5 сентября 2016 г. сотрудники МЦР А. Переверзев, М.М. Благодар, Д.Ю. Ревякин и председатель Ивановского рериховского общества «Свет» Я.Н. Глухов в рамках подготовки юбилейного сборника, посвященного Л.В. Шапошниковой, встретились с индийским ученым-востоковедом, специалистом по истории, культуре, языку и литературе Малого Тибета: долин Лахуля, Спити, Кулу и Маланы, исследователем проблем древнего государства Шан-Шун-го Церингом Дордже. Встреча прошла в Международном Мемориальном Тресте Рерихов (ММТР), расположенном в высокогорной гималайской долине Кулу, в местечке Нагар.
Церинг Дордже является выходцем из Лахуля. В этой горной буддийской долине ученый принадлежит к старейшей и уважаемой фамилии. Многие представители его рода проходили обучение в отдаленных тибетских монастырях, чтобы затем занять высокий пост в иерархии буддийского духовенства Лахуля. Родной дядя Церинга Дордже лама Дондуб, запечатленный на одноименном полотне Святослава Николаевича Рериха, являлся настоятелем монастыря Шашур близ Кейланга, в котором Н.К. Рерих и Ю.Н. Рерих проводили свои исследования во время экспедиционной деятельности института гималайских исследований «Урусвати» в Лахуле в летний сезон 1931- 1932 гг. В монастыре до сих пор сохранились два здания, в которых согласно воспоминаниям старейших лам останавливались Рерихи. Сам Церинг Дордже также прошел многолетнее обучение в тибетском монастыре Tholing, получив образование по тибетской литературе и лингвистике. Отец ученого был специалистом в области лингвистики, в том числе знатоком тибетского диалекта лахульского языка. Это предопределило встречу юного Церинга с Юрием Николаевичем Рерихом, приехавшим к его отцу для консультаций по вопросу изучения данного диалекта. Эти встречи были многократными и оставили в сердце ученого самые светлые и радостные воспоминания.
Сейчас Церинг Дордже стал инициатором восстановления художественной мастерской Н.К. Рериха в Лахуле. Ученый считает, что это важное мемориальное место надо сохранить для потомков. Оно будет интересно всем поклонникам творческого наследия семьи Рерихов, поскольку здесь художник создал целую серию работ, посвященных Лахулю. Как сообщил Церинг Дордже в своем интервью, идея получила поддержку генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошниковой во время его последнего визита в МЦР. Кроме того, ученый планирует издать книгу, в которой будут размещены репродукции картин Н.К. Рериха, посвященные Лахулю, и фотографии тех мест, а также рассказать об исследованиях, проведенных Рерихами в этой горной долине. Церинг Дордже сообщил, что он идентифицировал значительное количество полотен гималайского цикла художника, которые посвящены Лахулю и Спити. Также Церинг Дордже основал в Кейланге Рериховскую ассоциацию для решения вопросов восстановления мастерской Н.К. Рериха в Лахуле и популяризации научно-философских идей семьи Рерихов. Много лет ученый сотрудничает с ММТР, принимает активное участие в юбилейных рериховских мероприятиях.
Во время беседы ученый с большим интересом отнесся к находке древних петроглифов, обнаруженных сотрудниками МЦР в местечке Карга близ Кейлонга по описанию, данному Н.К. Рерихом в статье «Меч Гессер-Хана» (1931 г.). Он высказал идею о необходимости сохранения этого места, значительно пострадавшего в результате хозяйственной деятельности людей в последние годы.
С особой теплотой Церинг Дордже рассказал о встречах с Людмилой Васильевной Шапошниковой в Индии и Москве. Первая встреча состоялась в единственном монастыре бон близ деревни Доланджи, расположенной недалеко от Шимлы в 1980 году. В этот монастырь Людмила Васильевна приехала по рекомендации крупного индийского ученого Локеш Чандры для исследований древнего добуддийского прошлого Тибета и Гималаев. Ее в первую очередь привлекли высказанные Н.К. Рерихом и Ю.Н. Рерихом мысли о проблеме изучения древних памятников и письменных источников бона. Так, в частности Ю.Н. Рерих писал: «Бон — сложное учение, в котором древние шаманистские представления горной Азии совмещаются с поверьями и обычаями населения Северо-Западной Индии. Восходит ли этот культ природы к индоевропейской древности или, как мне кажется, к доарийскому пласту, пока еще трудно сказать что-либо определенное (Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Хабаровск, 1982. С.217-218). Подробно о своих исследованиях в этом монастыре Л.В. Шапошникова написала в главе, названной автором «Карта Шамбалы» (Л.В.Шапошникова. Великое путешествие. Книга вторая «По маршруту Мастера» М.: МЦР, 2000 г.). Именно от Людмилы Васильевны Церинг впервые узнал о маршруте Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К. Рериха, об исследованиях Рерихами Гималаев и, в частности, об экспедиции Н.К. Рериха в Лахуль. Эта информация заинтересовала его. В дальнейшем Церинг Дордже был приглашен Л.В. Шапошниковой на юбилейную конференцию МЦР, посвященную Ю.Н. Рериху. Людмила Васильевна тепло встретила индийского ученого, несмотря на то, что с момента последней встречи прошло много лет.
Ниже в сокращении приводится фрагмент интервью, в котором Церинг Дордже делится воспоминаниями о своем последнем посещении общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве и высказывается о необходимости его сохранения для будущего.
Дмитрий Ревякин: Несколько лет назад Вы посетили МЦР и его общественный Музей имени Н.К. Рериха в Москве. Что Вам более всего запомнилось в музее, созданном стараниями Л.В. Шапошниковой?
Церинг Дордже: Я увидел прекрасный музей с картинами Николая Рериха. Этот музей является уникальным не только для России, но и для всего мира. И я обязан госпоже Людмиле Шапошниковой за то, что она создала его. Мне удалось идентифицировать восемь работ, посвященных моему родному Лахулю. Также в одном из залов я увидел портрет своего родного дяди ламы Дондуба, написанный Святославом Рерихом. Посещение этого музея стало для меня большим событием. Это был не просто визит. Для меня это стало настоящим паломничеством.
Д.Р.: Сейчас в России есть определенные силы, стремящиеся уничтожить общественный Музей имени Н.К. Рериха в Москве. Эти силы особенно активизировались с уходом из жизни Л.В. Шапошниковой. Как Вы считаете, нужно ли сохранить общественный музей Н.К. Рериха как необходимое условие культурного и духовного сотрудничества между Россией и Индией?
Ц.Д.: Безусловно, необходимо. Это связь между Нагаром и Москвой, Лахулем и Москвой. Ведь Рерих провел четыре полевых сезона в Лахуле и создал там большое количество картин.
В заключение интервью Церинг Дордже передал приветствие будущей октябрьской международной конференции МЦР, посвященной 90-летнему юбилею Л.В.Шапошниковой.
См.также на сайте Международного Центра Рерихов