Защитим имя и наследие Рерихов - том.2.

В поисках Православия. Современники

Часть II. Ристалище веры

Глава 4. «Новый русский» диакон, или Ассенизация как сущность антисектантства

Страсть подозрительности, которая всюду видит лишь худшее и все поступки, слова и жесты людей истолковывает лишь в самом неблагоприятном для них свете. Так можно осудить все что угодно.
А.Кураев1
На вопрос журналиста: «Как вы чувствуете себя после такого количества оккультной литературы?» — диакон как-то ответил: «Я чувствую себя сейчас, как ассенизатор после рабочего дня»2. Что ж, вполне точное определение.

Манипуляцией цитат, склейкой и прочим можно, конечно, добиться любого требуемого эффекта. Нам бы не хотелось, чтобы наше цитирование трудов диакона воспринималось как попытка идейного реванша. Нет, мы только хотим ближе познакомить читателя с носителем современной апологетики, а впоследствии ознакомить и с приложением идейных построений Кураева на практике. Данный прием — обращение к «злобе дня» через анализ деятельности и творчества одного из служителей церкви, — поможет нам путем сравнения и выявления движущих причин происходящего лучше разобраться в том, что есть Православие или хотя бы в том — чем оно не является.

Сам диакон так напутствовал своих потенциальных оппонентов:
«Тех людей, которые захотят вступить в полемику… прошу вести достойно. Не надо опровергать меня “типографским методом”, то есть указанием на то, что в оккультной литературе есть светлые страницы»3.

Диакон почему-то убежден, что если его и будут «опровергать», то обязательно «оккультисты» и именно по поводу «светлых страниц оккультизма». Действительно, будучи профессиональным контрпропагандистом, диакон известен более читателям как публицист, обличающий налево и направо оккультизм и секты. Проповедь им слова Божьего менее известна и стала достоянием общественности не так давно. Что ж, познакомимся воочию со «светлыми» страницами творчества теперь уже самого диакона.

«Когда же я зашел в него (книжный магазин. — Авт.) по окончании ремонта, то был сражен запахом, встретившим меня у дверей. Нет, это не был запах свежей краски. Это был запах горящего помета (из которого делаются “ароматические палочки” индийских культов)»4.

Прямо не богословие, а «вечера на хуторе близ Диканьки» — что ни угол, то в нем черти мерещатся. Подобное третирование диаконом восточных благовоний, воспетых мировой литературой, тем более удивительно, что и в Библии и в Церкви говорится об их ритуальном использовании священнослужителями. Пророк Иеремия словами Бога говорит о бессмысленности возношений Ему без чистосердечной веры: «Для чего Мне ладан, который идет из Савы5, и благовонный тростник из дальней страны?» (Иер. 6:20). Иеремия говорит о том самом «благовонном тростнике», который и является основой «ароматических палочек». Может, Церкви стоит тогда отказаться и от ладана и мирра, принесенных, кстати, магами (о, ужас!) с Востока новорожденному Иисусу?

«Приставать к юноше с вопросами о том, почему у него прыщи, — это тот случай, когда простота оказывается хуже воровства»6.
(Колоритная вставка диакона в его критике народного обычая русских богомольцев лечить болезни «чисточетверговой» водой.)

Ревнитель нравственных наставлений молодежи, Кураев стал даже рецензировать педагогические разработки, в том числе касающиеся воспитания девочек. Диакон, полемизируя с автором первых учебников валеологии Л.Г.Татарниковой, приводит ее слова (курсив):
«Мир вступает в Эру Свободного Духовного Творчества». Кураев негодует: «Нет, не в Боге Библии видят опору духовной свободы валеологи: они взывают к иным духам», — и цитирует Татарникову:
«Именно в часы общения со вселенским разумом у девочки только и начинают шевелиться скрытые силы, что дремлют в душе юной женщины».
«А уж что стоит за словечком “Вселенский” разум, — возмущается наш духовный девственник, — у современных оккультистов — хорошо известно. И потому совсем не удивляешься, когда замечаешь, что контакт с этим “разумом” почему-то связан с возбуждением половой сферы»7, — и в доказательство своих выводов цитирует Татарникову:
«Всестороннему осмыслению в старших классах идей русского космизма, философии свободного духа способствует осмысление в курсе “Валеология интимных отношений” идеи существования в мире единых первооснов и соборной духовности антирелигий»8

У валеологов, безусловно, имеются свои ошибки. Есть своя увлеченность прогрессом и умозрительным регулированием процессов, о которых науке еще очень и очень многое неизвестно (зарождение жизни, регулирование рождаемости и пр.). Но фундаменталисты церкви выступают не против частностей, а против явления новой науки о человеке как таковой. Что же такое валеология, против которой ополчились фундаменталисты? В.В.Чистяков пишет:
«И.И.Брехман ввел в научную литературу термин «валеология», которым обозначил направление в науке, связанное с изучением и формированием здоровья. В.П.Петленко внес уточнение в эту формулировку: валеология — наука об индивидуальном здоровье человека, его критериях и уровнях. Для выделения валеологии в самостоятельную науку есть все необходимые основания: метод (диагностика количества и качества здоровья), средства (психологические, двигательные, алиментарные факторы и лекарства для здоровых) и социальный заказ — здоровье, незаболеваемость. Следует также подчеркнуть, что валеология, являясь одним из важных научных направлений в человековедении, представляет собой интегративную науку. Здесь смыкаются биологическая теория онтогенеза и генетика человека, экология и ряд дисциплин профилактической медицины, возрастная физиология и физическое воспитание, педиатрия и геронтология; сюда относятся психология, педагогика, философия, социология и некоторые другие науки. Такое многоракурсное рассмотрение человека позволяет полноценно решать основную задачу валеологии — увеличение количества биологического, психического, нравственного здоровья и в то же время требует от специалиста-валеолога овладения методологией системного подхода, сформированности системного мышления. Говоря о валеологии и ее задачах, необходимо обратить внимание на определение понятия здоровья. В Уставе ВОЗ дается следующее определение: “…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”»9.

Но есть одно «но» в этой новой науке, столь не устраивающее диакона — духовное, человек (а значит, общество) в ней есть, а церкви и диаконов — нет! Мы не будем здесь обсуждать правоту или ошибки светской науки (если бы она включила в область своих исследований еще и религиозность, то сразу бы попала в разряд сектантской). Но реакция фундаменталистов — вполне понятна.

Студентам-психологам на занятиях демонстрируют рисунок Боринга, на котором одни видят профиль молодой женщины, а другие на нем же — профиль старой ведьмы с крючковатым носом. «Кто ошибается», спрашивает преподаватель? И отвечает: «Конечно же никто: все зависит от того, как сознание организует разные элементы рисунка. Данный психологический эффект демонстрирует значение прошлого опыта и воспитания для восприятия окружающей действительности».

Восприятие окружающего мира исключительно в категориях «ниже пояса» у отца Андрея наводит на некоторые размышления (вспомним хотя бы введение в мир христианской любви через «кучу…»). Через эту плоскость он воспринимает не только откровения святых (см. следующие главы), но и… сам Ветхий Завет и Евангелие. Диакон награждает нас поучительным наставлением в том, — кaк читать и делать выводы из Священных писаний, к тому же претендующее на смелое богословское открытие. Кураев цитирует ап.Павла:
«… “Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа” (Флп. 3:2–8). Сор в последней фразе, — обращает наше внимание дотошный диакон, — это  () греческого оригинала и stercus древнего латинского перевода. Откройте словари и посмотрите значения этих слов. Значение “сор” дает не каждый словарь. Зато указываются такие значения этого слова, как “навоз, кал, испражнение, дерьмо”… Итак, иудаизм уже не просто “тщета”, то есть ненужная трата сил, но и вред, и даже более того — “дерьмо”»10.

Зато Кураев любит других обвинить в расизме и антисемитизме, то есть свалить с головы больной на здоровую. Обыгрывая тему де-«человеконенавистничества» Блаватской (читай теософии и Агни Йоги), Кураев пишет: «Вот одна показательная выписка из письма Блаватской Одесскому губернатору:
“Я готова служить Вам. Может быть, если Вам когда-нибудь удастся избавиться от евреев, Вам однажды потребуется заселить голые равнины Бессарабии? Послать Вам тогда несколько тысяч бирманцев и прочих буддистов?”» (Сатанизм для интеллигенции. Т.1. С.301).

Странны подобные наполеоновские обещания. Вместе с тем, зная отношение Блаватской к тупости и ханжеству, прочтем часть письма, из которого Кураев выдрал приведенную фразу. На самом деле Блаватская писала:
«…Однако, убедившись, что я не русская шпионка, мои враги изобрели новую ложь — что я не мадам Блаватская… Настоящая мадам Блаватская мертва, и люди говорят, что “она похоронена в Адене… мы видели имя этой дамы на могильном камне”. И… это правда, потому что я специально заказала надгробие со своим именем в Лондоне больше двадцати лет тому назад. Я брала его с собой в путешествия, чтобы меня могли опознать, если со мной что-нибудь случится. Но в конце концов это надгробие стало обузой. Проезжая в 1871 г. через Аден, я потеряла Коко — мою большую абиссинскую обезьянку. Я так горевала о ее смерти, что решила пожертвовать ей собственную мраморную плиту, которая должна была прикрыть однажды мой прах…» и т.д., — писала с присущим ей юмором Блаватская. А вот и окончание этого письма-анекдота, из которого диакон сделал столь пространные выводы: «Мой дядя пишет, что он просил Вас… послать мне официальное удостоверение в том, что я — это действительно я и никто другой». Далее следуют слова, приведенные Кураевым, имеющие следующее не менее забавное продолжение: «Или же Вам… однажды понадобится дюжина сингальских колдунов с их заклинаниями, чтобы изгнать из Ваших виноградников это вредное насекомое — кузьку? Или, может быть, армия индусских астрологов, чтобы составить Ваш гороскоп и защитить Вас от дурного глаза? Приказывайте; всем этим я Вас могу снабдить… Между тем, примите выражения вечной признательности бедного бродяги-еврея11 в юбке, которого по-прежнему зовут ЕЛЕНА БЛАВАТСКАЯ» 12.

    1. Кураев А. Оккультизм в православии. М., 1998. С.206.
    2. Татьянин день, № 13. Как научный атеист стал диаконом.
    3. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. Т.1. С.7–8.
    4. Кураев А. Оккультизм в православии. С.362
    5. Страна Сава, из которой идет ладан, — «по преданию находилась в южной Аравии и всегда управлялась женщинами» (Правосл. библ. сл., СПб., 1997. С.522). С точки зрения «правоверных иудеев», следуя логике Кураева, страна данная должна была бы считаться мерзкой и поганой, как оплот язычества: именно из этой страны была царица Савская, а управляли той страной сабеи — звездочеты, колдуны (в понятиях Церкви) и маги (там же. С.521).
    6. Кураев А. Оккультизм в православии. С.190–191.
    7. Кураев А. Оккультизм в православии. С.132.
    8. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция развития. СПб., 1997. С.194.
    9. Чистяков В.В. Человек и его здоровье.
    10. Кураев А. Вызов экуменизма. М., 1998. С.77–78.
    11. Отсутствие юмора порождает ошибки. Во избежание недоразумений и чтобы вышеприведенный пассаж Блаватской не вызвал огня юдофобской критики, приводим некоторые подробности родословной Блаватской. Родилась она в 1831 году в знатной дворянской семье. По материнской линии род восходил к Рюриковичам, а именно к князьям Долгоруким, отличавшимся независимостью нрава, воинственностью и бесстрашием. Ее пращур Яков Долгорукий не боялся спорить с Петром I, а однажды в припадке ярости разорвал царский указ, который показался ему несправедливым. Во всех дореволюционных справочниках отмечается, что семья была очень талантлива. Бабушка Блаватской, Елена Петровна Фадеева, первая русская женщина — ученый-естествоиспытатель, интересы которой поровну делились между физикой и ботаникой. Она состояла в переписке со многими выдающимися европейскими учеными.
    12. Блаватская Е.П. Письма. М., 1995. С.312–316.

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов