7 декабря 2016 года в зале Святослава Рериха общественного Музея имени Н.К. Рериха прошла творческая встреча с актёром, театральным режиссёром, народным артистом РСФСР, художественным руководителем Института театрального искусства им. П.М. Ершова, профессором Геннадием Михайловичем Печниковым. В 2016 году Г.М. Печников отметил свое 90-летие.
В начале мероприятия первый заместитель Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха П.М. Журавихин от имени руководства МЦР поприветствовал юбиляра, отметив, что Геннадий Михайлович не только известный актер, но и общественный деятель, более 10 лет возглавлявший Международный Центр Рерихов на посту президента.
Творческий вечер начался с выступления известного хореографа индийских классических танцев, руководителя коллектива «Одисси Дживан Нритья» Виталины Лобач, исполнившей для юбиляра и гостей традиционный индийский танец в стиле Одисси.
Сотрудник МЦР Д.Ю. Ревякин в своем выступлении отметил, что в стенах Международного Центра Рерихов всегда с благодарностью будут помнить работу Г.М. Печникова в трудное для Центра время: «В 1993 году Геннадий Михайлович плечом к плечу вместе с Л.В. Шапошниковой в Верховном Суде отстаивал право общественного музея на жизнь и выиграл. И сейчас, когда Министерство культуры вновь пытается уничтожить наш Центр-Музей, приятно видеть из истории примеры успешной борьбы за правду, борьбы, которая позволила тогда, в 1993 году выстоять детищу С.Н. Рериха. Часто Геннадий Михайлович любил в этих стенах повторять фразу Н.К. Рериха: "Я могу путником пройти по миру, но огонек дома должен гореть в России". И эти же слова звучали из уст Геннадия Михайловича во время открытия постоянной экспозиции общественного Музея имени Н.К. Рериха, которое состоялось в этом же зале в 1997 году. Мы желаем юбиляру здоровья, долгих лет жизни и надеемся на новые творческие встречи в этих стенах».
Г.М. Печников поделился с присутствующими своими воспоминаниями о работе в МЦР вместе с Л.В. Шапошниковой. Он сказал: «Когда в 1989 году в Москву приехал младший сын Н.К. Рериха Святослав Николаевич Рерих, он доверил наследие своих родителей Людмиле Васильевне Шапошниковой. И вот теперь перед нами замечательное собрание Центра-Музея имени Н.К. Рериха.
В этом году мы отмечаем 90-летие со дня рождения Л.В. Шапошниковой. Помню, как мы шутили с ней, что когда нам обоим исполнится по 90, то мы отпразднуем его вместе, поскольку родились с ней в один год. Она по гороскопу Лев, а я Дева. Знакомы мы были с ней еще до создания Советского Фонда Рерихов. Она неоднократно посещала Детский театр, видела мое исполнение роли Мальволио в пьесе Уильяма Шекспира "Двенадцатая ночь", которая ей очень понравилась. Потом была постановка "Рамаяна", посвященная легендарному древнеиндийскому эпосу. Вот эта общая любовь к Индии в итоге нас и объединила. Когда создавался Советский Фонд Рерихов и Людмила Васильевна получила от С.Н. Рериха все необходимые документы, она сразу пригласила меня в правление Фонда. Так изначально я оказался вместе с ней. И когда обсуждался вопрос о создании Фонда Рерихов, правительство СССР дало возможность С.Н. Рериху выбрать помещение для будущего Центра-Музея имени Н.К. Рериха, что было очень важно. Мы со Святославом Николаевичем и Людмилой Васильевной объехали всю Москву, везде смотрели. Но когда нам показали дворец Лопухиных, Святослав Николаевич сказал: "Здесь будет Музей!". Мы посмотрели на здание и ахнули, поскольку были полные развалины, как после бомбежки Пальмиры. Министерство тяжелого машиностроения оставила после себя настоящие руины. Все было разворовано, разбито… Но мы взялись за восстановление здания и создание музея. По воле С.Н. Рериха решено было создать неправительственный фонд при ООН. И вот нашлись благородные люди, которые пожертвовали свои деньги для создания общественного Музея имени Н.К. Рериха. Очень помог Фонд Мира, а несколько позже нашелся меценат Б.И. Булочник. Ведь спасение памятника усадьбы Лопухиных требовало больших финансовых вложений.
Когда после развала СССР мы решили переименовать Советский Фонд Рерихов в Международный Центр Рерихов и встал вопрос о кандидатуре президента, то В.Я. Лакшин, наш замечательный отечественный критик, предложил мою кандидатуру, которую поддержала Л.В. Шапошникова и другие члены правления. За свою работу я не получал зарплаты. Я считал это святым делом – восстановить память о великой семье Рерихов в России. Елена Ивановна, Николай Константинович, два сына Юрий и Святослав. Я их всегда ассоциировал с квадригой коней, управляемых богом Аполлоном. Если вы видели эту квадригу на Большом театре. Это была потрясающая семья ученых и художников. Они соединяли в своем творчестве то, о чем мечтал К.С. Станиславский, А.Н. Островский – единение искусства и культуры, искусства и науки. И это на деле осуществила именно семья Рерихов. Это была поистине удивительная семья. Но борьба за рериховский музей была трудная. Как Рама всю жизнь боролся с ракшасами, злыми демонами, так и мы это делали, чтобы отстоять наш Центр-Музей».
После выступления Г.М. Печникова студенты 1-го курса Института театрального искусства им. П.М. Ершова, обучающиеся у Г.М. Печникова, прочли стихи в честь юбиляра, а также прочли стихи известных классиков русской и зарубежной поэзии. Геннадий Михайлович принял активное участие в обсуждении их актерского мастерства, которое обозначил соответствующей оценкой для каждого выступающего. Также он поделился воспоминаниями о своих педагогах, в том числе и встречах со знаменитым В.И. Качаловым.
Встреча с Г.М. Печниковым в стенах общественного Музея имени Н.К. Рериха вызвала живой отклик у присутствующих на вечере.
Дмитрий Ревякин
См.также на сайте Международного Центра Рерихов