Защитим имя и наследие Рерихов - Т.5. III. Невежество против науки С.В.Скородумов. Хроники «броуновского» движения
(О диссертации Т.К.Симанженковой «Движение последователей Рерихов в современной России: философские истоки и тенденции эволюции».
Говори о том только, что тебе ясно, иначе молчи.
Л.Н.Толстой
Диссертация с элементами «оккультизма»
Новость о том, что в российском научном пространстве защищена кандидатская диссертация, исследующая современное Рериховское движение, вызвала у меня и у моих коллег по общественной культурно-просветительской деятельности из других городов большой интерес. Было любопытно посмотреть, как современная наука анализирует и оценивает нашу работу в непростых современных российских реалиях. Достать автореферат и сам текст диссертации Т.К.Симанженковой «Движение последователей учения Рерихов в современной России» оказалось непросто. Наконец, «заветный» текст на моем столе, и я погружаюсь в чтение. Однако по мере знакомства с трудом госпожи Симанженковой все сильнее растут чувства разочарования и протеста... Значительная часть представленных материалов вообще не имеет к Рериховскому движению никакого отношения. В диссертации фигурирует множество названий организаций, искажающих взгляды Рерихов («Калагия», «Рикла», «Радастея» и т.д.). Что же касается остальных, то из текста Т.Симанженковой трудно понять их цели, задачи и направление развития. Все описанное диссертантом мало походит на Рериховское движение с его реальными проблемами и достижениями. Картина, изображаемая в диссертации, больше напоминает не Рериховское, а броуновское движение. Напомню, что в 1827 г. английский ботаник Роберт Броун описал беспорядочное движение небольших частиц вещества, взвешенных в жидкости или газе. Нечто похожее мы видим в диссертации Симанженковой в отношении Рериховского движения: очевидно, что она совершенно не поняла его основу и цели и не уловила объединяющий его фокус. Задача ученого состоит не только в том, чтобы описать свое видение процесса, но и осмыслить его направление и движущие силы. Какой же критерий приняла Симанженкова при описании Рериховского движения? – Она пошла по пути наименьшего сопротивления и без всякого критического анализа отнесла к движению многие организации и группы, вплоть до весьма сомнительных, которые в своей деятельности до неузнаваемости искажают творческое наследие семьи Рерихов. Исследование Симанженковой напоминает своеобразную облаву, после которой в один «приемник-распределитель» попали все, кто когда-то написал или произнес слово «Рерих». Так, вся вторая глава диссертации («Неорелигиозные движения, возникшие на основе учения Рерихов в современной России») вообще не имеет отношения к заявленной теме исследования. Контактершу Зиновию Душкову, движение «Рикла», группу «Алетейя» и т.д. никак нельзя назвать ни «последователями учения Рерихов в современной России», ни «движениями, развивающими некоторые теоретические и практические установки доктрины Рерихов»1. Потому что они суть прямое искажение философии Живой Этики и подмена Учения псевдоучением. Оценка этого явления была дана Генеральным директором Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой еще 1998 г. В статье «Пышные олимпы низших сфер» она пишет: «Не может быть ничего худшего, чем попытка подменить истинное Учение псевдоучением. Многим известно, и мы сами неоднократно сообщали и писали об этом, что архив Елены Ивановны, который принадлежит Международному Центру Рерихов, содержит огромный материал по Живой Этике, оставленный самой Еленой Ивановной нам в наследство. Там есть не одно, а много продолжений Живой Этики. Передавая мне эти материалы в 1990 году, Cвятослав Николаевич сказал, что они “могут напитать целую эпоху, но сроки должны быть соблюдены”. Мы эти сроки соблюдаем, и ни одна строчка не будет обнародована или опубликована раньше указанного времени… Имея в виду сказанное, я прошу “учителей света” и их земных адептов не беспокоиться насчет “продолжения” или “развития” Живой Этики в ближайшие 200 лет, да и в дальнейшем – тоже…»2 Т.К.Симанженкова претендует на то, что «содержание работы, а также теоретические выводы, полученные в ходе анализа, могут быть использованы в составлении учебных программ спецкурсов по религиоведению и культурологии в вузе и школе»3. Но позвольте! Почему по религиоведению? – Оказывается, автор относит Рериховское движение к категории… «Нью-Эйдж», а также к «теософским, эклектическим мистико-оккультным движениям, декларирующим специфический неправославный “русский традиционализм”»4. Вы что-нибудь поняли из этого нагромождения терминов, приведенных без всякого пояснения? Я – нет. Ясно одно: с их помощью из Рериховского движения легко создать образ врага, – что, собственно, давно уже и делается. Почему Рериховское движение попало в категорию «Нью-Эйдж», сказать трудно. Этот термин был введен Алисой Бейли, о деятельности которой сами Рерихи отзывались негативно5. Что же касается «оккультизма» и прочей «мистики», то еще в 1997 г. Международный Совет рериховских организаций принял «Обращение к рериховским организациям и широкой общественности»6. В нем, в частности, говорится: «…Живая Этика не является: – религией и не может служить основой для любой религиозной секты; – псевдо-оккультным учением или основой для любой формы магической практики. Живая Этика дана для развития внутренней культуры человека. Она воспитывает в нас человечность, помогает изживать эгоизм, устремляет к самосовершенствованию и к Общему Благу, учит благородству и душевности…»6 Как мы видим, Рериховское движение, следуя заветам семьи Рерихов, четко определило себя как культурно-просветительское. Самое интересное, что текст этого Обращения Симанженкова цитирует во второй главе своей диссертации, но при этом умудряется обойти его прямые определения. Обращение не является для нее базовым документом при описании Рериховского движения. Следовательно, «мистико-оккультный» характер Рериховского движения, декларируемый в диссертации, скорее есть атрибут сознания автора, нежели предмета ее исследования.
«Андромеда, Андромаха, росомаха…»
Я имел счастье быть знакомым с удивительной женщиной – руководителем Ижевского культурно-просветительского общества «Свет» Инессой Федоровной Шумской. Человек высочайшей культуры, она обладала отменным чувством юмора. Инесса Федоровна часто сокрушалась, что многие рериховцы не обладают необходимым культурным уровнем и, образно говоря, «путают Андромеду с Андромахой, а последнюю – с росомахой». Полагаю, в своей диссертации Т.К.Симанженкова грешит тем же. «Андромеды, Андромахи и росомахи» перепутаны у нее едва ли не на каждой странице. Смешивать в одну кучу все сомнительные и малограмотные псевдорериховские организации и ставить их на один уровень с Международным Центром Рерихов (МЦР), как это делает диссертант, по меньшей мере некорректно.
Что же такое Рериховское движение?
При описании Рериховского движения самое важное, на мой взгляд, – понять его цели. Поскольку оно названо в честь Рерихов, то прежде всего не мешало бы поинтересоваться, что писали сами Рерихи об общественном движении, основанном на идеях их семьи.
Между этажами науки
В чем же причины творческой неудачи диссертации Симанженковой? – На мой взгляд, ее корни лежат в исходных неверных оценках и искаженных трактовках философского наследия семьи Рерихов. Справедливости ради нужно сказать, что Симанженкова здесь не одинока. Не только она наклеивает ярлыки «мистики», «оккультизма» и «эзотерики», характеризуя Учение Живой Этики. Наряду с упомянутыми С.Филатовым и Р.Лункиным можно вспомнить Л.Фесенкову20 и других авторов. 1. Симанженкова Т.К. Движение последователей учения Рерихов в современной России. Канд. дисс. Глава 2. § 2. 2. Шапошникова Л.В. Пышные олимпы низших сфер//Мир Огненный. 1988. № 17 (2). С. 72–75. 3. Симанженкова Т.К. Движение последователей учения Рерихов в современной России. Канд. дисс. Введение. 4. Там же. 5. Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 312. 6. Обращение Международного Совета рериховских организаций к рериховским организациям и широкой общественности. [Электронный ресурс]// Международный Совет рериховских организаций имени С.Н.Рериха: офиц. сайт. Режим доступа: www.roerichs.com/Publications/About_Council/obr_MO_n14-1997.htm (22 сент. 2008). 7. Блаватская Е.П. Письма. М.: Изд-во Ассоциации духовного единения «Золотой Век», 1995. С. 287. 8. Критика докторской диссертации С.Аблеева приведена в ст.: Шапошникова Л.В., Герасимова И.А., Фролов В.В. История одной диссертации // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 3. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М.: МЦР, 2005. С. 805–829. Критика позиции Е.Зориной приведена в ст.: Шапошникова Л.В. Этическая философия космической эволюции// Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М.: МЦР, 2001. С.67–69. 9. Гиндилис Л.М., Фролов В.В. Философия Живой Этики и ее толкователи: Рериховское движение в России // Вопросы философии. 2001. № 3. С. 85–102; Скородумов С.В. В стране невыученных уроков // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 4. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М.: МЦР, 2007. С. 663–689. 10. Рерих Н.К. Друзьям Знамени Мира // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 3. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М.: МЦР, 2005. С. 1021–1022. 11. Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 347. 12. Обращение С.Н. Рериха к Рериховским обществам России и других независимых государств // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М.: МЦР, 2001. С. 107–108. 13. Симанженкова Т.К. Движение последователей учения Рерихов в современной России. Канд. дисс. Глава I. § 3. 14. Там же. 15. Там же. 16. Там же. 17. Международный Совет рериховских организаций имени С.Н.Рериха. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.roerichs.com (22.09.08). 18. Рериховское движение. [Электронный ресурс] // Ярославское Рериховское общество: офиц. сайт. Режим доступа http://yro.narod.ru/dvigenie/dvigenie.htm (22.09.08). 19. Невежество против науки. Защитим имя Н.К.Рериха. К вопросу о диссертации В.А.Росова. [Электронный ресурс] // МЦР. офиц. сайт. Режим доступа www.roerich-museum.ru/rus/protection/facts_a_fictions/rosov_diser (28.09.08). 20. Фесенкова Л.В. Теософия сегодня // Дискурсы эзотерики (философский анализ)/Отв. ред. Л.В.Фесенкова. М.: Эдиториал, УРСС, 2001. Критика позиции Л.В.Фесенковой представлена в ст.: Фролов В.В. Крайности сходятся//Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 3. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М.: МЦР, 2005. С. 899 – 903. 21. Самохина Н.Е. Философское учение Агни Йоги: космос, человек, сознание (историко-философский анализ). 22. См., например: Ковалева Н.Е. Феномен сознания в Агни Йоге. М.: Рипол Классик, 2007. 23. Рерих Е.И. Письма. Т. 5 (1937). М.: МЦР, 2003. С. 76. 24. Выдающиеся люди о Николае Константиновиче Рерихе // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М.: МЦР, 2001. С. 34. 25. Листы Сада Мории. Книга первая. Зов. М.: МЦР, 2003. С. 326. 26. Симанженкова Т.К. Движение последователей учения Рерихов в современной России. Канд. дисс. Глава 1. § 2. 27. Там же. 28. Беликов П.Ф., Князева В.П. Рерих. 2-е изд. («Жизнь замечательных людей»). Вып. 17 (510). М.: Молодая гвардия, 1973. С.109. 29. Из Резолюции Международной общественно-научной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление ХХI века» (2003). [Электронный ресурс] // МЦР.: офиц. сайт. Режим доступа: www.roerich-museum.ru/rus/work/conferencies/2003/resolut.php (22.09.08). |
Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов