28 октября 2016 в библиотеке Истории и культуры Петербурга в рамках Лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов состоялась вторая лекция «Звучание одухотворенного Космоса. И.С. Бах». Лекцию для слушателей провел председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР Э.А.Томша. В юбилейный год 90-летия Л.В.Шапошниковой, академика, выдающегося ученого, философа, индолога, исследователя творческого наследия семьи Рерихов, создателя общественного Центра-музея имени Н.Рериха в Москве, автора многочисленных научных и научно-популярных книг и статей, Санкт-Петербургское отделение МЦР посвящает свой Лекторий ее памяти.
Известный британский писатель и публицист, историк и философ Томас Карлейль, живший в 19 веке, говорил, что «Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие».
Одним из величайших деятелей в области музыкального искусства, который на протяжении более 250 лет дает нам возможность «постигать» вечность и «ее величие», является И.С.Бах. Один из выдающихся немецких поэтов и мыслителей эпохи Просвещения Вольфанг фон Гете так писал о И.С.Бахе: «…лейпцигский кантор – божественное явление: он ясен и все-таки необъясним». Немецкий композитор Роберт Шуман о Бахе говорил, что «Бах был насквозь человеком, в нем не было ничего половинчатого, болезненного, все написано как бы на вечные времена». А немецкий композитор И.Брамс так говорил: «Если бы вся музыкальная литература – Бетховен, Шуберт, Шуман – исчезла, это было бы крайне печально, но если бы мы потеряли Баха, я был бы безутешен».
Собирая воедино высказывания многих выдающихся деятелей искусства и науки, философов и богословов, можно сказать И.С. Бах – явление планетарного масштаба, пришедший на нашу планету для утверждения новых горизонтов постижения музыки одухотворенного Космоса. Его музыкальное искусство находится вне конфессиональных границ, она экуменична в самом исконном значении этого слова, ибо принадлежит Вселенной и ее гражданам, проживающим в ней.
И.С.Бах был «истинным Христианином» – в исконном понимании, ибо он воспринимал Церковь как Храм, как олицетворение одухотворенного Вселенского Бытия и свою музыку считал лишь одним из голосов в хоре воспевающих славу Творцу.
Иоганн Себастьян Бах оставил человечеству великое музыкальное наследие. Жизнь гениального композитора и музыканта была насыщена неиссякаемым творчеством его Духа и прошла стремительно, оставив будущим потомкам возможность постигать Красоту и Гармонию через его музыкальное творчество.
Начиная свою службу с 18 летнего возраста в качестве придворного музыканта и заканчивая годы своей жизни в Лейпциге в качестве «музыкального директора всех церквей Лейпцига», И.С.Бах закладывал новые пути развития музыки, задавая тон всему музыкальному искусству от эпохи Классицизма и до наших дней.
Многие известные сегодня всему миру композиторы, как например В.А. Моцарт и Л.В. Бетховен, знали и любили творчество Иоганна Себастьяна Баха. Их воспитывали на произведениях гениального композитора с самого детства. Однажды при посещении Школы Св. Фомы Вольфганг Амадей Моцарт услышал один из мотетов (BWV 225) и воскликнул: «Здесь есть чему поучиться!» - после чего, попросив ноты, долго и упоённо изучал их. Людвиг ван Бетховен очень ценил музыку И.С.Баха. В детстве он играл прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира», а позже называл Баха «истинным отцом гармонии» и говорил, что «не Ручей, а Море ему имя» (слово Bach по-немецки значит «ручей»).
После смерти И.С. Баха о нем практически забыли. Первым описанием жизни и творчества Баха в начале 19-го века, спустя более 50 лет, стала работа, выпущенная в 1802 году Иоганном Форкелем. Составленная Форкелем биография Баха основана на некрологе и рассказах сыновей и друзей И.С.Баха. Спустя еще 50 лет, в середине 19 века интерес широкой публики к музыке И.С.Баха возрос, композиторы и исследователи начали работу по собиранию, изучению и изданию всех его произведений. Заслуженный пропагандист произведений И.С.Баха Роберт Франц опубликовал несколько книг о творчестве композитора. А следующим капитальным трудом о И.С.Бахе стала книга Филиппа Шпитты, изданная в 1880 году.
В начале ХХ века немецкий органист и исследователь Альберт Швейцер опубликовал книгу, посвященную И.С.Баху. В этом произведении, кроме биографии композитора, описания и анализа его произведений, много внимания уделяется описанию эпохи, в которой он работал, а также богословским вопросам, связанным с его музыкой. Альберт Швейцер писал о И.С.Бахе: «Искусство объективного художника не безлично, но сверхлично. Как будто у него одно стремление: заново переработать и с неподражаемым совершенством передать все, что находится перед ним. Не он живет, но дух времени живет в нем. Все художественные искания, стремления, желания, порывы и блуждания прежних, равно как и современных ему поколений, сосредоточились в нем и творят через него».
Эти книги были наиболее авторитетными до середины XX века, когда с помощью новых технических средств и тщательных исследований были установлены новые факты о жизни и творчестве И.С.Баха.
Бах написал более тысячи музыкальных произведений в практически всех известных на тот момент жанрах. Бах не работал лишь в жанре оперы. Борис Владимирович Асафьев: «И.С.Бах – такой гигант, что воспринимается не как личность, а как мощная творческая лаборатория, в которой перековывались все творческие навыки, стили, тенденции и искания его времени».
С именем И.С.Баха связано наивысшее развитие органной музыки, а также полифонии, в частности, особой ее музыкальной формы - фуги. Созданный И.С.Бахом цикл 24 прелюдий и фуг Хорошо темперированный клавир – гениальное художественное воплощение генеральной музыкальной концепции Нового времени.
Продолжая тему полифонии, нужно отметить, что в творчестве И.С.Баха полифония достигает наивысшего своего расцвета. Русский композитор и музыкальный критик 19 века Александр Николаевич Серов, писал о И.С.Бахе: «…Полифональный стиль наравне со способностью к гармонии требует в композиторе великого мелодического таланта. Одной гармонией, то есть ловким сцеплением аккордов, тут невозможно отделаться. Надо, чтобы каждый голос шел самостоятельно и был интересен в своем мелодическом ходе. И вот с этой-то стороны, необыкновенно редкой в области музыкального творчества, нет художника не только равного Иоганну Себастьяну Баху, но даже сколько-нибудь подходящего к его мелодическому богатству. Если понимать слово «мелодия» не в смысле посетителей итальянской оперы, а в истинном смысле самостоятельного, свободного движения музыкальной речи в каждом голосе, движения всегда глубоко поэтического и глубоко осмысленного, – нет в мире мелодиста больше Баха».
В произведениях И.С.Баха синтезировались и необычайно обогатились достижения инструментальной полифонии XVI - XVII веков и гармонии того времени. В творчестве Баха широко развиты и полифонический, и гармонический склады. Гармония Баха отличается особой сложностью и по составу аккордов сложнее аккордов венских классиков. В области гармонии Бах – величайший новатор, открывший целый ряд новых гармонических средств, предвосхитивших венскую и даже романтическую музыку.
«В лице Баха гармония совершила огромное и стремительное движение вперед. Она разрослась в целый мощный пласт музыкальной культуры; его глубинные слои уходили к Возрождению, его передний край протягивался через XIX столетие, прокладывая путь позднемy Бетховену, Шуману, Вагнеру, Листу. Но ближайший ее источник – сам Бах, точнее, его неисчерпаемо богатая мелодика и гармония. Эта кристаллизация гармоний в полифонических наслоениях – важнейшая черта баховского стиля и выразительное средство для образного содержания его музыки. Вероятно, И.С.Баху свойственно было очень острое и отчетливое чувство гармонического колорита. Оно побуждало его искать еще не изведанные тогда тональные сферы, обогащать свою палитру новыми красками. Эстетически закономерно, что, обладая превосходно уравновешенным музыкальным мышлением, дисциплинированным темпераментом и тяготея к всесторонней «благоустроенности» своих композиций, - Бах возводил гармонические конструкции, широко и планомерно опираясь на мощные тональные устои».
Музыкальное творчество И.С.Баха не было по-настоящему оценено современниками. При жизни он был очень известен, главным образом, игрой на органе. О Бахе-органисте рассказывали как о чуде, ему посвящали строки: «Говорят, когда Орфей трогал струны своей лютни, На звуки ее сбегались из леса звери. Но искусство Баха по праву считают выше, Потому что весь мир дивился ему».
Для И.С.Баха орган был инструментом, посредством которого композитор мог довести до широкой аудитории свои мысли и чувства, связанные с его представлением о Бытии в чертогах Единого Сущего, коим для него был Творец. Для Баха орган - это средство, благодаря которому в нашей земной сфере в музыкальных формах удалось запечатлеть многомерность звучания одухотворенного Космоса, исходящего из различных миров необъятной Вселенной. Посредством органа Баху удалось передать грядущим поколениям его мироощущение и чувствование духовного мира в его многообразии. Слушая органную музыку Баха, приходишь к осознанию того, что человек, - не просто «раб божий» в церковных канонах, а со-творец и участник процессов, происходящих в одухотворенном Космосе.
И.С.Бах вошел в плеяду выдающихся ученых, философов и деятелей искусства, кто своими научными трудами и произведениями искусства предвосхитили очередной виток творческого импульса космической эволюции. Этот творческий импульс пришел в культурно-духовное пространство России в 20-х годах XX-го века и нашел отражение в философии космической реальности «Живая Этика», созданной Е.И.Рерих и Н.К.Рерихом в соавторстве с Великими Учителями – Махатмами Востока.
Можно сказать, что И.С.Бах является одним из ярких представителей мыслителей-космистов, творчество которых является составной частью постижения Мироздания, где наряду с научной системой существует и «вненаучная система познания». Если в основе научной системы познания лежал эксперимент, то «вненаучная» система познания, «пользовалась свидетельством или информацией из инобытия» - пространства одухотворенного космоса с его разнообразием иных состояний материи и различных измерений. Эта информация проявлялась в земной сфере через духовный мир человека, в том числе через музыку и музыкальное искусство, влияла на развитие сознания человека, способствовала формированию определенного вида мышления, соответствующего каждой культурно-исторической эпохе в течении всей эволюции человечества. «К свидетельству Высшего мира, - пишет Л.В.Шапошникова, - следует также отнести и искусство. Являясь самой таинственной из областей человеческого творчества, искусство более, чем другие, связано с инобытием, откуда, собственно, и идут к человеку импульсы красоты и образы гносеологической (т.е. познавательной – Э.А.) информации».
Все творчество великого композитора и музыканта И.С.Баха было насыщено желанием как можно более полно передать человечеству его чувствования и знание одухотворенного Космоса, который зиждется на основах Вселенской гармонии и различных ритмах одухотворенного Космоса, которые насыщают и пронизывают все Мироздание. Творчество И.С.Баха – яркое свидетельство, подтверждающее одно из фундаментальных положений философии космической реальности «Живая Этика» о том, что «Не может молчать пространство, оно наполнено звучанием всех трех миров. Оно полно, ибо нет пустоты».