|
|
27 мая 2016 года в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга состоялась девятая лекция из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве» лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов. С лекцией «Синтез Небесного и земного. Великий реформатор Рихард Вагнер», сопровождавшейся презентацией, выступил председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Э.А.Томша.
В этом году 22 мая мировое сообщество отметило 203 года со дня рождения Рихарда Вагнера – великого немецкого композитора, крупнейшего реформатора оперного искусства, философа и драматурга. Рихард Вагнер своим творческим гением внес важнейший вклад в культурно-историческую эволюцию человечества, дал импульс к развитию мирового музыкального искусства на рубеже XIX-ХХ веков.
Творчество Рихарда Вагнера органично связано с национальными традициями немецкой культуры, а его музыка, по своей выразительности и глубокому художественному и философскому содержанию, выходит за пределы национальной культуры своей страны, став планетарным достоянием общемировой культуры.
Музыкальным гением Рихарда Вагнера восхищались видные деятели мирового искусства, среди которых Гектор Берлиоз, Джакомо Мейербер, представители «Веймарской школы» – Ференц Лист, Ганс фон Бюлов и другие. Среди композиторов Европы, на которых творчество Рихарда Вагнера оказало влияние – Антон Брукнер, Бела Барток, Густав Малер, Рихард Штраус, Клод Дебюсси и многие другие.
Музыкальная драматургия оперного действия с ее декорациями, многоплановой палитрой световых эффектов, партиями солистов, в сопровождении насыщенного звучания музыкальных инструментов в оркестре, основанного на богатой изысканностью и напряженностью гармонии, привлекала внимание и видных представителей музыкальной культуры России.
Музыкальный гений Р.Вагнера находит ценителей среди таких композиторов, как Николай Римский-Корсаков, Анатолий Лядов, Александр Скрябин. Музыка Р.Вагнера оказала влияние в будущем на их музыкальное творчество, а также повлияла на развитие музыкального искусства России в ХХ веке.
Мифология и древний эпос в творчестве Р.Вагнера.
Р.Вагнер в своих произведениях обращал самое серьезное внимание на смыслообразы в эстетике, вечные ценности народного эпоса и мифологии, ее героики в драматургии оперно-сценического и музыкально-художественного творчества.
В народном эпосе и мифологии с их обобщенными образами и живописной символикой Р.Вагнер находит прочную опору для своих музыкальных драм и сценических замыслов. Рассматривая легендарные образы, композитор обращается в первую очередь к общечеловеческому содержанию народного эпоса и мифологии, его вечным ценностям, драматическим столкновениям могучих характеров героев.
Р.Вагнер - автор либретто своих произведений.
Р.Вагнер очень большое внимание уделял смысловому содержанию литературного сценария своих произведений, над которыми он работал.
После неудачных постановок своих первых опер, написанных в итальянском стиле и в стиле «большой» парижской оперы, Рихард Вагнер вынужден был отказаться от услуг импресарио и предлагаемых ими либретто. Не желая отдаваться обывательским предпочтениям и вкусам публики, композитор решает поднять их на свою высоту понимания драматургии произведения, самостоятельно создавая не только музыку, но и литературный сценарий всей оперы. Рихард Вагнер утверждал, что сюжет для будущей оперы должен выбираться из жизненных ситуаций и складываться от незыблемых общечеловеческих ценностей. Он выступал против бытовых сюжетов, которые со временем будут неактуальны. Р.Вагнер считал: если публика и критика не принимают его сочинений, значит, еще не возвысились до них. Искусство, согласно концепции Р.Вагнера, должно взять на себя роль «последнего мессии», способного спасти человечество. Эта борьба за полное обновление вкусов публики, за переустройство мира через искусство станет ведущим принципом всего творчества выдающегося композитора.
Начиная с оперы «Летучий Голландец» и до конца жизни Р.Вагнер сам пишет либретто своих опер и лишь после создания полного текста приступает к сочинению музыки. Содержанию литературных текстов была дана высокая оценка Бернардом Шоу, который причислил их к вершинам немецкой поэзии.
Среди музыкальных драм Р.Вагнера, основанных на мифологических сюжетах и собственных либретто, такие оперы как: «Летучий голландец» (1841), «Тангейзер» (1845), «Лоэнгрин» (1848), «Тристан и Изольда» (1859), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867), тетралогия «Кольцо Нибелунга» – «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов» (1854-1874), «Парсифаль» (1882).
Театральная деятельность Р.Вагнера.
Интерес к народному эпосу с его героическими образами и вечными общечеловеческими ценностями, определял и соответствующее отношение Р.Вагнера к опере как виду музыкально-театрального искусства.
Р.Вагнер известен сегодня как реформатор оперного искусства, как создатель музыкальной драмы, резко отличающейся от обычной традиционной оперы. Итальянскую оперу он критиковал за излишества, а французскую – за пышность. Р.Вагнер выступал против оперной рутины: диктатуры певца и пустой вокальной виртуозности, отсутствия полноценного звучания оркестра, нагромождения внешних эффектов, угодливости ряда композиторов перед дешевыми вкусами буржуазной и аристократической публики.
Художественное произведение, в котором музыка и драматическая поэзия сольются в единое целое, согласно концепции Р.Вагнера, уже не будет оперой в старом смысле этого слова, оно будет искусством будущего. При этом поэтической основой музыкальной драмы является миф, как подлинное и реальное событие прошлого, сакральное и очень значительное по своему содержанию. Миф, согласно концепции Р.Вагнера, – это начало и конец истории; лишенный всего случайного, он выражает вечное и неумирающее и потому полнее всего, органичнее всего сочетается с музыкой.
Интересные подробности выяснились при изучении идеи написания Р.Вагнером оперы «Тристан и Изольда». Композитор обращается к одной из классических средневековых легенд, возрожденной своей гениальной музыкой. В этот период жизни Р.Вагнер был болен и во время лечения знакомится с Буддизмом, заинтересовавшись изучением книги «Введение в историю буддизма». В своих мемуарах Р.Вагнер пишет, что «Из прочитанных тогда книг больше всего заинтересовала меня «Introduction A I'histoire du Bouddhisme». Отсюда я взял сюжет для драматической поэмы, который долго жил в моей душе, в самых общих очертаниях… Своему будущему произведению я дал название «Победители», и основывалось оно на простой легенде о принятии чандалки в возвышенный нищенский орден Сакхья-Муни после того, как она показала свою одухотворенную и просветленную страданием любовь к главному ученику Будды Ананде. … Я сразу понял, каким образом можно передать звучащий музыкальный мотив двойной жизни, и вот это именно и побудило меня с особой любовью остановиться на мысли о создании «Победителей». Таким образом, кроме «Нибелунгов», все еще рисовавшихся мне в колоссальных размерах, я запечатлел в фантазии два новых сюжета: «Победителей» и «Тристана», которые живейшим образом меня занимали». Опера «Победители» так и не была написана Р.Вагнером. Однако, по мнению некоторых исследователей его творчества, на идеи, заложенные в опере «Тристан и Изольда», повлияло обращение композитора к изучению Буддизма. В этой опере Р.Вагнер воплощает свою давнюю идею о слиянии разделенной человеческой природы.
Рассматривая оперы Р.Вагнера нужно особо отметить, что оперная реформа композитора внесла важнейший вклад в развитие мировой культуры конца XIX и ХХ века. Драматургия оперно-сценического и музыкально-художественного искусства Р.Вагнера и сегодня используется в театральных постановках, продолжая идеи немецкого композитора о том, что искусство должно взять на себя роль «последнего мессии», способного спасти современное человечество.
Литературное наследие и философские взгляды Р.Вагнера.
Литературное наследие Рихарда Вагнера и его мировоззренческая концепция выходят за рамки только музыкального творчества. Наряду с музыкально-эстетическими работами, сегодня известны философско-публицистические труды, обширная переписка композитора и его мемуары.
Р.Вагнер рассматривал свое музыкальное творчество как синтез и как способ выражения определенной философской концепции. Ее основная идея ярко выражена в форме афоризма, высказанного Р.Вагнером: «Как человек до тех пор не освободится, пока не примет радостно узы, соединяющие его с Природой, так и искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдиться связи с жизнью».
Приведу высказывание композитора, наиболее ярко характеризующее философскую концепцию его «музыкальной драмы»: «Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль». Полное воплощение теория «музыкальной драмы» получила в 1850-е годы в швейцарских работах композитора.
Вагнеровская «музыкальная драма» приводит нас к пониманию философии всего творчества композитора, выраженной в синтезе Небесного и земного. Задуманная композитором в «музыкальном духе», она в высшей степени философская, и глубоко символична, а ее объектом стали непреходящие ценности человечества, суть отражения Высшего миропорядка в земной жизни. Р.Вагнер, как мыслитель и философ предлагает зрителю стать участником размышления над вопросами, которые всегда волновали человека – любовь и самоотречение, преданность и героизм, а также проблема смысла жизни, смерти и вечной жизни.
В своих литературных работах Р.Вагнер уделял много внимания общему философскому осмыслению музыки и ее влияния на национальное искусство Германии середины XIX века. Изучение трудов немецкой классической философии Людвига Фейербаха, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля и Артура Шопенгауэра, приводит композитора к формированию собственных мировоззренческих взглядов. Это нашло отражение в его работах и философской концепции о значимом месте художника в современном обществе, об идеальном общественном устройстве и важной роли искусства в будущей мировой гармонии.
Синтез как ведущее начало в творчестве Р.Вагнера.
Рихард Вагнер вошел в историю музыки как великий оперный реформатор. Он стремился к полному, органичному синтезу музыки, драмы и поэзии. Вопросы, посвященные музыкальной драме, раскрываются Р.Вагнером в его статьях и литературных работах. Р.Вагнер развивает идею синтеза искусств в «драме будущего», как называл композитор свое музыкальное произведение, где драма – цель, музыка – средство для ее воплощения. Р.Вагнер утверждал, что одна поэзия не может стать совершенной драмой, она должна вступить в союз с музыкой. При этом не всякая поэзия, то есть не всякий логический сюжет, может сочетаться с музыкой: поэтической основой музыкальной драмы является миф, как подлинное и реальное событие прошлого, сакральное и очень значительное по своему содержанию. Миф по Вагнеру – это начало и конец истории, отражение Высшего мира в земном, выражает вечное и неумирающее и потому полнее всего, органичнее всего сочетается с музыкой.
Рихард Вагнер выступал против развлекательности, украшательства, за выражение драматического начала в музыке, за цельность оперы как музыкального произведения, объединяющего несколько видов искусства. Синтез вокальной и симфонической музыки, поэзии мифологических сюжетов и драмы, декорационно-сценического действия и цветового оформления – все это нашло выражение в «Фестивальном театре» (Festspielhaus Theater), построенном для Р.Вагнера в г.Байройте (земли Баварии, Германия).
Осмысливая сегодня наследие Р.Вагнера, выдающегося деятеля мировой культуры, мы видим – его творчество вышло за пределы национальной культуры своей страны, оно стало достоянием мировой культуры.
Р.Вагнер в своих работах высказывал мысль о том, что «Творец художественного произведения будущего есть не кто иной, как художник настоящего времени» и, продолжая эту мысль, добавлял «То, что не может быть истиною для настоящего времени, не будет ею и для будущего».
Творчество Р.Вагнера, по своему масштабу, философскому содержанию и средствам выражения, является примером высочайшего творческого гения, вошедшего в мировую сокровищницу культуры человечества, став уникальным явлением планетарного масштаба.
|