Защитим имя и наследие Рерихов - том.2. В поисках Православия. Современники Часть II. Ристалище веры Глава 4. «Новый русский» диакон, или Ассенизация как сущность антисектантства Страсть подозрительности, которая всюду видит лишь худшее и все поступки, слова и жесты людей истолковывает лишь в самом неблагоприятном для них свете. Так можно осудить все что угодно. Манипуляцией цитат, склейкой и прочим можно, конечно, добиться любого требуемого эффекта. Нам бы не хотелось, чтобы наше цитирование трудов диакона воспринималось как попытка идейного реванша. Нет, мы только хотим ближе познакомить читателя с носителем современной апологетики, а впоследствии ознакомить и с приложением идейных построений Кураева на практике. Данный прием — обращение к «злобе дня» через анализ деятельности и творчества одного из служителей церкви, — поможет нам путем сравнения и выявления движущих причин происходящего лучше разобраться в том, что есть Православие или хотя бы в том — чем оно не является. Сам диакон так напутствовал своих потенциальных оппонентов: Диакон почему-то убежден, что если его и будут «опровергать», то обязательно «оккультисты» и именно по поводу «светлых страниц оккультизма». Действительно, будучи профессиональным контрпропагандистом, диакон известен более читателям как публицист, обличающий налево и направо оккультизм и секты. Проповедь им слова Божьего менее известна и стала достоянием общественности не так давно. Что ж, познакомимся воочию со «светлыми» страницами творчества теперь уже самого диакона. «Когда же я зашел в него (книжный магазин. — Авт.) по окончании ремонта, то был сражен запахом, встретившим меня у дверей. Нет, это не был запах свежей краски. Это был запах горящего помета (из которого делаются “ароматические палочки” индийских культов)»4. Прямо не богословие, а «вечера на хуторе близ Диканьки» — что ни угол, то в нем черти мерещатся. Подобное третирование диаконом восточных благовоний, воспетых мировой литературой, тем более удивительно, что и в Библии и в Церкви говорится об их ритуальном использовании священнослужителями. Пророк Иеремия словами Бога говорит о бессмысленности возношений Ему без чистосердечной веры: «Для чего Мне ладан, который идет из Савы5, и благовонный тростник из дальней страны?» (Иер. 6:20). Иеремия говорит о том самом «благовонном тростнике», который и является основой «ароматических палочек». Может, Церкви стоит тогда отказаться и от ладана и мирра, принесенных, кстати, магами (о, ужас!) с Востока новорожденному Иисусу? «Приставать к юноше с вопросами о том, почему у него прыщи, — это тот случай, когда простота оказывается хуже воровства»6. Ревнитель нравственных наставлений молодежи, Кураев стал даже рецензировать педагогические разработки, в том числе касающиеся воспитания девочек. Диакон, полемизируя с автором первых учебников валеологии Л.Г.Татарниковой, приводит ее слова (курсив): У валеологов, безусловно, имеются свои ошибки. Есть своя увлеченность прогрессом и умозрительным регулированием процессов, о которых науке еще очень и очень многое неизвестно (зарождение жизни, регулирование рождаемости и пр.). Но фундаменталисты церкви выступают не против частностей, а против явления новой науки о человеке как таковой. Что же такое валеология, против которой ополчились фундаменталисты? В.В.Чистяков пишет: Но есть одно «но» в этой новой науке, столь не устраивающее диакона — духовное, человек (а значит, общество) в ней есть, а церкви и диаконов — нет! Мы не будем здесь обсуждать правоту или ошибки светской науки (если бы она включила в область своих исследований еще и религиозность, то сразу бы попала в разряд сектантской). Но реакция фундаменталистов — вполне понятна. Студентам-психологам на занятиях демонстрируют рисунок Боринга, на котором одни видят профиль молодой женщины, а другие на нем же — профиль старой ведьмы с крючковатым носом. «Кто ошибается», спрашивает преподаватель? И отвечает: «Конечно же никто: все зависит от того, как сознание организует разные элементы рисунка. Данный психологический эффект демонстрирует значение прошлого опыта и воспитания для восприятия окружающей действительности». Восприятие окружающего мира исключительно в категориях «ниже пояса» у отца Андрея наводит на некоторые размышления (вспомним хотя бы введение в мир христианской любви через «кучу…»). Через эту плоскость он воспринимает не только откровения святых (см. следующие главы), но и… сам Ветхий Завет и Евангелие. Диакон награждает нас поучительным наставлением в том, — кaк читать и делать выводы из Священных писаний, к тому же претендующее на смелое богословское открытие. Кураев цитирует ап.Павла: Зато Кураев любит других обвинить в расизме и антисемитизме, то есть свалить с головы больной на здоровую. Обыгрывая тему де-«человеконенавистничества» Блаватской (читай теософии и Агни Йоги), Кураев пишет: «Вот одна показательная выписка из письма Блаватской Одесскому губернатору: Странны подобные наполеоновские обещания. Вместе с тем, зная отношение Блаватской к тупости и ханжеству, прочтем часть письма, из которого Кураев выдрал приведенную фразу. На самом деле Блаватская писала:
2. Татьянин день, № 13. Как научный атеист стал диаконом. 3. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. Т.1. С.7–8. 4. Кураев А. Оккультизм в православии. С.362 5. Страна Сава, из которой идет ладан, — «по преданию находилась в южной Аравии и всегда управлялась женщинами» (Правосл. библ. сл., СПб., 1997. С.522). С точки зрения «правоверных иудеев», следуя логике Кураева, страна данная должна была бы считаться мерзкой и поганой, как оплот язычества: именно из этой страны была царица Савская, а управляли той страной сабеи — звездочеты, колдуны (в понятиях Церкви) и маги (там же. С.521). 6. Кураев А. Оккультизм в православии. С.190–191. 7. Кураев А. Оккультизм в православии. С.132. 8. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция развития. СПб., 1997. С.194. 9. Чистяков В.В. Человек и его здоровье. 10. Кураев А. Вызов экуменизма. М., 1998. С.77–78. 11. Отсутствие юмора порождает ошибки. Во избежание недоразумений и чтобы вышеприведенный пассаж Блаватской не вызвал огня юдофобской критики, приводим некоторые подробности родословной Блаватской. Родилась она в 1831 году в знатной дворянской семье. По материнской линии род восходил к Рюриковичам, а именно к князьям Долгоруким, отличавшимся независимостью нрава, воинственностью и бесстрашием. Ее пращур Яков Долгорукий не боялся спорить с Петром I, а однажды в припадке ярости разорвал царский указ, который показался ему несправедливым. Во всех дореволюционных справочниках отмечается, что семья была очень талантлива. Бабушка Блаватской, Елена Петровна Фадеева, первая русская женщина — ученый-естествоиспытатель, интересы которой поровну делились между физикой и ботаникой. Она состояла в переписке со многими выдающимися европейскими учеными. 12. Блаватская Е.П. Письма. М., 1995. С.312–316. |
Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов