В.В. Фролов «Пречистый град – врагам озлобление»

Вместо предисловия

Прошло почти двадцать лет с тех пор, как на одном из собраний в Международном Центре Рерихов мы узнали от Людмилы Васильевны Шапошниковой, что Музей имени Н.К. Рериха создан по замыслу Учителей. Об этом в свое время ей поведал Святослав Николаевич Рерих, который, как писала его матушка Елена Ивановна Рерих, сам был Махатмой.

И другой очень важный момент. Святослав Николаевич в беседе с Людмилой Васильевной, обсуждая будущее Музея имени Н.К. Рериха, сказал: «Ничего не бойтесь и идите вперед!».

Так же напутствовала сотрудников Музея имени Н.К. Рериха в сложные периоды его развития и сама Л.В. Шапошникова. Те сотрудники, которые сегодня работают в Музее, это хорошо помнят.

Эти факты имеют важнейшее значение для понимания всего происходящего сегодня вокруг МЦР и сотрудниками Центра, и его сторонниками в разных уголках России и других странах. Отмеченные факты указывают всем, кому дорого культурное наследие Рерихов, на один из главных его смыслов. В наше непростое время перемен, когда «космический ветер» (Н. Бердяев) охватил планету и пребывающее на ней человечество, необходимо постоянное устремление к высокому назначению Культуры, золотой фонд которой составляет творческое наследие семьи Рерихов, Центр-Музей имени Н.К. Рериха.

Как бы то ни было, этот Музей работает в своем обычном режиме. Проводятся экскурсии, научные конференции, открываются новые выставки, читаются лекции, на концертах звучит прекрасная музыка. Правда, есть одно затруднение. Коллективу приходится отвлекаться на отражение сильнейшего давления противодействующих работе Музея сил, которые, несмотря на каждодневные попытки его дискредитации, ничего не могут поделать с Музеем имени Н.К. Рериха.

Государственный музей Востока против культуры Тибета?

Сегодня руководство Государственного музея Востока и Минкульта РФ развернули беспрецедентную кампанию давления на общественный Музей имени Н.К. Рериха, который тем не менее продолжает свою деятельность и, по отзывам его посетителей, является одним из лучших музеев России. Об этом свидетельствует, к примеру, Тибетский фестиваль, в рамках которого монахи монастыря Дрепунг Гоманг из Южной Индии с 9 по 24 июня текущего года во главе с Досточтимым Ямпель Римпоче демонстрировали тибетские религиозные обряды.

Не секрет, что МЦР сотрудничает с тибетским монастырем Дрепунг Гоманг, пользующимся в России известностью и авторитетом. Монахи монастыря в рамках Тибетского фестиваля ознакомили россиян, других посетителей Музея с культурными традициями Тибета. Этот фестиваль является хорошим знаком, ибо свидетельствует, что интерес посетителей Музея имени Н.К. Рериха к культуре Тибета, вообще Центральной Азии с каждым годом возрастает и, благодаря нашим тибетским друзьям, реализуется на самом высоком духовном и научно-культурном уровне. Фестиваль включает ознакомительные лекции по философии буддизма, обряд построения и разрушения мандалы и другие ритуалы. Казалось бы, такому сотрудничеству МЦР и монастыря можно только порадоваться, так как перед посетителями Музея имени Н.К. Рериха открывается редкая возможность непосредственно познакомиться с культурными традициями Тибета. Кроме того, такой поворот событий полностью вписывается во внешнюю политику России на Востоке, которая, как мы полагаем, благодаря культурному обмену между народами становится более эффективной.

Однако руководство Государственного музея Востока квалифицировало просмотры посетителями Музея указанных обрядов как религиозные собрания и передало соответствующую информацию в прокуратуру. Состоялась прокурорская проверка, в результате которой проведение буддийских обрядов в МЦР было запрещено.

Между тем, если взять, к примеру, обряд возведения и разрушения мандалы, то он является одной из культурных жемчужин Тибета. Этот обряд символизирует стремление человека к высокой любви, красоте и нравственному совершенствованию. Вообще – вся жизнь людей в Тибете пронизана религиозными обрядами. Было бы интересно попутешествовать по Индии и посмотреть на все это своими глазами. Однако позволить себе такой праздник культуры могут очень немногие. Никто не станет спорить, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Тем более что обряд возведения и разрушения мандалы демонстрируют настоящие носители культурных традиций.

Музей имени Н.К. Рериха – живой, развивающийся научно-культурный центр. Поэтому показ монахами посетителям Музея культурных традиций Тибета представляется естественным проявлением культурного обмена народов России и Индии. В зале, где проводится обряд построения и разрушения мандалы, люди с интересом наблюдали, как проводится этот обряд, хотя бы и перенесенный в пространство Музея и поэтому неаутентичный. Даже такое музейное действо дает посетителям возможность прикоснуться к живой культурной традиции Центральной Азии.

Буддийские монахи в свою очередь с огромным интересом знакомятся с экспозицией Музея имени Н.К. Рериха. Наших гостей можно понять, так как основу его экспозиции составляют живописные шедевры Н.К. Рериха, блестяще отразившего культурные особенности Тибета, всей Центральной Азии. И если бы руководители Государственного музея Востока как работники культуры прониклись духовным смыслом обряда построения и разрушения мандалы, других культурных традиций, демонстрируемых тибетскими монахами в МЦР, то им и в голову не пришла бы такая странная идея – инициировать прокурорскую проверку Центра на предмет проведения в нем религиозных собраний, которые руководство Государственного музея Востока усмотрело в демонстрировании тибетских обрядов.

МЦР – научно-культурная организация, и этот обряд, другие мероприятия с участием буддийских монахов в Международном Центре Рерихов задуманы и проводятся с одной целью – познакомить посетителей Музея имени Н.К. Рериха с культурой народов Тибета.

К слову сказать, этот обряд проводился и в других российских музеях. Так, в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже 9 октября 2015 года на выставке «Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма» была представлена мандала богини Белой Тары. Возведение мандалы Белой Тары было приурочено к 100-летию Санкт-Петербургского дацана и прошло по приглашению генерального директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского и настоятеля Санкт-Петербургского дацана Б.Б. Бадмаева. А в Эрмитажном театре ламы тантрического дацана Калачакры (Республика Бурятия) показали ритуальный буддийский танец «Величественная мистерия Цам».

Мандалы были построены также в историко-этнографическом музее-заповеднике «Старая Сарепта» и музее изобразительных искусств им. И.И. Машкова (Волгоград), Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (Барнаул), в других российских музеях. Однако мы нигде не встретили фактов проверки музеев прокуратурой на предмет проведения в них тибетских обрядов и их последующего запрета. По-другому не может и быть, так как музеи видят свою задачу в том, чтобы доносить до людей культуру народов Азии и народов всего мира.

И еще: интересно, а как с обрядом построения мандалы в других странах, к примеру, на Западе? Безусловно, Запад нам не указ. Тем более, в нынешней, очень непростой ситуации в мире. Но и там, как и в России, есть культурные люди и музеи. В этой связи приводим примеры построения песочных мандал в музеях мира.

Тибетские монахи построили мандалы в Музее искусств народов в Нью-Мехико, Музее Азиатского Общества при Гарвардском университете в Нью-Йорке.

В ноябре 2010 года буддийскими монахами из Непала была построена песочная мандала в Музее Хаммера в городе Лос-Анджелес.

В 2009 году тибетские монахи построили песочную мандалу в Эстонском национальном музее в Тарту.

В сентябре-октябре 2007 года две песочные мандалы были построены в Музее искусств им. Герберта Ф. Джонсона при Корнельском университете буддийскими монахами, которые приехали в этот музей из Индии, из самой Дхармасалы, резиденции Далай-ламы.

В 1997 году тибетские монахи построили песочную мандалу Будды медицины в Музее цивилизации в Канаде.

В 1996 году тибетским монахом была возведена песочная мандала в Денверском художественном Музее.

В 1988 году песочная мандала Калачакры была сооружена тибетским монахом в Музее естественной истории в Нью-Йорке.

Список музеев, в стенах которых проводились тибетские обряды, можно продолжить. Однако и приведенных фактов достаточно, чтобы понять, что музеи в России и других странах не отгораживаются от тибетской культуры, а предоставляют все возможности для всестороннего культурного обмена между Востоком и Западом. В то время как указанная акция руководства Государственного музея Востока по отношению к МЦР ассоциируется с периодом, когда культурная жизнь нашего общества, особенно культурные связи между странами, регламентировалась Министерством культуры на основе тоталитарных идеологических принципов.

«Хула на духа хуже всего»

Однако у этой акции есть и другая сторона. Она свидетельствует, что руководство Государственного музея Востока ради достижения своих неблаговидных целей спекулирует на имени Рерихов и философии Живой Этики. В связи с этим, в одной из книг Живой Этики, которая составляет основу наследия Рерихов, отмечается: «Сказано: "Хула на духа хуже всего", – ибо говорящий против духа являет себя невеждою!» [1].

Приведем несколько фактов, доказывающих, что это непосредственно относится к «героям» нашего очерка из Музея Востока и Минкульта РФ.

Первый заместитель министра культуры г-н Аристархов инициировал очередную внеплановую проверку Минюстом РФ Международного Центра Рерихов. Эта проверка проходила с 1 июня по 29 июня 2016 г., и основной ее целью было выяснение того, не является ли МЦР организацией, выполняющей функции иностранного агента, а также обнаружение наличия (отсутствия) в деятельности Центра признаков экстремизма. На предмет экстремизма проверялись книги, журналы, материалы сайта, внутренние документы, выпущенные МЦР за три последних года. Сотрудники МЦР доставили в Минюст для проверки килограммы документов и печатной продукции. По итогам проверки Министерство юстиции пришло к выводу о том, что признаки экстремизма в деятельности МЦР отсутствуют, и организация осуществляет деятельность, направленную на достижение уставных целей [2].

Другой пример. Летом этого года волонтеры, не являющиеся гражданами России, в одном из детских лагерей Крыма в рамках темы «Мир глазами художников» проводили с детьми беседу о русских художниках, в ряду которых оказался и Н.К. Рерих, философской основой многогранного творчества которого является Живая Этика. И кто-то из родителей написал письмо в Минкульт Крыма о том, что в лагере пропагандируется «оккультное» учение Живой Этики. Однако, по словам директора лагеря, волонтеры с детьми говорили только о художественной стороне творчества Рериха. Хотя директору и не надо было оправдываться, так как Живая Этика никакого отношения к оккультизму не имеет, ибо она представляет собой открытую научно-философскую систему.

В результате министр культуры Крыма сообщил об этой истории в Минкульт РФ и попросил министерство инициировать проверку МЦР на наличие в его деятельности оккультизма. Московские чиновники, по информации «Лайф», положительно отнеслись к этой идее. Чем же закончилось «дело» об оккультизме МЦР? Пока такой проверки не было. Но ярлык оккультизма к МЦР с подачи чиновников все-таки был приклеен, так как в СМИ это клише черного пиара в отношении МЦР время от времени тиражируется.

И совсем свежий факт, свидетельствующий о том, как Минкульт, используя свой административный ресурс, пытается очернить МЦР.

В фильме «Зов Космической эволюции», автором которого является Л.В. Шапошникова и в котором раскрывается смысл идей Рерихов, в историческом контексте показывается знак свастики. Ее демонстрация в фильме якобы запрещена утверждёнными в 2016 году правилами выдачи прокатных удостоверений. Хотите узнать результат? На днях Министерство культуры отозвало у МЦР прокатное удостоверение на этот фильм, выпущенный в 2013 году, по причине показа нацистской символики. Сообщение о данном событии появилось на сайте Life.ru 26 августа [3]. Однако это решение Минкульта не имеет под собой никакого законного основания. В Постановлении правительства РФ «Об утверждении правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения…» [4] сообщается, что «Прокатное удостоверение не выдается: <…> если фильм содержит материалы, нарушающие законодательство Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности». Под экстремистской деятельностью чиновники Минкульта усмотрели демонстрацию знака свастики. Действительно, на 56 и 59 минутах в указанном фильме этот знак появляется. Но он демонстрируется в контексте документальных кадров о нацистской Германии во второй мировой войне, и его показ является вполне правомерным, так же как, к примеру, в фильме «Обыкновенный фашизм» или в других фильмах на темы второй мировой войны.

В заявлении Роскомнадзора, одного из основных госорганов, осуществляющих правоприменительную практику по противодействию экстремистской деятельности, сообщается следующее: «само по себе публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики без целей пропаганды не является проявлением экстремизма, <…> использование нацистской и сходной с ней до смешения атрибутики/символики в исторических, научных и т.п. целях признается допустимым» [5]. В фильме «Зов Космической эволюции» не только нет пропаганды фашизма, но и присутствует его явное осуждение. Таким образом, фильм не нарушает законодательства Российской Федерации. Отзыв прокатного удостоверения свидетельствует о явной некомпетентности или предвзятости работников Минкульта.

На сайте информационно-аналитического центра «Сова» данное решение Минкульта получило такую оценку: «Кадры со свастикой, которые содержатся в фильме "Зов Космической эволюции", взяты из кинохроники 1930-х – 1940-х годов. Они сопровождают рассказ о Второй мировой войне. Демонстрирование нацистской символики в данном случае явно не преследовало целей пропаганды соответствующей идеологии. Кроме того, звучащие в фильме высказывания о конфликтах властей, музеев и РПЦ с рериховским движением не содержат никаких агрессивных призывов и не могут считаться экстремистскими» [6].

«Мы стоим без страха и трепета»

Для достижения своих целей руководство Музея Востока и Минкульта идет на все. Они даже бросают тень на имя Рерихов и искажают внутренний смысл философской системы Живой Этики, поддерживая оценку Живой Этики как якобы «оккультного» учения. И самое кощунственное – попирают волю нашего великого соотечественника Святослава Николаевича Рериха, которая состоит в том, чтобы местом и духовным пространством хранения, изучения и популяризации этого наследия стал общественный Музей имени Н.К. Рериха, который и был создан С.Н. Рерихом и Л.В. Шапошниковой и уже четверть века успешно работает поверх ведомственных барьеров.

Обращаясь к руководству Государственного музея Востока и Минкульта РФ, хотелось бы задать несколько вопросов.

Как можно делать высокие заявления о создании «государственного музея семьи Рерихов на территории МЦР в качестве филиала Музея Востока», одновременно предпринимая действия по разрушению уже работающего, созданного на народные деньги общественного Музея имени Н.К. Рериха? Причем, работающего в здании, которое почему-то названо «территорией» МЦР, где по решению Минкульта РФ якобы должен располагаться государственный музей семьи Рерихов?

Как руководство Государственного музея Востока может говорить о высоком имени Рерихов и необходимости популяризации их культурного наследия, когда философия Живой Этики, составляющая его основу, ими же подвергается примитивно-плоскому толкованию и, значит, искажению, а ее положения используются в спекулятивных и неблаговидных целях в черном пиаре, направленном на Музей имени Н.К. Рериха?

Как руководство Государственного музея Востока может говорить о высоком назначении наследия Рерихов, когда его представители фотографируют заделанную специальным составом трещину, появившуюся на мемориале Рерихов перед входом в Музей имени Н.К. Рериха в результате проседания грунта под ним, затем подшивают эту фотографию как отрицательный факт в судебном иске к МЦР на выселение из здания Музея вместе с картинами Рерихов, их рукописным наследием, книгами из мемориальной библиотеки Рерихов?

В связи с возникшей ситуацией невольно возникает ассоциация с картиной Н.К. Рериха, которая называется «Пречистый град – врагам озлобление» (1912 г.), находящейся в собрании Музея имени Н.К. Рериха. Сюжет этой картины входит в серию картин-предупреждений Н.К. Рериха, созданных перед началом Первой мировой войны (1914-1918 гг.). В них художник выразил свои предчувствия начинающейся катастрофы. «На картине “Пречистый град – врагам озлобление” в центре композиции в светло-желтой световой гамме детально прорисованы строения Града, обнесенного высокой стеной. Град символизирует собой духовную святыню, истину и чистоту. Град – это Твердыня Духа, непреходящая ценность культуры. Передний план занят ярко-красными языками пламени, в котором показываются оскалившие головы чудовищ. На заднем плане слева на фоне желто-коричневого неба изображены темные рогатые фигуры с камнями в руках, которыми они забрасывают Град. Справа на заднем плане стремительно мчится к Граду вооруженный воин на белом коне. Поднятый меч в руке воина – Георгия Победоносца – знак готовности к великой битве. … В сердце воина горит пламя высокой любви и мужества, и этот огонь охраняет город» [7].

В силу уникальных культурно-исторических и духовных условий, сложившихся в России, наследие семьи Рерихов передано России. Для его хранения, изучения и популяризации по воле С.Н. Рериха в Москве был создан Центр-Музей имени его отца. Этот Музей является абсолютным гарантом сохранения целостности наследия Рерихов, его свободного изучения и широкой популяризации в сотрудничестве со всеми, кто устремляется к культуре, формированию более совершенного человека и строительству лучшего будущего. Поэтому разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха, в котором хранится и изучается наследие Рерихов, может привести к непоправимой трагедии как для России, у которой, как следует из идей Н.К. Рериха, надолго будут закрыты возможности ее духовного возрождения, так и для всего мира, ибо его равновесие в определяющей степени зависит от устойчивого состояния и динамичного развития России. В связи с этим Н.К. Рерих писал: «Культура неразрывна с эволюцией. Остановите Культуру, и вы прекращаете эволюцию и, следовательно, ввергнитесь в разрушение. Разрушение музея есть разрушение страны во всех смыслах» [8].

И в заключение еще одна очень важная мысль Н.К. Рериха. В очерке «Сон» он записал молитву людей о спасении Града: «Защити, Владыко, пречистый град! Пречистый град – врагам озлобление! Прими, Владыко, прекрасный град! Подвигнь Отче, все воинство! < … > Мы стоим без страха и трепета» [9].

Так будем же достойны заветов великих наших соотечественников Рерихов – отстоим общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха!

В.В. Фролов,
заместитель Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха по научной работе, руководитель Объединенного Научного Центра проблем космического мышления, доктор философских наук, профессор

2 сентября 2016 г.

___________________________________

[1] Живая Этика. Листы Сада Мории. Ч.2. Озарение. 3.5.2.

[2] Сообщение Международного Центра Рерихов о результатах проверки Министерством юстиции Российской Федерации на предмет выявления в деятельности МЦР признаков экстремизма. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=4731
Дата публикации: 01.07.2016

[3] https://life.ru/t/культура/895624/film_tsientra_rierikhov_lishili_prokatnogho_udostovierieniia_iz-za...

[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2016 г. № 143 «Об утверждении правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм и правил ведения государственного регистра фильмов». Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=194707#1

[5] Демонстрация нацистской символики без целей пропаганды не должна трактоваться как нарушение закона о противодействии экстремизму.
Режим доступа: http://rkn.gov.ru/news/rsoc/news31736.htm

[6] http://www.sova-center.ru/misuse/news/other-actions/2016/08/d35282/

[7] Дьяченко И.Ю. Пречистый град – врагам озлобление // Центр-Музей имени Н.К. Рериха. КАТАЛОГ. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих. Под общей редакцией Генерального директора Центра-Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошниковой. В двух томах. Т.II. Международный Центр Рерихов. Мастер-Банк. М.: 2010. С. 710-711.

[8] Рерих Николай. Листы Дневника. М.: МЦР, 1999. Т. 3. С. 52.

[9] Рерих Н.К. Сон // Н.К. Рерих. Шамбала. М.: МЦР, Фирма Бисан-Оазис, 1994. С. 94.



 

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов