ЗАЯВЛЕНИЕ Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха по поводу предстоящей проверки деятельности Международного Центра Рерихов на «признаки экстремизма»

Современный период развития гражданского общества России связан с новыми вызовами, которые обусловлены проблемами в области культуры и социально-экономическими трудностями. В этих условиях Президент РФ обращает внимание руководителей государственных ведомств на роль общественных объединений, передавая им на законодательном уровне часть функций и социальной ответственности, поддерживая гражданские инициативы. Еще в декабре 2013 года, выступая с Обращением к Федеральному собранию, В.В. Путин высказал предложение о создании общественных советов при органах исполнительной власти, подчеркнув, что они не должны стать формальным придатком. «Эти общественные советы должны выступать в роли экспертов, а в каких-то случаях даже оппонентов власти»[1], – отметил В.В. Путин. Кто-то из представителей государственной власти понял позицию Президента России и принял ее. Так в отчете Общественной палаты РФ за 2015 год отмечается: качественный рост общественного сектора – «не просто одна из особенностей современного развития. Это новая тенденция, которая способна менять и уже меняет социальные отношения, воздействует на государственные институты, способствует вынесению на суд общественности таких проблем, которые еще вчера решались исключительно кулуарно. Гражданские активисты начинают формировать повестку дня, создают конкуренцию традиционным политическим структурам по влиянию на общество»[2].

Однако мнение Президента России в отношении общественных организаций, изложенное, в частности, и в «Основах государственной культурной политики»[3], не для всех руководителей государственных институтов оказалось значимо, не все представители исполнительной власти понимают и разделяют его. Печальным примером тому служит отношение руководства Министерства культуры РФ к уникальному общественному Музею имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР), которое представляет собой  скорее открытую борьбу, ставящую под угрозу само существование Центра-Музея в Москве. Причиной тому является тот факт, что МЦР, последовательно осуществляя волеизъявление своего основателя С.Н. Рериха, выступает против проекта музея Востока и Минкультуры по созданию государственного музея Рерихов за счет разрушения существующего Музея общественного. Кроме того, МЦР не может согласиться и с тем, что государственный музей предлагается разместить в зданиях усадьбы Лопухиных, где ныне успешно осуществляет свою деятельность общественный Музей имени Н.К. Рериха. Минкультуры даже не учитывает, что усадьба передана МЦР государством в безвозмездное пользование.

Чтобы реализовать задуманный проект Министерство культуры оказывает систематическое давление на Центр-Музей, в том числе, рассылает письма в различные правоохранительные органы — МВД, Прокуратуру РФ, Следственный комитет РФ и др. Эти обращения дискредитируют МЦР, вносят сомнения в культуротворческую направленность его деятельности и служат основанием для бесконечных проверок. Только за первые три месяца 2016 года в Центре-Музее прошли четыре проверки: прокурорская, Минюста, трудовой инспекции и налоговой!

Останавливаться Министерство культуры не собирается. На запрос Общественной палаты РФ в апреле 2016 года по поводу многочисленных писем граждан, возмущенных политикой  Минкультуры в отношении МЦР, первый заместитель министра культуры В.В. Аристархов ответил: «Минкультуры России направило обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации о проверке материалов Интернет-сайта МЦР www.icr.su  на предмет наличия высказываний экстремистского характера, и пресечения выявленных нарушений»[4]. Таким образом, Министерство юстиции в июне 2016 года будет осуществлять проверку МЦР по выявлению «наличия (отсутствия) в деятельности Организации признаков экстремизма» и выполнения «функции иностранного агента»[5]. Так отстаивание общественной организацией права на жизнь, на осуществление свободной культуротворческой и миротворческой деятельности, права на публичное вскрытие разрушительной сущности действий Минкультуры расценивается его руководством как экстремистские деяния.

Перечисленные выше обстоятельства лишний раз свидетельствуют о крайне сложной ситуации, в которой осуществляется деятельность Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха – яркого примера проявления общественной формы Культуры в жизни. Общественности хорошо известна его миротворческая и культурная деятельность, которая была высоко отмечена Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном и Генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой. В пространстве наследия семьи Рерихов, в поле МЦР складывается сегодня качественно новое общественное движение, которое способно брать на себя ответственность за судьбу Высоких культурных ценностей, являющихся подлинной основой благосостояния общества. Это требует нового понимания и нового отношения власти к феномену общественного сознания.

Накопленный МЦР опыт развития общественной формы культуры является весьма ценным для нашей страны, заслуживающим всяческой поддержки и поощрения, а не преследования и навешивания ярлыка «экстремизма». Разве дирижер с мировым именем, выдающийся деятель культуры Юрий Хатуевич Темирканов, президент Международного Центра Рерихов, может быть причислен к числу экстремистов?! Разве известные деятели науки и культуры России, которые являются попечителями общественного Музея имени Н.К. Рериха, достойны того, чтобы их признали экстремистами?! Разве сотрудников МЦР, около 30 лет самоотверженно и бескорыстно осуществляющих свою деятельность в пространстве культуры, можно назвать экстремистами?! Разве энтузиазм общественности, усилиями которой, на средства которой был восстановлен исторический ансамбль «усадьба Лопухиных», можно приравнять к экстремизму?!..

Напомним, Федеральный закон N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» был принят в 2002 году. Термин «экстремизм» использовался и до вступления закона в силу, но он не был правовым. Однако и сейчас, после принятия закона, это понятие нередко применяется столь же произвольно, как и ранее. С одной стороны, мы видим несомненную опасность данного феномена в проявлении крайних взглядов, связанных с насилием или призывами к насилию в отношении личности, общества, государства. С другой – практика дает примеры отсутствия понимания различий между свободным изложением собственной позиции по острым проблемам и экстремизмом. Зная, что обвинение в экстремизме ассоциируется в обществе с преступными, насильственными действиями, некоторые представители власти берут этот прием на вооружение, чтобы заставить отказаться от какой-либо деятельности или открытого высказывания своей критической позиции в отношении волюнтаристских решений. Публичные обвинения в экстремизме сами по себе являются серьезным давлением на человека или организацию и подрывают доверие к ней, затрудняя ее деятельность даже в случае снятия этих обвинений в дальнейшем.

И все это Министерство культуры обрушило на общественную организацию, деятельность которой неоднократно отмечалась высокими государственными наградами, чтобы сломить ее. Оказывается, достижения в области культуры не могут служить гарантией безопасности и стабильного существования общественного Музея, носящего имя великого русского художника Николая Рериха.

Современная политика Минкультуры в отношении МЦР идет в разрез с принципами сотрудничества общественности и государства, провозглашенными Президентом страны, в основу которых должны быть положены главные ценности гражданского общества – добровольный труд, свободное творческое развитие общественной инициативы, исполнение долга каждым гражданином не «по команде», но в силу сознательного отношения к культуре.

Создавая общественный Музей, С.Н. Рерих верил, что наследие, переданное им на Родину, станет фокусом, объединяющим наиболее ответственных и деятельных граждан, которые  сохранят, преумножат его Дар и создадут подлинно культурные основы российской государственности.

Исполнятся ли ожидания Святослава Николаевича Рериха?!..

 

[1] Послание Президента Федеральному Собранию, от 12.12.2013 // Сайт Президент России http://www.kremlin.ru/events/president/news/19825

[2] Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации

за 2015 год. – М., Общественная палата Российской Федерации, 2015.С. 5.

[3] Основы государственной культурной политики [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/ (дата обращения: 14.05.2016).

[4] Письмо первого заместителя министра культуры В.В. Аристархова № 339-01-68-ВА от 06.04.2016

[5] Распоряжение Министерства юстиции России от 25.04.2016 г. № 634-р.

© 2002-2016 Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха. Все права защищены.







 

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов