Наследие Рерихов нуждается в международной защите!

Резолюция Международной общественно-научной конференции
«75 лет Пакту Рериха»

I. Принимая во внимание принципы и нормы международного права в области охраны ценностей культуры, а именно:

Учитывая, что:

согласно основополагающему принципу международного права, исторические памятники, ценности культуры, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения составляют культурное наследие народов вне зависимости от их государственной принадлежности и формы собственности[1].

Этот же основополагающий принцип твердо указывает, что повреждение или исчезновение любых объектов культурного наследия представляет собой пагубное обеднение достояния всех народов мира[2].

Учитывая, что:

каждое государство, на территории которого находятся охраняемые предметы культурного наследия, обязано сохранить эту часть наследия человечества и обеспечить ее передачу будущим поколениям[3].

Все культурные ценности являются частью общего культурного наследия человечества и каждое государство несет в этом отношении ответственность не только перед своими собственными гражданами, но и перед международной общественностью в целом[4].

Учитывая, что:

в настоящее время охрана культурного наследия государствами на национальном уровне часто бывает недостаточной и неадекватной не только из-за больших расходов, которых она требует, нехватки экономических, научных и технических ресурсов страны, на территории которой находится ценность, подлежащая защите[5], но также – и это является чрезвычайно тревожным – в силу недостатков правовой и судебной системы определенного государства, не позволяющих обеспечить охрану культурного наследия и защиту человеческих прав в области культуры, из-за халатности, небрежения и пренебрежения к культурному наследию государственных органов, также как и из-за преднамеренного разрушения культурного наследия, в том числе путем преднамеренного неосуществления соответствующих мер для запрещения, предупреждения, прекращения и наказания любых действий по преднамеренному разрушению такого культурного наследия[6].

Учитывая, что:

существует важное международно-правовое регулирование и международный механизм защиты культурного наследия в тех случаях, когда государство, на территории которого оно расположено, не выполняет свой долг по его защите и сохранению как части культурного наследия человечества, которые зачастую не применяются.

В указанных выше случаях охрана в международном масштабе и посредством международного юридического механизма является не только необходимой, но и незаменимым средством сохранения такого культурного наследия.

Учитывая, что:

согласно установленным принципам и нормам, право доступа к культуре и участия в культурной жизни являются правами человека[7], их нарушение приводит к нарушению достоинства человеческой личности и ее свобод и ни в коей мере не должно быть допускаемо ни одним государством и не может быть терпимо со стороны общественности;

Охрана культурного наследия напрямую обуславливает возможность реализации права доступа к культуре и участия в культурной жизни;

В международном праве установлен принцип, что охрана культурного наследия от рисков и их предотвращение намного важнее возмещения убытков в случае ущерба или утраты, поскольку основной целью является сохранение культурного наследия, а не подмена денежными суммами предметов, которые являются незаменимыми[8];

Отсутствует универсальный международный правовой механизм защиты прав человека в области культуры.

В Европе существует международный правовой механизм защиты прав человека в случае их нарушения, когда на национальном (внутригосударственном) уровне возможности их защиты исчерпаны. Приложение указанного правового механизма, однако, проблематично к правам человека в области культуры, поскольку материальная компенсация не способна в полной мере возместить и заменить культурноe наследиe, которое является незаменимым, и не может быть никоим образом компенсировано денежными средствами лишение возможностей творческой деятельности[9], лишение возможностей культурного развития будущих поколений и обеднение культурного наследия всего человечества[10].

Учитывая, что:

урегулирование вопросов, не охватываемых в полной мере международно-правовыми актами, касающимися культурного наследия, будет определяться принципами международного права, принципами человечности и требованиями общественного сознания[11].

Учитывая, что:

один из важнейших международно-правовых принципов охраны культурного наследия, нашедший выражение в актах ЮНЕСКО, – принцип деятельного участия общественности, поскольку «наилучшей гарантией сохранения культурных ценностей является уважение и любовь, проявляемые к ним самим народом»[12].

Одним из лучших способов выражения общественного мнения и лучшим средством участия общественности в деле сохранения культурных ценностей является форма деятельности в качестве неправительственных организаций (местные, национальные и международные). Они уже много раз демонстрировали не только свою способность сохранения культурного наследия, но и свою незаменимую роль в этом.

Учитывая, что:

согласно положениям Устава ЮНЕСКО, мир должен основываться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества, поэтому солидарность международных и национальных неправительственных организаций незаменима как для поддержания мира, так и для охраны культурного наследия.

Указанная солидарность неправительственных организаций может стать важнейшей частью международного механизма, способного ответить острой необходимости в охране культурного наследия, когда действия государств по охране такого наследия в силу вышеуказанных причин недостаточны или неадекватны.

В деле охраны культурного наследия неправительственные организации, объединившие свои усилия по сохранению культурного наследия во имя будущего человечества, должны получать, согласно международно-правовым актам в области культуры, всю поддержку государств-членов ЮНЕСКО, равно как ЮНЕСКО и других международных межправительственных организаций, компетентных в этой области.

Учитывая, что:

согласно положениям пункта 2 (с) статьи І Устава ЮНЕСКО, на ЮНЕСКО возложена задача обеспечивать сохранение, увеличение и распространение знаний, «заботясь о сохранении и охране мирового наследия человечества – книг, произведений искусства и памятников исторического и научного значения».


ІІ. Принимая во внимание мировое значение культурного наследия Рерихов и состояние его сохранности, в частности:

Учитывая:

огромное значение художественного, научного, философского и литературно-публицистического наследия Рерихов для мировой культуры, его потенциал для объединения народов во имя культуры, а также глубокий гуманистический характер идей Рерихов и значительный потенциал наследия для развития естественных и гуманитарных наук;

Важнейший вклад Н.К. Рериха в формирование международно-правовой системы защиты культурного наследия путем предложения Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха), заключенного в Белом доме в Вашингтоне в 1935 году, и утверждения таким образом основополагающих принципов такой защиты.


Ставя своей целью сохранение наследия семьи Рерихов для грядущих поколений;

Учитывая:

рассредоточенность наследия Рерихов во многих странах мира и необходимость его тщательной каталогизации, описания и учета с целью обеспечения права доступа к этому мировому культурному наследию и пользования им, равно как и с целью недопущения незаконной торговли отдельными его частями[13] и обеспечения возможности международного обмена культурными ценностями, являющимися частью этого наследия.

Учитывая, что в России:

младшим сыном Рерихов – С.Н. Рерихом, гражданином Индии, выдающимся художником, мыслителем и ученым – был основан в Москве Международный Центр Рерихов, которому С.Н. Рерих завещал наследие своих родителей, переданное в 1990 г. Международный Центр Рерихов выполнил волю С.Н. Рериха и создал общественный Музей имени Н.К. Рериха.

Международный Центр Рерихов, воплощая в своей деятельности идеи Рерихов и популяризируя и развивая их творческое наследие, является пространством свободы – свободы мысли, свободы творчества и свободы познания, что чрезвычайно важно для возрождения подлинной самобытной культуры страны, где более 70 лет существовал идеологический контроль в области культуры.

Создание независимого и свободного пространства культуры Международным Центром Рерихов вызвало очень сильную реакцию противодействия со стороны старых устоявшихся механизмов. Международный Центр Рерихов, являющийся неправительственной международной организацией, создавшей музей мирового уровня и являющейся крупным культурным, научным и духовным центром, распространяющим идеи мира, уважения всех культур, воспитывающим среди широкой публики и молодежи глубочайшее уважение к традиционным знаниям народов мира и поощряющим их научное исследование, не получил ни экономической, ни финансовой, ни юридической, ни технической помощи со стороны органов государства, как это рекомендуют международные акты ЮНЕСКО[14]. Более того, со стороны государственных органов были осуществлены активные действия нарушения основополагающих принципов указанных международных актов ЮНЕСКО, которые имели своей целью прекращение деятельности и закрытие этого «центра разума и культуры»[15], каковым, безусловно, является Международный Центр Рерихов и созданный им Музей имени Н.К. Рериха.

Нарушение в России воли последнего из семьи Рерихов – С.Н. Рериха по распоряжению наследством семьи Рерихов приводит к невозможности выполнения, а следовательно, к нарушению ряда прав, закрепленных Декларацией ЮНЕСКО принципов международного культурного сотрудничества (ст. 1, п. 1, 2; ст. 4, п. 1, 2, 3, 4; ст. 7, п. 1, 2 и др.), а также к нарушению основного права – права доступа к достоянию мировой культуры – к наследию Рерихов.

В тяжелейших условиях в течение 20 лет Международный Центр Рерихов не только выжил, но и вырос в крупнейший центр науки, просвещения и культуры, который сделал все возможное для сохранения наследия Рерихов в России. Это служит еще одним ярким примером чрезвычайной роли неправительственных организаций в деле сохранения культурного наследия, особенно в периоды глубоких экономических и социальных трансформаций.

Подчеркивая, что

Л.В. Шапошникова, первый вице-президент Международного Центра Рерихов и генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, получила награду Европейского Союза «Europa Nostra» за сохранение культурного наследия в 2010 году;

Подчеркивая

вклад Б.И. Булочника в возрождение лучших традиций меценатства как бескорыстного мецената общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов, который оказал помощь Международному Центру Рерихов в создании Музея, в воссоздании памятника истории и культуры XVII–XIX вв. «Усадьба Лопухиных», где размещен Музей, в обеспечении Музея всем необходимым для его работы. В связи с подобным участием в жизни общественной организации меценату приходится встречать препятствия в своей непосредственной предпринимательской деятельности со стороны государственных чиновников, что делает его вклад еще более ценным и значимым. Возрождение традиций меценатства имеет большое значение для будущего, так как дает возможность неправительственным культурным учреждениям и организациям выполнять свои задачи по сохранению культурного наследия в тех случаях, когда отсутствует какое-либо содействие или помощь со стороны государства;

Подчеркивая, что

Международный Центр Рерихов и его общественный Музей им. Н.К. Рериха продолжают работать в условиях отсутствия правовых гарантий их существования и сохранности завещанного им наследия Рерихов;

Выражая

глубокую озабоченность тем обстоятельством, что в России уже свыше 50 лет существует неясность в отношении сохранности наследия Рерихов, находящегося на территории Российской Федерации, равно как и угроза уничтожения отдельных частей наследия Рерихов;

Подчеркивая, что

клевета и очернение имен Рерихов и их творческого наследия, допускаемые в Российской Федерации, приводят к нарушению основополагающего обязательства, закрепленного в Декларации ЮНЕСКО, касающейся преднамеренного разрушения культурного наследия (ст.3, п. 3), а именно: «Государствам надлежит всеми соответствующими средствами стремиться обеспечивать уважение культурного наследия в обществе, особенно при помощи образовательных, разъяснительных и информационных программ».


Принимает настоящее обращение:


І. К международным и национальным неправительственным организациям, призывая их:

1. Поддержать усилия Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов», направленные на сохранение культурного наследия Рерихов, путем создания постоянно действующего международного комитета, состоящего, главным образом, из неправительственных организаций, общественных деятелей и имеющего целью сохранение культурного наследия Рерихов в мире.

2. Представленным на Конференции организациям, а именно: Всеевропейской федерации по сохранению культурного наследия Europa Nostra, Международному Комитету Красного Креста, Ассоциации национальных комитетов Голубого Щита, Национальному Комитету Голубого Щита Австрии, Международному Центру Рерихов, Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры – оказать поддержку и содействие в формировании Оргкомитета по подготовке создания Постоянного международного комитета по сохранению наследия Рерихов в мире.

3. Поддержка, указанная в пункте 1, может выразиться в присоединении к Постоянному международному комитету по сохранению наследия Рерихов в мире, также как:

• в вынесении вопросов, являющихся предметом деятельности этого комитета, на всех соответствующих международных форумах, с тем чтобы привлечь внимание мировой международной общественности к вопросам охраны культурного наследия, когда на национальном уровне подобная охрана недостаточна;

• в оказании поддержки делу защиты наследия Рерихов в мире посредством своих информационных ресурсов и технической помощи – сайтов, информационных бюллетеней, материалов и др.;

• в использовании всех возможных мер, правовых и культурных, с тем чтобы каждое государство прониклось сознанием обязательств в сохранении культурного наследия Рерихов во имя всех народов мира.


ІІ. 1. К мировому сообществу и, в частности, к тем государствам, на территории которых находятся части культурного наследия Рерихов, в том числе к Российской Федерации, Индии, Болгарии, США:

1. Строго соблюдать принципы и нормы международного права, установленные в рекомендациях и декларациях ЮНЕСКО, также как и выполнять свои обязательства, вытекающие из международных конвенций, ратифицированных ими;

2. Осуществить полную каталогизацию и опись всех ценностей культуры (художественные произведения, рукописи, документы и издания, архивные материалы), являющихся частью культурного наследия Рерихов, которые находятся на их территории, и обеспечить сохранение и их включение в список национального культурного наследия с тем, чтобы:

• гарантировать для своих граждан, равно как и для граждан всех стран мира, право доступа к достоянию мировой культуры – наследию Рерихов;

• не допускать незаконную торговлю этими ценностями;

• обеспечить возможность международного культурного обмена культурными ценностями – произведениями Рерихов.

3. Оказывать полное содействие работе Постоянно действующего международного комитета по сохранению наследия Рерихов в мире, предоставляя его представителям полный доступ к информации, к документам, связанным с этим наследием, к ценностям культуры, являющимся частью наследия Рерихов, равно как и любое другое содействие, необходимое для осуществления его целей и задач.


ІІ. 2. К Российской Федерации, в ее качестве государства-члена ЮНЕСКО:

1. Уважать принципы и нормы международного права, закрепленные в международных актах ЮНЕСКО, и право человека на доступ к образованию и культуре и выполнить неукоснительно волю С.Н. Рериха, передав полностью завещанное им наследие семьи Рерихов созданной по его воле и по его инициативе в России Международной неправительственной организации «Международный Центр Рерихов».

2. Гарантировать, что действия, ведущие к уничтожению, полному или частичному, культурного наследия семьи Рерихов, находящегося на ее территории, в том числе привезенного Ю.Н. Рерихом в СССР, не будут предприняты.

3. Предпринять все необходимые действия по охране наследия Рерихов, находящегося на ее территории, в том числе путем осуществления мер, предусмотренных в пункте ІІ.1.2.

4. Не допускать в дальнейшем нарушения международных принципов и норм путем действий, направленных на разрушение Международного Центра Рерихов (Центра), созданного Центром общественного Музея имени Н.К. Рериха и сохраняемого им культурного наследия Рерихов. Создать стабильную юридическую базу, обеспечивающую сохранность, работу и развитие Центра, путем принятия и исполнения соответствующих законодательных актов.

5. Не допускать очернение и клевету имен и наследия Рерихов и тем самым прекратить нарушение международных принципов и норм, установленных в актах ЮНЕСКО. Предпринять все необходимые меры для выполнения своего международного обязательства, а именно: обеспечить уважение культурного наследия Рерихов в обществе, особенно при помощи образовательных, разъяснительных и информационных программ.

При подготовке этих программ следует привлекать к активному участию Международный Центр Рерихов и Музей имени Н.К. Рериха (г. Москва) как центр мирового значения по изучению, популяризации и сохранению наследия Рерихов.


ІІІ. К ЮНЕСКО:

В соответствии со своими уставными целями и обязанностями, оказывать всеми доступными ЮНЕСКО средствами полное содействие и покровительство Постоянному международному комитету по охране культурного наследия Рерихов в мире как эффективному и реальному механизму международного общественного контроля по сохранению культурного наследия в случаях, когда действия государств являются недостаточными.


1 Пакт Рериха – Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников от 15 апреля 1935 г., Преамбула, ст. 2; Гаагская конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, Преамбула; Декларация ЮНЕСКО 2003 г., о преднамеренном разрушении культурного наследия, Преамбула.

2 Конвенция 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия, Преамбула; Рекомендация 1972 г. об охране культурного и природного наследия в национальном плане, Преамбула.

3 Рекомендация 1972 г. об охране культурного и природного наследия в национальном плане, Преамбула. См. также: Конвенция 1970 г. о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, Преамбула; Конвенция 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия, ст. 4.

4 Рекомендация 1976 г. о международном обмене культурными ценностями, ст. 2. См. также: Рекомендация 1968 г. о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ, Преамбула; Рекомендация 1978 г. об охране движимых культурных ценностей, Преамбула.

5 Конвенция 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия, Преамбула, § 3.

6 Декларация ЮНЕСКО 2003 г., касающаяся преднамеренного разрушения культурного наследия, ст.6.

7 Всеобщая декларация ЮНЕСКО 2001 г. о культурном разнообразии, ст. 5; Рекомендация ЮНЕСКО 1976 г. об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь, ст. 4, буквы (а) и (b); Устав ЮНЕСКО; Всеобщая декларация прав человека ООН, ст. 27; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ст.ст. 13 и 15; Международный пакт о гражданских и политических правах.

8 Рекомендация ЮНЕСКО 1978 г. об охране движимых культурных ценностей, ст. 9.

9 Декларация 1966 г. принципов международного культурного сотрудничества, ст. 7, п. 1; Рекомендация 1972 г. об охране культурного и природного наследия в национальном плане, Преамбула.

10 Конвенция 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия, Преамбула; Рекомендация 1972 г. об охране культурного и природного наследия в национальном плане, Преамбула.

11 Декларация ЮНЕСКО 2003 г., касающаяся преднамеренного разрушения культурного наследия, Преамбула, последний параграф.

12 Рекомендация 1968 г. о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ, Преамбула. См. также: Рекомендация 1978 г. об охране движимых культурных ценностей, ст.ст.5, 17; Рекомендация 1972 г. об охране культурного и природного наследия в национальном плане, ст.ст. 11, 61; Конвенция 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия, ст. 27, п. 1 и 2; Рекомендация 1976 г. о международном обмене культурными ценностями, ст. 11; Рекомендация 1960 г., касающаяся наиболее эффективных мер обеспечения общедоступности музеев, Преамбула, ст.ст. 2, 13, 14, 16; Рекомендация 1962 г. о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей, Преамбула, ст.ст. 37, 40, 42; Рекомендация 1968 г. о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ, ст.ст. 31, 32; и др.

13 Законные ввоз, вывоз и передача права собственности должны осуществляться в соответствии с положениями Конвенции 1970 г. о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, и другими соответствующими международными актами, а в тех случаях, которые не вполне урегулированы международными актами – принципами права, общепризнанным моральным принципам и требованиям общественного сознания.

14 См.: Рекомендация 1960 г., касающаяся наиболее эффективных мер обеспечения общедоступности музеев, 1960 г., ст.ст. 3, 17, 18; Рекомендация 1972 г. об охране культурного и природного наследия в национальном плане, ст.ст. 49, 51; Рекомендация 1989 г. о сохранении фольклора, 1989 г., ст. D, буква (d).

15 См. ст. 13 Рекомендации 1960 г., касающейся наиболее эффективных мер обеспечения общедоступности музеев: «В местности, где они расположены, музеи должны быть центрами разума и культуры. С этой целью они должны вносить вклад в духовную и культурную жизнь населения, а оно, в свою очередь, должно иметь возможность участвовать в деятельности и развитии музеев».

 


Публикации:

Письмо в поддержку Международного Центра Рерихов представителями европейских рериховских организаций

Стеценко А.В. Наследие Рерихов нуждается в международной защите // Материалы конференции 2010г.

Стеценко А.В. Новый виток борьбы за музей и наследие // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 5. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2010. С. 29–50.

Наследие Рерихов: Выдумки и факсы. // Новая газета. №69 от 18.09.2008.

Стеценко А.В., Журавихин П.М. История наследия Рерихов в России: документальные свидетельства. МЦР.2007г.


Шапошникова Л.В. Ложь на длинных ногах. // Новые известия. 2.11.2005.

Шапошникова Л.В. Российский след в деле Мэри Пунача. // Мир Огненный. - 1997. - №3.

Дардыкина Н. Тень во плоти. Повесть о том, как индианка Мэри Пунача очаровала наше Правительство.

Лихачев Д. Недопустимо, чтобы чиновники спекулировали культурным достоянием. // Новая газета. 11 - 17.01.1996.

Рерих С.Н. «Медлить нельзя!» // Советская культура. 29.07.1989.


Документы:

Наследию Рерихов грозит уничтожение // Письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину в канун 100-летнего юбилея Святослава Николаевича Рериха. 10.12.2003.

Письмо академика Д.С. Лихачева Мэру Москвы Ю.М. Лужкову. 17.07.1997.

Письмо академика Д.С. Лихачева Президенту РФ Б.Н. Ельцину. 17.07.1997.

Письмо академика Д.С. Лихачева Президенту РФ Б.Н. Ельцину. 10.11.1993.

Постановление Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. № 1121.

Письмо директора музея Востока В.А. Набатчикова Первому Вице-премьеру РФ О.И. Лобову. 24.04.1993 г.

Открытое письмо. Наследие семьи Рерихов в опасности // Федерация. 8.06.1993.

Обращение С.Н. Рериха к Рериховским обществам России и других независимых государств.

Дополнение к завещанию С.Н. Рериха.

Завещание С.Н. Рериха «Архив и наследство Рерихов для Советского Фонда Рерихов в Москве».

Обращение С.Н. Рериха к членам Правления Советского Фонда Рерихов. 28.11.1989.

Заявление Советского Фонда Рерихов. 23.11.1989.

Постановление Совета Министров СССР от 4 ноября 1989 г. № 950.

Copyright © 2008-2017 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов