16 августа 2016 в Международном Мемориальном Тресте Рерихов состоялось празднование 114-й годовщины со дня рождения Ю.Н. Рериха, старшего сына Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих.
«Ю.Н. Рерих как ученый является одним из величайших энциклопедистов Запада и Востока, – писал о Юрии Николаевиче его коллега, директор Института тибетологии в Сиккиме Нирман Синкх. – Лингвист, исследователь, археолог, критик-искусствовед, историк, мыслитель и знаток культуры, он не знал границ в области познания». В 21 год, имея блестящее теоретическое образование и серьезную военную подготовку, вместе с родителями Юрий Николаевич отправился в Центрально-Азиатскую экспедицию, во время которой он сформировался как ученый-исследователь с необычайно широким кругозором. После завершения экспедиции, в конце 1928 года, семья приехала в долину Кулу, и около 20 лет Юрий Николаевич жил и трудился здесь, в гималайском имении Рерихов, в тесном взаимодействии с родителями и младшим братом Святославом Николаевичем. Он занимался научной работой, организовывал экспедиции, являлся бессменным директором Института гималайских исследований «Урусвати». Наряду с самыми различными областями знания его глубоко интересовал буддизм, главным образом, как предмет высокой науки.
Приглашать на день рождения выдающегося ученого представителей буддизма стало в ММТР доброй традицией.
Вот и в этом году праздничный день начался с проведения рядом с Домом Рерихов буддийского ритуала под названием Лама Чойпу (тибетский аналог Гуру-пуджи) – священной церемонии в честь духовного учителя. И это не случайно. Для своих учеников Юрий Николаевич стал не только научным наставником, но настоящим учителем жизни, истинным Гуру. Как Гуру его почитают и буддисты – для этого достаточно уже того, что он перевел на английский язык тибетский исторический труд «Голубые анналы», и его перевод главы о Калачакре, великом учении Шамбалы, признается одним из лучших. Торжественный ритуал в память о Ю.Н. Рерихе провели ламы из монастыря Панга, расположенного на противоположном берегу реки Биас.
Научный семинар «Ю.Н. Рерих как буддолог», в программу которого вошли различные вопросы, связанные с культурой и философией буддизма, стал основным событием знаменательного дня. Л.В. Сургина, российский куратор ММТР и сотрудник МЦР, в своем вступительном слове рассказала об основных научных достижениях Ю.Н. Рериха в области изучения тибетологии и буддизма. К ним относятся, в частности, книга «Тибетская живопись», перевод фундаментального труда об истории буддизма в Тибете «Голубые анналы», статьи, посвященные истории и культуре Центральной Азии. Возвратившись на Родину, Юрий Николаевич возрождает серию «Библиотека Буддика», под его редакцией выходит в свет знаменитый трактат «Дхаммапада».
С докладом о тибетской иконографии выступил перед участниками семинара г-н Рамеш Чандер, индийский куратор ММТР. Тибетское искусство имеет более чем тысячелетнюю историю и неразрывно связано с философией и религиозной практикой буддизма. Что бы ни изображалось на тибетских тханках (космос, духовные миры, Будды, Бодхисаттвы), каждая их деталь содержит в себе глубокое символическое значение. Докладчик отдельно остановился на популярных в тибетской иконографии образах Авалокитешвары, Падмасамбхавы, Махакалы, знаменитого философа Нагарджуны. Рамеш Чандер также подчеркнул актуальность в современном мире одной из основных идей буддизма – идеи сострадания ко всем живым существам.
Сообщение Ольги Карасевой «Поиск общих оснований: последние взаимодействия между буддизмом и западной наукой» собравшимся зачитал Александр Переверзев, помощник Российского куратора ММТР. О. Карасева (сама она не смогла участвовать в семинаре) – аспирант отдела Центрально-Азиатских исследований университета Дж. Неру (Дели, Индия). В последние два десятилетия при активной поддержке Его Святейшества Далай-ламы XIV в университете работает семинар, посвященный исследованиям так называемых нейронаук – междисциплинарной области знаний, занимающейся изучением нейронных процессов. Основное внимание уделяется достижениям нейробиологии, нейропсихологии и психофармакологии. В процессе исследования таких вопросов, как существование различных уровней сознания, взаимосвязь между этикой и здоровьем, между эмоциями и физическими характеристиками мозга и др., были найдены определенные эмпирические подтверждения парадигмы, в соответствии с которой тело и мозг скорее являются проводниками психических процессов, нежели выступают в качестве их первоосновных причин. Через призму буддийской философии ученые рассматривают новейшие открытия астрофизики и квантовой физики, проводят параллели между квантовым вакуумом и постулатами Калачакры и т.д. В своих трудах Далай Лама призывает к созданию универсальной этики на основе новой науки, работающей в тесной кооперации с буддийской философией. Как утверждал и Ю.Н. Рерих, «теперь единственный путь человечества – знание, все дело теперь за наукой».
Следующие докладчики продолжили развивать тему диалога буддизма и науки, затронутую в докладе О. Карасевой. Андрей Емелин, кандидат психологических наук (Москва), осветил вопросы сходства и различий во взгляде на природу психики человека со стороны буддийской и современной психологии. Существует принципиальное различие между целями предлагаемых психологических практик: приспособление к существующим в обществе условиям и усиление личностных способностей, со стороны западной психологии, – и переход на иной, более высокий уровень сознания, со стороны буддийского подхода. Но намечаются и точки сближения: в последнее время в рамках некоторых направлений психологии (гештальт-психология и трансперсональная психология) разрабатываются специальные практики внимательности и осознанности, развития личности. Если человек будет думать не о себе, посылать окружающим мысли об избавлении от страданий и достижении счастья, то он будет способствовать более гармоничной жизни общества и сам излечится от многих страхов и тревог.
Петр Абрамов, кандидат философских наук, научный редактор журнала «Культура и время» Международного Центра Рерихов, выступил с сообщением «Буддийская космология». Обращаясь к космологии буддизма, следует помнить, что для него внешний мир – это лишь относительная, а не абсолютная, самодостаточная реальность. Различные вариации буддийской космологии представлены в таком направлении буддизма, как Хинаяна, в космологии бесчисленных полей будд Махаяны, а также в Калачакре, или учении Колеса времени. Глубокими и не противоречащими современным научным данным являются представления буддизма об атомах или частицах пустоты, о возникновении мира под действием естественных причин, а не по воле всемогущего Бога и др. В то же время Далай-лама XIV отмечает, что ряд устаревших идей традиционной космологии буддизма должны быть исключены из буддийского учения.
Г-жа Рози Кханна, исследователь и общественный деятель штата Химачал-Прадеш, представила доклад «Религиозная культура долины Кулу». Долина Кулу – это выдающееся место в культурном и археологическом плане. Когда-то здесь, как писал Н.К. Рерих, процветали десятки буддийских монастырей. Религия бон-по оставила свой след в современных верованиях, где смешались буддизм, индуизм, шаманизм. Множество легенд и сказаний связано с героями и мудрецами, населявшими с глубокой древности эту долину. Соприкосновение с жизнью таких святых индуизма, как Ману, Риши Васиштха и Джамадагни, а также созерцание величественно-прекрасных Гималаев преображает жизнь человека. И самое главное, отметила докладчица, все мифы и легенды свидетельствуют о непреложном законе – добро всегда побеждает зло, а Свет обязательно рассеивает тьму!
Праздничный день ознаменовался открытием в ММТР двух выставок. В семинар-зале торжественно открылась выставка «Современное искусство из коллекции Международного Мемориального Треста Рерихов». В экспозиции можно увидеть несколько раджастанских и химачальских пейзажей большого друга ММТР Атмарама Койгаде, совсем недавно ушедшего из жизни, гималайские пейзажи британской путешественницы и писательницы Кэрол Фрезер, виды усадьбы Рерихов в Наггаре и место кремации Е.И. Рерих в Калимпонге, выполненные в 1995 году художником Владимиром Надежиным, акварели Прабира и Банашри Датта, виды Наггара, его окрестностей и памятников.
На выставке представлена только часть произведений современного искусства из фондов ММТР. Основу коллекции составляют картины, подаренные Тресту художниками, чьи выставки прошли в выставочных залах ММТР за последнее десятилетие. Другая часть коллекции включает картины, написанные непосредственно в усадьбе Рерихов и подаренные Тресту художниками – гостями имения. На выставке, ставшей поистине культурной мозаикой, представлены работы художников из Индии, России, США, Великобритании, Украины и Узбекистана.
Восторг и восхищение гостей вызвала вторая открывшаяся в этот день выставка – экспозиция детских рисунков на тему «Заповедные места Н.К. Рериха». В выставочном зале ММТР представлены картины и рисунки воспитанников детской Академии искусств имени Е.И. Рерих, принявших участие в международном конкурсе «Цвет и звук Державы Н.К. Рериха», проводимом ежегодно в Ленинградской области при участии Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов.
Дом Рерихов и их мемориальная скамеечка, Институт Урусвати и храм Трипура Сундари, живописная площадка под липами, где так любили отдыхать Елена Ивановна и Николай Константинович и где теперь стоит памятный Камень Н.К. Рериха... Заповедные гималайские места великого русского художника, увиденные глазами индийских детей и прочувствованные детским сердцем, никого не могли оставить равнодушным.
Радостной заключительной частью праздничного дня стала музыкальная программа, подготовленная учениками и преподавателями детской Академии искусств имени Е.И. Рерих, а также студентами из Тибетской школы искусств в Патликуле, что недалеко от Наггара. В программе были представлены песни долины Кулу и тибетские традиционные танцы и песни, коллаж из патриотических песен по случаю Дня Независимости Индии, отмечавшегося днем ранее (15 августа), а также танцевальные номера из современных популярных индийских фильмов, включая фильм «Джодха и Акбар». Ребята были одеты в яркие национальные костюмы, и их выступления, наполненные светом, жизнью и чистой детской энергией, зарядили всех оптимизмом и радостью.
Закончился день традиционным танцем «нати», объединившем в своем хороводе детей и взрослых, индийцев и русских и всех гостей и участников праздника, посвященного выдающемуся Ученому и Человеку Ю.Н. Рериху.
См.также на сайте Международного Центра Рерихов