|
|
29 апреля 2016 года в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга состоялась восьмая лекция из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве» лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов. С лекцией «Эммануил Сведенборг – путь от ученого до ясновидца», сопровождавшейся видео-презентацией, выступил сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов М.Ю. Гаврилов.
Эммануил СВЕДЕНБОРГ – знаменитый шведский ученый энциклопедист, инженер и изобретатель 18-го века, слава которого в качестве духовидца была известна при его жизни и достигла наших дней. «Из всех мистиков Сведенборг, несомненно, больше всех повлиял на теософию; однако он оставил еще более глубокий след в официальной науке. Ибо как астроном, математик, физиолог, натуралист и философ он не имел себе равных …» Е.П.Блаватская.
Интерес к личности и идеям Сведенборга выражали многие видные деятели зарубежной и отечественной мысли. Среди них: Уильям Блейк, Сэмюэль Колридж, Оноре де Бальзак, Шарль Бодлер, Адам Мицкевич, Ральф Уолдо Эмерсон, Артур Конан Дойл, Уильям Батлер Йейтс, Карл Густав Юнг, Август Стриндберг, Хорхе Луис Борхес, Чеслав Милош и многие другие. В русской литературе имя Сведенборга упоминается у поэта Г.Р. Державина, А.С.Пушкина Ф.И.Тютчева, Ф.М. Достоевского. А.Н.Аксаков перевел самый известный труд Сведенборга «О Небесах, о мире духов и об аде» в 1863 г. Создатель толкового словаря Владимир Иванович Даль перевел в сокращении «Апокалипсис Открытый» Сведенборга. Русский философ В.С.Соловьев называет Сведенборга самым замечательным теософом нового времени.
Слава духовидца, безусловно, затмила заслуги Сведенборга – ученого и изобретателя. Однако, научные труды Сведенборга в технических, астрономических, естественнонаучных исследованиях настолько обширны, что его с уверенностью можно причислить к прославленным ученым-энциклопедистам, внесшим большой вклад в науку, и опередившим свое время.
Эммануил Сведенборг родился 29 января 1688 года в Стокгольме в Швеции в и ушел из жизни 29 марта 1772 году в Лондоне на 85-м году жизни. Несмотря на то, что Эммануил Сведенборг родился в семье священнослужителя, он с раннего возраста был увлечен техникой и наукой. Благодаря своей одаренности он уже в 11 лет поступает в университет в городе Упсала, и по окончании университета решает посвятить себя на службе в горном ведомстве. Одновременно он совершенствуется последовательно в самых разных научных направлениях, в таких как астрономия, геология, техника. После своей поездки в Англию в 1714 году он является инициатором создания первого в Швеции научного журнала «Дидел Гипербореец», в котором в сотрудничестве с известным шведским изобретателем Кристофером Польхемом, публикует новейшие по тем временам технические изобретения и научные исследования разного направления. Свои научные труды он публикует анонимно в Европе, в основном в Англии и Голландии. Там же он начинает совершенствовать себя в поэзии. Известный ученый в Европе, в Швеции Сведенборг не имел пока достойного признания. И только через 20 лет после начала его научной деятельности он стал знаменитым ученым на родине.
Наряду с интенсивной научной деятельностью, он работает в парламенте Швеции и пишет большое количество петиций и докладов по самым злободневным вопросам жизни своей страны. Эта сторона деятельности Сведенборга была весьма оценена его соотечественниками.
В 1734 году Сведенборг, несмотря на враждебные отношения Швеции с Россией, делает дружеский шаг, представив свои «Философские и минералогические сочинения» на рассмотрение Российской Академии наук. А спустя месяц из Российской Академии в Стокгольм было отправлено письмо с благодарностью автору за его ценный дар и уведомлением о присвоении ему звания члена -корреспондента российской Академии.
В своей научной деятельности Сведенборг использует предыдущий опыт научного сообщества, однако постепенно полагается на собственную интуицию. Благодаря ей он выходит на революционные, по тому времени, результаты в своих исследованиях. В возрасте 55-ти лет у него начинается внутренний кризис, связанный с пониманием невозможности исследовать душу человека, доступными ему научными методами. Это время также связано с появлением в нем ярких сверхъестественных прозрений. Кризис в его душе заканчивается, по его словам, после явления ему во сне Иисуса Христа. «В эту же ночь открылся и мой внутренний взор, так что я получил возможность видеть обитателей мира духов, небеса и ад, и, благодаря этому, множество скрытых аспектов бытия, и Господь Сам руководил моими записями об этом». Он знал теперь, кому служит, и чувствовал, что ему открылось великое, доступное лишь немногим предназначение.
После этого события Сведенборг уходит в отставку из горного ведомства, оставляет науку и посвящает себя раскрытию духовного смысла Библии, так как ему наставлено Свыше. Вместо славы ученого, которой он достиг, он предпочел путь, который неминуемо должен был обеспечить ему презрение современников, гонения официального духовенства и враждебность знакомых, видевших, как он тратит время и деньги на печатание никому не нужных книг. Но он и не ожидал немедленного признания. В 1749 году в Лондоне анонимно выходит первый том его книги «Небесные Тайны», в которой он подробно поясняет, по его словам, истинный духовный смысл Писания.
Пятнадцать лет ему удавалось сохранять анонимность своих последних работ, и очень немногие в этом мире догадывались, что он сознательно вел двойную жизнь. И при этом он успешно участвовал в работе парламента. Но пришло время, когда внимание публики поневоле было привлечено к нему вследствие ряда событий, обративших всеобщее внимание на его необыкновенные психические способности. Первый случай произошел в 1759-м году, когда Сведенборг видел видение большого пожаре в Стокгольме, находясь на званом ужине в Гетеборге за 300 миль от места события. Потрясенный увиденным духовным зрением, он не смог этого скрыть от присутствующих в столовой зале.
Первые десять лет, отданные Сведенборгом осуществлению духовного призвания, он прожил затворником в своем тихом доме. Следующие два года принесли ему широкую известность человека, обладающего неоспоримыми психическими силами. Последним же десяти годам его жизни суждено было стать годами ожесточенных нападок и гонений.
Сведенборг видел закон Провидения в свободе человека, наделенного способностью действовать разумно. Человек должен отринуть зло внешней жизни от самого себя. Только таким образом Господь может устранить все зло во внутренней жизни человека. Бог никого не понуждает. Только добровольное сотрудничество человека с Богом может принести ему спасение, в противном случае Господь отвернется от Heгo. Святость не достигается посредством ухода от мира. «Жизнь, ведущая на небеса, это жизнь не затворничества, но действия». Истинная духовная жизнь заключается в том, чтобы в каждой ситуации поступать искренне и справедливо и действовать исходя из внутреннего убеждения в том, что это действие соответствует Божественному закону. Каждый человек может измениться, и предопределения не существует.
Осенью 1769 года консистория – церковно-административный совет, начал преследование идей Сведенборга. Сам он ничуть за себя не боялся. Однако, были основания полагать, что над Сведенборгом нависла серьезная опасность. Некоторые члены Палаты духовенства задумали пригласить Cвeдeнборга на заседание Палаты и там объявить его сумасшедшим, после чего поместить ученого в приют для душевнобольных. Только вмешательство дружественных Сведенборгу сенаторов, предупредивших eгo о готовившейся расправе, не позволили осуществить этот план.
В книге «Истинная Христианская религия» Сведенборг пишет, что милосердие подлинно лишь в той мере, в какой человек побеждает любовь к себе и миру, ибо никто не может творить добро, покуда не очистился от своих грехов. А по поводу второго Пришествия Господа он говорил: «Поскольку Господь не может явиться Сам... и тем не менее предсказал, что придет и создаст Новую Церковь, каковая есть Новый Иерусалим, отсюда следует, что Он сделает это посредством человека, который способен не только воспринять это учение разумом, но и издать eгo в печатном виде».
В возрасте 84-х лет Сведенборг отправляется в свое последнее путешествие в Лондон для печати своей последней книги. За три месяца он предсказал свой уход из жизни. Перед смертью ему предлагали отречься от написанного им, поскольку многие полагали, что целью обнародования им нового религиозного учения была единственно жажда личной славы. В ответ Сведенборг сказал со всей решительностью, что написанное им истинно, и он это подтверждает.
Жизненный путь Эммануила Сведенборга показал, что человек может одновременно обладать талантом ученого и жить одновременно в двух мирах: земном мире и мире иной материальности, выполняя честно свое высокое призвание. Его опыт духовидения укрепил веру многих поколений людей в продолжение жизни человека за гранью видимого мира.
|