Новости отделения

17.02.2017

Лекторий СПб отделения МЦР в библиотеке Истории и культуры Петербурга. Цикл лекций на тему: «Идеи космизма в философии, науке и искусстве». Шестая лекция: ««По крайней мере путь я к свету проложу…». Г.Р.Державин»



Фоторепортаж

17 февраля 2017 г. в рамках лектория Санкт-Петербургского отделения состоялась шестая лекция из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве». Тема лекции: ««По крайней мере путь я к свету проложу…» Г.Р.Державин». Лекцию с видео-презентацией представила сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР Морозова М. Я..

Г.Р.Державин был одной из ярких личностей века Екатерины Великой, когда в России создавались новые формы общественной жизни. Его миссия заключалась в том, чтобы наполнить эти формы духовным содержанием. Он был военный, государственный деятель, поэт, представитель культурной России второй половины XVIII – начала XIX вв. Державин был одним из сподвижников Екатерины не только в области просвещения, но и в обустройстве государства. В дни Екатерины эти две области были тесно связаны между собой. Всякая культурная деятельность, в том числе поэтическая, являлась прямым участием в созидании государства. Необходимо было не только создать внешние формы России, но и вдохнуть в них живой дух культуры.

Г.Р.Державин родился 3(14) июля 1743 г. в селе Сокуры Казанской губернии (ныне село Державино в Татарстане). Он происходил из семьи обедневших дворян. Его первое слово: «Бог». В Боге Державин прожил всю свою жизнь, и все Величие Божие он отражал в свих произведениях.

С 1759 по 1762 год он учился в Казанской гимназии. Гаврила Романович хорошо рисовал, играл на скрипке, хорошо знал немецкий, проявлял интерес к истории, поэзии, а так же к геодезии, астрономии, археологии.

В 1762 году призван в Петербург на военную службу и был записан в гвардейский Преображенский полк солдатом. В том же 1762 г. в составе полка участвовал в дворцовом перевороте, приведшем к воцарению Екатерины II. Уже офицером, в 1773г. Державин принимал активное участие в подавлении восстания Пугачева. Именно к 70-м годам впервые по-настоящему проявился Державинский поэтический дар. В 1775г., находясь во время восстания Пугачева у горы Чаталагай, Державин написал свои первые две оды: «На знатность» и «На великость».

Дщерь мудрости, душа богов!
На глас моей звенящей лиры
Оставь гремящие эфиры
И стань среди моих стихов.

В 1777 году Он был переведен из военной службы в штатскую, получив чин коллежского советника и триста душ крестьян в Белоруссии, в Себежском уезде. С помощью князя Вяземского Державин занимал высокие государственные посты: был президентом комерц-коллегии, государственным казначеем и советником, министром юстиции.

В 1778 г. в возрасте 35 лет он женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, которую в течение многих лет будет воспевать в своих стихах под именем Плениры. После ее смерти, в 1795 г. женился на Дарье Алексеевне Дьяковой.

В 1782 г. Державин написал свою знаменитую Оду «Фелица», которая была напечатана в первой книжке журнала «Собеседник любителей российского слова», издаваемом кн.Дашковой и имела большой успех у многих читателей того времени. «Фелица» имеет огромное значение в истории русской литературы. Его биограф Владислав Ходасевич писал: «Когда Державин впоследствии писал, что он первый «дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить», он гордился не тем, что открыл добродетели Екатерины, а тем, что первый заговорил «забавным русским слогом». Его ода не только первое художественное воплощение русского быта, она зародыш нашего романа».

Едина ты лишь не обидишь,
Не оскорбляешь никого,
Дурачество сквозь пальцы видишь,
Лишь зла не терпишь одного;

Многие оды Державина имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти. В начале 1784 г. Державин пишет свою знаменитую высокую Оду «Бог». Ода «Бог» посвящена рассуждению Державина о возникновении мироздания и происхождении человека и отличается глубиной мысли и ясностью изложения.

Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества,
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества.

В этом произведении Державин открывает те понятия, которые позже более углубленно и подробно будут раскрываться в книгах Учения Живой Этики: Многомерность Вселенной, и человеческого организма, мир иной, посмертное бытие сознания, Закон перевоплощения и многие другие.

В мае 1784 г. указом Екатерины II Державин был назначен на должность правителя вновь образованного Олонецкого наместничества, а затем 15 декабря 1785 г. Тамбовским губернатором. Немногим более года прожил Державин в Петрозаводске, но за это время он успел сделать многое: организовал формирование губернских административных, финансовых и судебных учреждений, ввёл в действие первое в губернии общегражданское лечебное заведение — городскую больницу, учредил новый город Кемь на берегу Белого моря, совершил длительную летнюю поездку по северной Карелии. Позднее образы Карелии вошли в его творчество: стихотворения «Буря», «Лебедь», «Ко второму соседу», «На Счастие», «Водопад», которое было написано на смерть князя Потемкина:

Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми.

На посту Тамбовского губернатора Державин также внес большую лепту по преобразованию края как по части финансовой, так и в градостроении и просвещении. Открыты народные училища театр, больница, гостиный двор , типография и другие заведения. Сегодня исторический центр Тамбова со Спасо - Преображенским кафедральным собором является памятником архитектуры. За наведение порядка в губернии наместник Гудович представил Державина к ордену.

Однако большинству чиновников не нравилась бурная деятельность Державина, и 3 января 1789 года вышел Указ об отрешении его от должности. В 1791 он был назначен кабинет-секретарем Екатерины II. В 1793 году назначен сенатором с производством в тайные советники. При императоре Павле I в 1798 г. Гаврила Романович был государственным казначеем. При Александре I в 1802 г. – министром юстиции и генерал прокурором. Державин честно выполнял свой долг перед Богом и людьми, служил России и поэтому находился на полу опальном положении при обоих императорах, но при этом был удостоен высоких наград.

С 1803 г. Гаврила Романович находился в отставке. Сохранив жалованье и положение при дворе, последние тридцать лет жизни Гаврила Романович прожил в покое, в своем имении «Званка», зимой в особняке на Фонтанке, посвятив себя поэзии. В 1785 г. Державин дописал свое стихотворение «Бессмертие Души», начатое одиннадцать лет назад вслед за «Богом»:

Умолкни, чернь непросвещенна,
Слепые света мудрецы!
Небесна истина, священна!
Твою мне тайну ты прорцы.
Вещай: я буду ли жить вечно?
Бессмертна ли душа моя?
Се слово мне гремит предвечно:
Жив Бог!— Жива душа твоя!

В этом стихотворении, как и в «Боге», мы находим глубокое созвучие идеям Живой Этики. Здесь Державин сам дает ответы на вопросы, которые он же и задает.

За два дня до смерти Гаврила Романович начал последнюю из своих философских од, но ее уже не закончил. Эти наиболее часто цитируемые сегодня строки он оставил в своем кабинете на аспидной доске: «Река времен в своем стремленьи».

Символичен был и уход Державина из жизни. Перед уходом он зажег свечу, которая горела еще три часа после его кончины. Это произошло 8 (20) июля 1816 г. в имении Званка Новгородской губернии. Похоронен Гаврила Романович в Спасо–Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря.

Живым и бессмертным памятником Гавриле Романовичу Державину осталась его поэзия.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.






Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2017 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов