24 марта 2017 г. в рамках лектория Санкт-Петербургского отделения состоялась седьмая лекция из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве». Тема лекции: «Космизм в русской поэзии». Лекцию с видео-презентацией представила сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР Кучерявенко Е.В.
Основные идеи космизма можно обнаружить в творческом наследии многих русских писателей и поэтов. Русская поэзия XIX-XX веков, одновременно и наравне с отечественной философией того же периода, в творчестве лучших своих представителей с особой художественной силой выразила чувство глубокой связи человека со всей Вселенной, ощущение всеобщей одухотворенности космоса, реальность миров с более утонченным состоянием материи, закон двойственности бытия и роль сердца во взаимоотношении человека с иными мирами.
В XIX веке идеи космизма нашли свое отражение в творчестве Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Ф.И. Тютчева, Е.А. Баратынского, А.А. Фета. Русский философ Иван Ильин писал: «Русские писатели с духовной точки зрения были обычными людьми, но религиозное чувство было развито почти у всех из них, и, не дорастая до высокого безмолвия и аскетики, выражалось в искренних словах поэзии…. Русская поэзия долго была представительницей русской религиозной философии и русского пророческого дара…».
В художественной культуре ХХ века особенно ярко прослеживаются идеи космизма в поэтическом творчестве А. Блока, В. Брюсова, К. Бальмонта, М. Волошина и многих других. Поэты и художники «Серебряного века» постигали творчество как «боговдохновенное» дело, как теургию, а также как способность, возносящую человека над миром. А. Белый писал: «Искусство должно учить видеть вечное».
В рамках лектория был представлен анализ творчества таких поэтов как: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев и К.Д. Бальмонт.
Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт и писатель, драматург, прозаик, критик, публицист, основоположник новой русской литературы. Роль Пушкина в русской литературе совершенно уникальна. Именно Пушкин стал первым профессиональным литератором и создателем современного русского литературного языка. В его личности, жизни и творчестве ярко и многогранно воплотилось русское национальное начало, он проявил и оформил то, что подсознательно жило в самом народе, нашел законченную форму того, что свойственно всему народу. Пушкин изучал пути русского духа, вникая во все проявления его. А.С. Пушкин писал: «Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою... История ее требует другой мысли, другой формулы...». Он понимал, что культурно-духовное пространство России включает в себя культурный синтез Востока и Запада.
В своих произведениях Пушкин говорит нам о том, что добро и зло находятся в самом человеке и исходят в мир из него самого. Поэтому и путь выхода из тупика один — путь духовного преображения и совершенствования. А.С. Пушкин писал: «Лучшие и прочнейшие изменения, суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества...».
Говоря о поэзии, поэт применяет религиозные термины: «И признак Бога, вдохновенье, для них и чуждо и смешно». Вдохновение, по Пушкину, возникает тогда, когда «божественный глагол до слуха чуткого коснется». Поэтическое творчество, поскольку оно являлось связью с Высшим, было для него как молитва, он так и говорил: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв». Идеальный образ поэта воплощен Пушкиным в стихотворении «Пророк». Известный философ Владимир Соловьев писал, что «Пророк, – это идеальный образ истинного поэта в его сущности и высшем призвании». Ф.М. Достоевский о пушкинском стихотворении «Пророк» сказал: «Здесь у Пушкина нечто надземное».
Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт и прозаик, художник и драматург. За двадцать шесть лет своей жизни он сумел создать изумительные шедевры в самых различных областях литературного творчества. В.Г. Белинский в XIX веке писал о Лермонтове: «Его жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и – исчезнуть во всей красе своей».
Трагические сомнения и поиски смысла жизни не мешали верить поэту в светлый Высший мир, в жизнь бесконечную, из высот и далей которой земная жизнь выглядит лишь кратким эпизодом. Русский поэт и писатель Даниил Андреев писал о Лермонтове, что «внутренние его органы – духовное зрение, слух и глубинная память, а также дар созерцания космических панорам и дар постижения человеческих душ – приоткрыты с самого рождения и через них в сферу сознания просачивается вторая реальность».
Духу М.Ю. Лермонтова были знакомы удивительные прозрения, его стихотворения-молитвы можно назвать жемчужинами духовной поэзии. Слияние с природой родной земли дарили поэту минуты возвышенного отдыха.
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка...
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...
В элегии «Ангел» М.Ю. Лермонтова раскрываются поэтические представления о воспоминаниях бессмертной душой своего бытия до земного воплощения.
В другом стихотворении Лермонтов восхищается звездами, ничто земное не может сравниться с космосом. Он чувствует несовершенство человека и осознает величие мировой гармонии.
Чем ты несчастлив? —
Скажут мне люди.
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо —
Звезды и небо! — а я человек!
За десятилетия до первого полета человека в космос М.Ю. Лермонтов писал:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом.
Федор Иванович Тютчев - выдающийся русский поэт-философ, публицист, дипломат и ученый – он был членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Космос – человек – Земля – неразделимое целое, проникнутое божественным духом – вот картина мира, созданная «изящно-дивными» красками большого художника и мыслителя.
…Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывем пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Мировая жизнь Тютчеву видится:
«Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих зыбей,
В стихийном, пламенном раздоре…» в напряженной борьбе противоположных сил, в единстве противоположностей «как бы двойного бытия». Все творчество поэта пронизано идеями натурфилософии. Одушевление природы происходит от глубокой уверенности в том, что всё в мире имеет одну живую душу. У Ф.И. Тютчева природа превратилась в самостоятельный, многоголосый, «стоокий» мир. Поэт-философ считает природу частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
«Космическое чувство» в лирике Тютчева связано с возможностью души поэта созерцать, постигать широту мира и растворяться в нем:
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном...
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем...
Это тютчевское «все во мне и я во всем» в поэтической форме отражает идею о единстве человека и Мироздания. Одно из самых знаменитых стихотворений Тютчева:
О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги, –
О, как ты бьешься на пороге
как бы двойного бытия!..
«Двойное бытие» – это дух и материя, небесное и земное, невидимое и видимое. И На пороге, или границе этого двойного бытия действительно находится сердце человека.
Константин Дмитриевич Бальмонт - знаменитый русской поэт-символист и писатель, эссеист, исследователь, крупнейший поэт-переводчик рубежа XIX-XX веков.
О поэзии Бальмонта лучше всех сказал Александр Блок: «Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну…. Никто до сих пор не равен ему в его “певучей силе”». Его творчество называли импрессионизмом в поэзии. Константин Бальмонт исповедовал философию мгновения, о которой он говорил: «Я отдаюсь мгновенью... Звон мгновенья... из области надземных звонов. Я отдаюсь мировому, и мир входит в меня».
Творчество Бальмонта произвело на современников ошеломляющее впечатление. Его лучезарный девиз «Будем как солнце» оставил неизгладимый след в русской поэзии. Книга «Будем как солнце» своим настроем и образами являла пример того, как надо жить - свободно, раскрепощено, вбирая в себя энергию солнца и соков земли. Книгу «Будем как солнце» А. Блок назвал «одним из величайших творений русского символизма».
В поэзии К.Д. Бальмонта лежит яркий отпечаток космогонических воззрений древних народов. Идеи и образы индийской мифологии, в том числе космогонические, окрашивают творчество поэта на всем его протяжении. Бальмонт писал, что религиозно-философские концепции Упанишад родственны символизму. Он считал: «постигая Голос Молчания, поэт постигает "всемирное Я"»:
Кто услышал тайный ропот Вечности,
Для того беззвучен мир земной,-
Чья душа коснулась бесконечности,
Тот навек проникся тишиной…
Как певца стихий К.Д. Бальмонта еще в 1900-е годы прозвали стихийным гением. Он пишет стихи, посвященные идее «четверогласия стихий» - космическим началам жизни в виде Огня, Воды, Земли и Воздуха. У Бальмонта огонь занимает особое место, по своим функциям он близок к солнцу и свету. Ему близок «светлый Агни» - Бог Огня, противник духов тьмы из индийской мифологии. Он называет себя «огнепоклонником», сближает миссию поэта и миссию огня: «Я буду все светить, сжигая и горя».
«Я чувствую, Мрак - властелин.
Но Агни, о Агни - сильнее всего,
Я сам изошел из Огня».
К.Д. Бальмонта считают одним из самых музыкальных поэтов. В поэтическом языке Бальмонта отражается свойство всеохватности музыки, объединение музыкальным началом мира: земного, тонкого и мира человеческой души. «Поэзия есть внутренняя Музыка, внешне выраженная размеренною речью», - пишет Бальмонт. В его поэтическом космосе - музыка – это первооснова всего сущего. «Я полагаю, что все произошло из жажды музыки, - пишет он в статье «Русский язык». – Разве наша Земля, столь изумительная, несмотря на наше человеческое, не есть псалом к Вечности, стих, пропетый в воздухе Огнем и Водой?» В поэтическом контексте К.Д. Бальмонта творческая энергия музыки соотнесена с творящей силой Солнца, Света.
Во время лекции звучали стихи поэтов.