Новости отделения

22.03.2017

«Рерихи – патриоты русской культуры»



Под таким названием 18 марта 2017 г. в общественном Музее имени Н.К. Рериха прошел научно-практический семинар научной и педагогической общественности Москвы и Московской области. Организаторами семинара выступили: Международный Центр Рерихов (МЦР) и Российское философское общество (РФО). Информационные партнёры: «Вестник РФО», журнал «Культура и время», Информационный портал «Музеи России».



В.В. Фролов


Ведущий семинара В.В. Фролов, президент Международного комитета по сохранению наследия Рерихов, заместитель Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха по научной работе, доктор философских наук, профессор (Москва), в своем вступительном слове отметил необходимость проведения настоящего семинара, которая вызвана тем, что сегодня и в будущем культурное наследие семьи Рерихов важно осмысливать, а шире говоря, осваивать, прежде всего, через приму его философских идей, заложенных, в первую очередь, в Живой Этике как научной системе познания мира, живописных полотнах Н.К. и С.Н. Рерихов, эпистолярном творчестве Е.И. Рерих, других трудах членов этой семьи. В то же время в современной исторической ситуации, когда наследие Рерихов подвергается разграблению, а общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха разрушению, в общественном сознании необходимо показывать, что Рерихи, будучи в самом высоком смысле это слова патриотами России, трудились на благо своей Родины и ее будущего. Так, Н.К. Рерих писал: «Для народа русского мы трудились». В выступлениях были затронуты разные моменты темы семинара.

 

В.Г. Соколов, старший научный сотрудник ОНЦ КМ МЦР, кандидат философских наук, культуролог, лауреат международной премии имени Е.И. Рерих, в докладе «Наследие Рерихов как основа понимания сущности патриотизма»выявил причину проблемного пути утверждения патриотизма в общественном сознании, которая заключается в том, что зачастую данное явление рассматривается вне развития культуры во внутреннем мире человека, вне сложного процесса его самоусовершенствования. Он показал, что в утверждении патриотизма на основе культуры большую помощь оказывают концептуальные разработки Е.И. Рерих и Н.К. Рериха в отношении понимания глубинной сущности культуры и, соответственно, неотъемлемого от нее патриотического чувства. Он раскрыл основные мысли Рерихов о патриотизме, а также выявил связь таких явлений, как общественная форма культуры, патриотизм и гражданское общество.

В. В. Фролов в докладе «Философия всеединства В.С. Соловьева как пример обоснования сущности патриотизма» показал, что понимание патриотизма Владимиром Соловьевым опирается на представление о Божественном всеединстве, то есть единстве человека, земли и неба. Человек и соответственно народность входят в пространство всеединства через диалектику эгоизма и любви. Благодаря усилиям личности свет любви пересиливает эгоизм. Народность оказывается подвержена национализму, если она абсолютизирует свои интересы и отходит от всеединства. Истинный патриотизм предполагает, по Соловьеву, веру в свой народ, любовь к нему и практическую помощь в его бедах. В то же время, как считает философ, другие народы надо любить как свой собственный.

И.Ю. Дьяченко, кандидат культурологии, старший научный сотрудник ОНЦ КМ МЦР (Москва), в докладе «Познавание России как творческая задача Н.К. Рериха» охарактеризовала взгляд Н.К. Рериха на Россию как мыслителя и патриота. Исследование им русской культуры в контексте культуры мировой – важнейшая творческая задача, позволившая Рериху всесторонне раскрыть всемирные достижения русской культуры и утвердить ее общечеловеческое значение. В связи с этим, его главной заслугой является открытие культурно-духовного пространства родины, которое способно воспринять Живую Этику, учение о космической эволюции человечества, принесенное Рерихами миру. Космичность мышления и нравственное обновление всех сторон жизни, утверждаемые в учении и в творческом наследии Рериха, дают возможность решать те исторические и культурные задачи, которые стоят перед Россией в XХI в.

Сотрудник Института философии РАН Г.Н. Мезенцевраскрыл некоторые «Возможные пути реализации принципа Н.К. Рериха “Мир через культуру”». Им была рассмотрена деятельность Н.К. Рериха по защите культурных ценностей, результатом которой явился международный Пакт Рериха, показана плодотворность развития идеи Н.К. Рериха «Мир через культуру» для защиты и развития культуры человечества. В связи с тем, что в мире усиливаются конфликты, приносящие ущерб культурным ценностям, а существующие структуры ООН, построенные на основе независимых государств, в силу своей природы не относят проблему сохранения культуры к приоритетным, докладчиком было предложено создать в составе ООН Совет цивилизаций с компетенцией по защите культуры и с полномочиями, одноуровневыми с Советом безопасности.

«Представления современной российской молодежи о патриотизме» рассмотрела Т.Ю. Кирилина, заведующая кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин, доктор социологических наук, профессор ГБОУ ВО Московской области «Технологический университет» (г. Королёв). Согласно исследованию, проведенному Лабораторией социологических исследований ГБОУ ВО МО «МГОТУ» в декабре 2015 г. среди учащейся молодежи Московского региона, подвергнуть свою жизнь опасности ради интересов общества изъявил готовность только каждый десятый участник опроса (10 %). Осознают себя гражданами России немногим более половины молодых респондентов (59,0%), более трети участников опроса (36,8%) не задумываются о будущем страны; каждый третий охотно поменяет гражданство, если это окажется выгодным для него (37,4%). Будущее страны в значительной степени волнует только каждого десятого респондента (9,5%). Эти тревожные данные заставляют задуматься о необходимости развития системы патриотического воспитания молодежи. Огромную роль в патриотическом воспитании может сыграть популяризация культурного и духовного наследия Рерихов.

     

В.Г. Соколов

И.Ю. Дьяченко

Г.Н. Мезенцев

Т.Ю. Кирилина

«Актуальность философско-эстетических взглядов Н.К. Рериха и Е.И. Рерих для современной России» продемонстрировала в своем выступлении Т.М. Новикова, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Московского авиационного института. Она подчеркнула актуальность признания существования у человечества древнего знания о природе и человеке. Это знание называется Мудростью. Его носителями были Платон, другие выдающиеся мыслители. Мудрость пронизывает в символическом виде человеческую культуру. Важная ее грань раскрывается в представлении о космических законах.

Б.Ю. Соколова, кандидат культурологии, научный сотрудник ОНЦ КМ МЦР, «К проблеме эволюционного смысла патриотизма»отметила, что завет Н.К. Рериха: «Любите Родину, любите народ русский. … Пусть эта любовь поможет полюбить и все человечество» несет в себе важнейший эволюционный смысл. Через любовь к Родине и своему народу человек поднимается на более высокую эволюционную ступень – любовь ко всему человечеству. Это связано с тем, что ждет нашу планету в будущем, это элементы того Нового Мира, в котором человечество будет объединено в одну единую семью. Как и героизм, патриотизм, являясь качеством духа человека, связан с космической эволюцией и космическими законами и представляет собой важную ступень эволюционного пути человечества.

О.А. Канищева, экскурсовод общественного музея имени Н.К. Рериха, переводчик, преподаватель иностранных языков Лингвистического центра при ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, выступила на тему «Рерихи о красоте долга перед Родиной». Образ Родины все Рерихи пронесли в своем сердце, воплотили в своем творчестве, раскрыв перед нами истинную Красоту и огромный потенциал Земли русской и «Ивана Стотысячного», пребывающего на ней. Россия для нас − не только родина (что не случайно, а закономерно), но особое, сокровенное пространство духовно-культурной эволюции планеты. В нем переплелось множество культур, сошлись Восток и Запад, русский национальный дух приобрел уникальную полярность, а патриотизм − свое особое звучание и глубочайший смысл, выходящий за рамки узкого самосознания и национализма, выводящий на первый план заботу об Общем Благе.

В.В. Фролов в докладе «Героическая жизнь и творчество Генерального директора общественного Музея имени Н.К. Рериха (1990 2015) Людмилы Васильевны Шапошниковой – ярчайший пример реализации патриотизма в жизни» показал, что жизнь и творчество Людмилы Васильевны Шапошниковой являются примером ярчайшего патриотизма, ибо она всю свою энергию и знания отдала России. Это подтверждается созданием ею под руководством С.Н. Рериха Музея имени Н.К. Рериха, осмыслении на основе методологии Живой Этики русского космизма и защите нашего национального достояния: культурного наследия Рерихов и его основы философии Живой Этики, Музея имени Н.К. Рериха от нападок и искажений. Главным источником патриотизма Л.В. Шапошниковой было ее сердце, настроенное на «волну» Рерихов и любовь к России.

     

Т.М. Новикова

Б.Ю. Соколова

О.А. Канищева

В.В. Фролов

«Формирование общеевразийского патриотизма путь к развитию эффективного сотрудничества стран-участников СНГ». Такую тему раскрыла в своем выступлении Л.А. Кожемякина, научный сотрудник МЦР, культуролог, аспирант филиала Института управления образованием РАО. Общеевразийский патриотизм – это осознанная принадлежность к единой соборной общности – евразийскому братству народов, объединенных духовным, культурным родством, общностью исторических судеб в пространстве Евразии; это приоритет общеевразийских интересов над национальными и региональными. Познавание культурных, научных и духовных достижений евразийских народов, развитие сотрудничества, диалога в области образования и культуры приведет к эволюционному развитию каждого евразийского народа.

«Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании школьников XXI века» осветила в своем сообщении А.С. Разводовская, культуролог, педагог, руководитель музейного комплекса ГБОУ школа № 1286 города Москвы, член Международной ассоциации писателей. На школу возложена огромная ответственность за духовно-нравственное становление личности ребенка. Одним из важнейших направлений воспитательной работы школы является музейная педагогика, несущая в себе наибольшие возможности приобщения ребенка к духовным ценностям. В основу музейно-педагогической деятельности школы № 1286 положены идеи одного из величайших мыслителей XX столетия – Н.К. Рериха. Его универсальная концепция культуры содержит в себе важнейшие направления воспитания подрастающего поколения. Правильное понимание культуры и возможность погружения в «живую» культурную среду закладывают те зерна, которые вырастают в маленьких сердцах в настоящий патриотизм и остаются с человеком на всю жизнь, становясь основой его личности.

А.Э. Ларионов, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин ГБОУ ВО Московской области «Технологический университет» (г. Королёв), зачитал доклад «Патриотизм научного деяния: к осмыслению наследия русских исследователей Центральной Азии». Феномен русских научных экспедиций в Центральной Азии с середины XIX по середину ХХ века не имеет равновеликих аналогов в истории мировой науки и культуры. В свете усиливающейся актуальности патриотического воспитания молодежи необходимо расширять само понятие патриотизма, не ограничиваясь только военно-героической его составляющей. Значимым предстаёт в этом контексте научное подвижничество великих русских путешественников – от П.П. Семёнова-Тян-Шанского и Н.М. Пржевальского до П.К. Козлова, А.Д. Симукова, Рерихов, И.А. Ефремова включительно. Осмысление их деятельности, популяризация научного наследия является важным ресурсом для формирования патриотизма в российском обществе, импульсом для дальнейшего развития отечественной науки.

Майя Мартолина, журналист, корреспондент газеты «Приокская правда» (г. Рязань), выступила с докладом «Борьба за культуру есть геройство». Рерихи – великие патриоты великой России. Вся жизнь семьи Рерихов есть бескорыстное служение человечеству. В книге «Сердце» Елена Ивановна Рерих размышляет о забытых ныне функциях сердца человека, о чувствознании и о развитии духовном. Николай Константинович Рерих много думал и писал о героическом начале. В понятие героизма входят самоотречение и самопожертвование, устремление во имя Общего блага. Решение всё возрастающих проблем человечества Рерихи видели только в духе и в красоте.

А.А. Лебеденко, заместитель руководителя ОНЦ КМ МЦР, кандидат философских наук, кандидат педагогических наук, выступил на тему «Подвиг героя духа». Нынешние и будущие поколения России в бесконечном долгу перед М.П. Крошицким (1894 – 1972) за тот беспримерный подвиг, который он совершил в годы Великой Отечественной войны. Благодаря его самоотверженности в Севастопольском художественном музее можно сегодня увидеть сохраненные от пламени Великой Отечественной войны полотна кисти Айвазовского, Богаевского, Коровина, Куинджи, Левитана, Поленова, Рериха («Городок», 1906), Серова, Тропинина, Шишкина, Рафаэля и многих других. В летописи города-героя подвиг М.П. Крошицкого во славу искусства и во имя Родины останется навечно.

     

Л.А. Кожемякина

А.С. Разводовская

А.Э. Ларионов

А.А. Лебеденко

Подводя итоги семинара, А.В. Стеценко, вице-президент Международного Центра Рерихов, сделал акцент на том, что подлинный патриотизм невозможен без культуры, ибо культура как самоорганизующаяся система духа питает собой другие сферы жизни человека и общества. Культура является почитанием Света, без культуры человек превращается в животное. Рерихи внесли выдающийся вклад в сокровищницу российской и мировой культуры. В то же время есть силы невежества, которые стремятся уничтожить все непонятное для них, они борются против новых знаний и идей. 7-8 марта после незаконного захвата работниками Минкульта и правоохранительных органов картин общественного Музея имени Н.К. Рериха отечественной культуре был нанесен серьезный удар. Международный Центр Рерихов будет бороться за возвращение картин и сохранение музея, и решающую роль в этой борьбе за культуру должна сыграть общественность.

В.В. Фролов 
Фото: Ксения Панова




Возврат к списку

 




Возврат к списку

Архив новостей: 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов