мы рады, что можем оказывать реальную информационную помощь МЦР и Рериховскому движению.
Интересный факт. Нападки на имена Рерихов с каждым годом становятся все более изощренными. Раньше этим отличались в основном невежды и скандальные журналисты. Противостоять им было относительно просто. Сейчас стало сложнее, поскольку искажение идей Рерихов проникло в научные круги. Появляются псевдонаучные диссертации, например, В.Росова, Т.Симанженковой и др. В докторской диссертации В.Росова «Русско-американские экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию (1920-е и 1930-е годы)» предпринята попытка приписать Н.К.Рериху политическую деятельность по созданию в Центральной Азии нового государства. В защиту имени Рериха от этой клеветы решительно выступили МЦР и большинство организаций Рериховского движения14. Историками и филологами были проведены экспертизы диссертации В.Росова, которые доказали ее полную научную несостоятельность. Диссертация же некоей Т.Симанженковой служит примером «онаучивания» ложных представлений о Рериховском движении. Удивительно, что такие недобросовестные, предвзятые исследования утверждаются ВАКом как научные труды.
По этому поводу вспоминаются слова Д.С.Лихачева: «Общее правило: блюсти большое в малом – нужно, в частности, и в науке. Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. Если же стремиться в науке к “мелким” целям – к доказательству “силой” вопреки фактам, к “интересности” выводов, к их эффективности или к любым формам самопродвижения, то ученый неизбежно терпит крах. Может быть, не сразу, но в конечном счете! Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестанет быть ученым»15.
Трудность распознавания псевдонауки заключается в том, что недобросовестные исследователи широко используют цитаты из наследия Рерихов и ссылаются на их труды. Но определить их можно по направлению главного удара. Он всегда обращен против МЦР и Людмилы Васильевны Шапошниковой.
Именно через Интернет идет большинство нападок на МЦР со стороны так называемых «рериховцев». Наиболее характерным в этом отношении является сайт Андрея Люфта «Живая Этика в Германии», который почти ежедневно изливает потоки изощренной клеветы на МЦР и его руководство. Но как бы ни были выстроены интеллектуальные цепочки этих недоброжелателей, как бы ни прикрывали они свои низкие мысли высокими цитатами, – думающему человеку видна их сущность. Бессердечность, грубость, цинизм, самонадеянность распознать нетрудно.
Стоит ли реагировать на каждую сплетню, тем самым подбрасывая новые поленья в костер клеветы? Конечно, глупо «стрелять из пушки по воробьям». Но это не означает, что на клевету не нужно реагировать совсем. Коллективное мнение рериховских обществ по поводу сайта Люфта было однозначно выражено в Интернете16.
Чего же стоит рериховская организация, если она не участвует в защите?
«Некоторые мечтают припасть к ногам Учителей, но идти с Ними на бой не дерзают. Но теперь, именно, бой, и можем звать лишь на бой. Полные изучения истин блага, за личною ответственностью, Мы утверждаем бой, но законный»17 – так сказано в Учении Живой Этики.
Таким образом, мы укрепились во мнении, что Рериховское общество не может ограничиваться только культурно-просветительской деятельностью. Дело защиты имени и наследия Рерихов, а также МЦР продолжает оставаться одним из самых неотложных.

Урок пятый


Научиться сотрудничать – это наиболее важная и трудная задача для Рериховского движения на современном этапе.

Самое, пожалуй, значимое открытие, которое мы сделали для себя в опыте сотрудничества, можно выразить словами Л.В.Шапошниковой: «Для всех: и для сотрудников Центра, и для рериховских организаций – сейчас стоит проблема научиться сотрудничать, научиться понимать другого человека, научиться его слушать и слышать… Некоторые общества называют себя рериховскими, а сами занимаются лишь медитацией и выяснением оккультных вопросов. А ведь в Живой Этике много раз предупреждается о том, чтобы прекратили медитацию, прекратили оккультные упражнения. Сейчас энергетическая ситуация другая. Для того, чтобы получить всякого рода способности, нужно просто работать. Работать! По-настоящему – и во имя Культуры, во имя той же эволюции. Работая, мы повышаем наше сознание, наше мышление, наше умение»18.
Как показал опыт нашей работы, рериховское общество должно обязательно стремиться быть единым целым, бережно охраняя взаимопонимание и созвучие близких сотрудников, проявляя внимание и мудрость ко всем вновь приходящим.
Гармоничное сотрудничество, конечно, дается не сразу.
В состав рериховских обществ входят люди разных накоплений и устремлений. По неизменным законам духовного развития со временем в каждом из нас начинают выявляться не только хорошие, но и отрицательные качества. Бывает, что различия во взглядах сотрудников выражаются довольно резко, но именно в совместной культурной работе, на утверждении приоритета общего дела, а не личных отношений, постепенно сглаживаются острые углы и строится взаимопонимание.
Людмила Васильевна в своих статьях и выступлениях не раз направляла нас к правильному пониманию сотрудничества: «Сотрудничество может возникнуть только через работу и труд.
Нет абстрактного сотрудничества. Никакими молитвами вы не вызовете сотрудничество, если не работаете, не трудитесь. Основа всех наших достижений, основа расширения нашего сознания – это тоже труд. Ибо таков этот мир. Плотный физический мир – мир рукотворчества, как написано в Агни Йоге, и труд стоит во главе угла нашего творчества, наших свершений, нашего совершенствования...»19
Мы заметили: когда общество едино, особенно хорошо удаются новые дела, появляются новые контакты, то есть работает «магнит сотрудничества». Актуальный пример – работа Общества по проведению в городе юбилеев Н.К.Рериха и С.Н.Рериха. Результат порадовал всех: выставка картин Н.К.Рериха в Музее истории города, выставки репродукций в областной библиотеке и школе искусств; публикации о Рерихах в местной прессе; издание юбилейных сборников, посвященных Н.К.Рериху и С.Н.Рериху; «Знамя Мира» над Музеем истории города.
Постепенно мы пришли к выводу, что рериховское общество должно быть открытым к сотрудничеству с другими культурными и научными организациями, стать своего рода творческим магнитом, притягивающим к совместной работе культурных людей.
Характерное наблюдение: после того, как наше Общество перестало быть организацией, замкнутой исключительно на себя, у нас сразу появились новые друзья и благодаря им – новые возможности для расширения культурно-просветительской деятельности. Например, в процессе проведения выставок картин Н.К.Рериха мы познакомились с директорами и сотрудниками практически всех крупных музеев Ярославской области и приобрели в их лице помощников в работе.
Мы заметили, что критерием нашей деятельности может служить доброжелательное отношение и соучастие людей, пусть и незнакомых с наследием Рерихов, но высоких профессионалов своего дела — ученых, педагогов, работников искусства. Очень радует, что в последнее время таких людей вокруг нас становится все больше.
Важно, на наш взгляд, развивать сотрудничество с другими рериховскими обществами и группами, объединяясь вокруг МЦР. Мы плодотворно сотрудничаем с рериховскими обществами и группами из Твери, Иванова, Костромы, Кемерова, Анжеро-Судженска и др.
В последние годы новой интересной формой сотрудничества рериховских организаций стали экспедиции. Так, в августе 2007 года была организована культурно-образовательная экспедиция «Охрана культурного наследия: сотрудничество музеев и общественных организаций». Организаторами выступили: Тверская областная рериховская общественная организация, Ярославское рериховское общество «Орион», Новгородское рериховское общество, Межрегиональный информационно-аналитический центр, Новгородское общество любителей древности. Этот совместный культурный проект поддержали: Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха, администрация МО Бологовский район, администрация Окуловского муниципального района и Тверское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Маршрут экспедиции прошел по местам, тесно связанным с жизнью и творчеством семьи Рерихов (Тверь – Бологое – Мшенцы – Окуловка – Великий Новгород). В ходе экспедиции в г.Окуловке (Новгородская область) был установлен памятник Ю.Н.Рериху, который был передан в дар городу Международным Центром-Музеем имени Н.К.Рериха. В Краеведческом музее имени Н.Н.Миклухо-Маклая (г. Окуловка) была открыта экспозиция, посвященная деятельности семьи Рерихов. А в Великом Новгороде прошел интересный Круглый стол «Охрана культурного наследия: сотрудничество музеев и общественных организаций».
«Совместный труд воспламеняет в людях такую ярость свершения, какой они редко могут достичь в одиночку», – сказал американский философ и поэт Ралф Эмерсон. И жизнь неоднократно подтверждает эти слова.
В 2006, 2007 и 2008 годах совместными усилиями нескольких Рериховских обществ были организованы экспедиционные программы на Алтай, посвященные юбилею Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха.
Итогом экспедиции 2007 года стало восхождение на пик Урусвати и пик П.Ф.Беликова и установка там памятных знаков.
Экспедиционная программа 2008 года называлась «Путями Центрально-Азиатской экспедиции академика Николая Рериха: Алтай». Ее торжественное открытие состоялось в МЦР. В ней приняли участие представители культурной и научной общественности России, Украины и Эстонии. В ходе экспедиции состоялись встречи с работниками культуры, общественностью, администрацией и СМИ в городах Анжеро-Судженск, Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск. В дар музеям этих городов были переданы журналы «Культура и время», сборники «Защитим имя и наследие Рерихов» и другие издания МЦР. В поселке Усть-Кокса участники экспедиции посетили Народную библиотеку имени Е.И.Рерих и передали в дар комплект культурно-просветительской литературы.
В селе Верхний Уймон состоялась творческая встреча с сотрудниками Музея старообрядчества. Были успешно осуществлены четыре экспедиционных маршрута по местам пребывания Н.К.Рериха на Алтае. Преодолены перевалы: Восточно-Капчальский (категория 1Б), Кара-Тюрек (1А), Рига-Турист (1Б) и совершено восхождение на безымянную вершину (3 450 м), где было поднято «Знамя Мира» и установлена памятная табличка в честь МЦР. Эта широкая экспедиционная программа привлекла внимание общественности и СМИ к Центрально-Азиатской экспедиции, её историческим итогам и утвердила идею культурного единения и сотрудничества, которой большое значение придавали Рерихи.
Н.К.Рерих в статье «Сравнения» писал: «Носители Культуры не препятствуют и не разрушают, но строят и создают неустанно. Для этой неутомимости нужно взаимное понимание, нужно истинное сотрудничество. Чем труднее время, тем большее взаимное доверие и прекрасное сотрудничество необходимо.
Каждые сравнительные цифры лишь покажут, насколько спешно нужно обращение к основам созидательной Культуры. Если есть решимость духа и самоотверженность, то создадутся такие твердыни, которые никакие яды, никакие орудия не разрушат»20.
Если бы мы имели такую возможность, то предложили бы всем организациям, существующим сегодня в Рериховском движении, поставить перед собой те главные вопросы, на которые мы попытались честно ответить сами. Для чего мы объединяемся в рериховское общество? Готовы ли принять Учение Живой Этики как основу жизни и самоотверженно участвовать в культурном строительстве? Готовы ли признать ведущую роль МЦР и упорно подниматься по ступеням сотрудничества? – Мы уверены, что ответы на эти вопросы определяют будущее каждого Рериховского общества и всего Рериховского движения в целом.
Путь в Страну Культуры, о которой мечтал Н.К.Рерих, нелегок. Он проходит через многие жизненные уроки: преданности, распознавания, сотрудничества. И от нашего выбора в каждом таком испытании, от того, примем ли мы его осознанно или уклонимся в сторону, зависит наша готовность к Новому Миру, который так вдохновенно и неустанно приближала своими трудами семья Рерихов.

1. Андреев Л. Держава Рериха // Держава Рерихов. М.: МЦР, 2004. С. 39.

2. Обращение С.Н.Рериха к рериховским обществам России и других независимых государств. 26 апреля 1992 г. Бангалор, Индия // Защитим имя и наследие Рерихов. М.: Международный Центр Рерихов, 2001. Т. 1. С. 108.

3. Шапошникова Л.В. Рериховцы против Рерихов // Культура и время. 2006. № 4. С. 210.

4. Рерих Н.К. Молодежь // Рерих Н.К. О вечном. М.: Республика, 1994. С. 62.

5. Рерих Н.К. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991. C. 240.

6. Музей истории города Ярославля: офиц. сайт. Режим доступа: http://museum.city-yar.ru/russian/index.php (7 окт. 2008).

7. Публикации о нашей деятельности [Электронный ресурс] // Ярославское рериховское общество: офиц. сайт. Режим доступа: http://www.yro.narod.ru/yar/internet/yro_int.html (7 окт. 2008).

8. Максим Горький – афоризмы [Электронный ресурс] // Мудрослов: офиц. сайт. Режим доступа: http://www.mudroslov.ru/quotes?author=48&filter=author&page=3 (12 июня 2009).

9. Шапошникова Л.В. Тернистый путь красоты. М.: МЦР, 2001. С.237.

10. Из выступления Л.В.Шапошниковой на совещании рериховских организаций 24 марта 1995 г. (в сокращении) //Мир Огненный. 1995. № 3 (8). С. 93.

11. Шапошникова Л.В. «Позвольте мне сойти с пьедестала…» // Держава Рерихов. М.: МЦР, 2006. Т. 1. С. 114.

12. Шапошникова Л.В. В защиту имени и наследия Рерихов // В защиту имени и наследия Рерихов. Материалы Международной научно-общественной конференции, 2002. С. 30.

13. В защиту имени и наследия Рерихов [Электронный ресурс] // Ярославское рериховское общество: офиц. сайт. Режим доступа: http://www.yro.narod.ru/zaschitim/zaschita.htm (7 окт. 2008).

14. Невежество против науки. Защитим имя Н.К. Рериха. К вопросу о диссертации В.А. Росова. [Электронный ресурс] // МЦР: офиц. сайт. Режим доступа: http://www.roerich-museum.ru/rus/protection/facts_a_fictions/rosov_diser
(7 окт. 2008 г.)

15. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1989. С.17.

16. Коллективное письмо протеста против действий редактора сайта «Живая Этика в Германии» Андрея Люфта. 14.12.2006 г. [Электронный ресурс] // Ярославское рериховское общество: офиц. сайт. Режим доступа: http://yro.narod.ru/dvigenie/Polemika/No_Liuft.htm (7 окт. 2008).

17. Община (Рига), 18.

18. Учиться работать и сотрудничать//Мир Огненный. 1997. № 1 (12). С. 121.

19. Шапошникова Л.В. О со-трудничестве и самообразовании. Выступление на собрании представителей рериховских организаций // Держава Рерихов. М.: МЦР, 2006. Т. 2. С. 431.

20. Рерих Н.К. Сравнение // Рерих Н.К. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991. С. 145.


Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов