Э.А. Томша
Вызовы времени и актуальность продвижения идей Пакта Рериха
Анализируя ход исторических событий, можно увидеть, как вызовы времени той или иной эпохи являлись испытанием и потрясением для многих народов и стран мира. Усиление социально-экономического подъема, а также приход к власти сильных лидеров давали различным странам возможность вмешиваться в расстановку сил на международной арене, а научно-технический прогресс последних двух столетий ускорил создание средств и методов для решения этих конфликтов посредством военных действий.
Масштабные изменения на планете в конце XIX – начале XX века, как в социально-экономических, так и в научно-технологических процессах, привели к новым вызовам времени, к переоценке самой идеи развития цивилизации, что повлекло в ХХ веке невиданные по численности людские потери за всю историю человечества, беспрецедентные по своим масштабам уничтожения и разрушения памятников истории и архитектуры, объектов мирового культурного наследия.
Приведу некоторые цифры о военных конфликтах за последние три века. В XVIII веке, начиная с 1700 года, прошло 56 военных конфликтов, от 3 до 9 в каждое десятилетие. В XIX веке прошло уже 205 военных конфликтов и войн разного масштаба, которых в каждое десятилетие, начиная с 1800 года, происходило от 14 до 26. В XX веке – 230 вооруженных конфликтов, от 12 до 34 в каждое десятилетие, включая 1 и 2 мировые войны. 230 – цифра, сама по себе ужасающая, а тем более учитывая, что за период 10-ти веков до нашей эры количество военных конфликтов составляло всего 93, и это за целое тысячелетие. Резюмируя вышесказанное, приведу данные Р. Джексона о том, что после 1945 года на планете было всего 26 мирных дней [1].
XXI век вызывает еще большую тревогу. С 2000 по 2004 год – 23 вооруженных конфликта, из них 6 до сих пор продолжаются; с 2005 по 2009 – 20, из них 4 − по настоящее время; с 2010 года по конец сентября 2014 года – 18, из них 7 − по настоящее время. Итого, только за неполных 12 лет – 61 военный конфликт, из них 17 продолжаются по настоящее время…
2011 год поставил рекорд по количеству войн после 1945 года – их было 20, при этом различных военных конфликтов за этот период произошло 338, из них 38 были признаны «особо жестокими». Такое их количество может не только свести на нет тенденцию к «более стабильному миру», но и ставит под угрозу существование всей современной цивилизации.
Действительно, такое количество военных конфликтов и войн несет не только гибель населения, военной техники, но, и, что также очень важно – разрушение и уничтожение исторических памятников, храмов и других духовных святынь − культурных объектов, артефактов и движимых культурных ценностей. Число таких утрат за XX век, по подсчетам специалистов, достигает во всем мире десятки и сотни тысяч. А мы знаем, что уничтожение таких объектов ведет за собой уничтожение самой культурной основы любого государства и его народа.
Встает естественный вопрос: а как же международно-правовые нормы, принятые в защиту культурных ценностей во время вооруженных конфликтов? Они, увы, бездействуют.
История наглядно демонстрирует: какими бы совершенными ни были международно-правовые нормы, принятые в защиту культурных ценностей, они не могут хотя бы в какой-то приемлемой мере решить эти проблемы. Мы видим множество примеров современности, когда эти нормы попираются, как при вооруженных конфликтах, так и в мирное время.
Возникает вопрос: где находится та грань, переступив которую, человек становится разрушителем? Эта грань, безусловно, находится внутри самого человека. Она определяется его культурным уровнем, развитием его сознания, и, следовательно, его отношением к достижениям культуры и пониманием важности их сохранения.
Таким образом, для сохранения культурного наследия, как одной страны, так и всего человечества, важно, в первую очередь, возвращаться к миротворческим идеям Н.К. Рериха, к Пакту Рериха, актуальность которого очевидна и неизбежна, т.к. основные положения Пакта предлагают более широкие и эффективные меры защиты культуры, нежели другие существующие на сегодняшний день соглашения.
Особое внимание необходимо уделять процессу воспитания в человеке бережного и осознанного отношения к культуре своей страны, занимать активную позицию в деле охраны и защиты памятников культуры, популяризации идей Н.К. Рериха о важном значении Культуры и мирового культурного наследия для современной цивилизации.
В этой связи, в контексте общественной формы защиты культуры мне видится очень важным сам факт популяризации идей Пакта Рериха и Знамени Мира, миротворческих идей Н.К. Рериха, которую активно ведут последние годы Международный Центр Рерихов и рериховское сообщество.
А.В. Стеценко в своем докладе привел высказывание Д.С. Лихачева об ответственности общества в деле сохранения Культуры. Я сошлюсь на высказывание Н.К. Рериха, где он указывал на важную роль «общественного мнения» как единственной силы, способной «охранить святыни»: «Можно, конечно, говорить и об ужасах, если бы это к чему-нибудь вело, если бы кто-нибудь в силу таких соображений возревновал о памятниках, и не казенным постановлением, а могучим призывом к общественному мнению, которое только одно и может охранить наши святыни» [2].
Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в России и за рубежом очень актуальна, и играет значимую роль как ответ на современные вызовы времени. Необходимо продолжать эту общественную инициативу в различных городах России и в следующем, юбилейном году 80-летия подписания Пакта Рериха, в т.ч. и там, где выставка получила положительный резонанс как среди общественности, так и на государственном уровне: нужно проводить лекции, беседы, круглые столы и использовать другие формы для привлечения внимания более широких слоев населения к насущной проблеме современности – актуальности защиты Культуры своей страны. В этой связи хочу отметить, что в Санкт-Петербурге в рамках проведения международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность» состоится пресс-конференция для СМИ Северо-Запада, на которой будут подняты вопросы, посвященные международному выставочному проекту, актуальности идей Пакта Рериха, миротворческих идей Н.К. Рериха «Мир через культуру», а также результатам сегодняшнего Круглого стола, проводимого Международным Центром Рерихов под патронатом ЮНЕСКО.
В связи с популяризацией миротворческих идей Н.К. Рериха, идей Пакта Рериха мне видится и особый подход в отношении к молодежи, обучающейся в военных образовательных учреждениях (курсанты, кадеты и т.д.). Нужно занимать активную общественную позицию в деле донесения этих идей учащимся таких образовательных учреждений, раскрывать смысл и значение идей Пакта Рериха в современном мире, об ответственности будущих защитников в деле сохранения культурного наследия не только нашей страны, но и мировой культуры с учетом современных форм и методов ведения военных действий. В будущем, став кадровыми военными, они должны знать о том, что защищать нужно, в том числе, и объекты культурного наследия, художественные и научные учреждения, они должны знать историю создания наиболее известных памятников и храмов своей страны, их роль в формировании культурной общности народа и целостности существования государства.
В заключение хочу отметить, что эти и другие формы популяризации миротворческих идей Н.К. Рериха: «Мир через Культуру», идей Пакта Рериха и Знамени Мира − несомненно, дадут свои положительные результаты при условии активной позиции общественности. Организованный Международным Центром Рерихов и Международным комитетом по сохранению наследия Рерихов международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность», широко идущий и в России, и за рубежом – яркий этому пример. Ибо Пакт Рериха, как пишет Л.В. Шапошникова, «символизируя собой связь времен, <…> как бы закрепляет своими параграфами ту культурную преемственность, без которой не может существовать эволюция человечества как космического явления» на нашей планете [3].
Литература:
1. Jackson R.J. NATO and Peacekeeping. // Visiting Fellow Centre for International Studies and Clare Hall, University of Cambridge. Final Report for NATO Fellowship, Due 30 June 1997. Ссылка на интернет-ресурс: http://www.nato.int/acad/fellow/95-97/jackson.pdf.
2. [Выступление Н.К. Рериха 2-го ноября 1904 г. на заседании Императорского С.-Петербургского Общества архитекторов] // Николай Рерих в русской периодике. 1891–1918. Вып. 2: 1902–1906. СПб.: Фирма Коста, 2005. С. 419.
3. Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение культуры // Защитим Культуру: Материалы Международной научно-общественной конференции. 1995. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1996. С. 85.