19 и 21 апреля 2016 года в Детской библиотеке № 1 Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга лекциями о творчестве и жизненном пути Н.К.Рериха открылась выставка «Держава Рериха», подготовленная к экспозиции Санкт-Петербургским отделением Международного Центра Рерихов.
Лекции для школьников 195 школы и 265 лицея провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР В.Г.Гладышева.
Николай Константинович Рерих был великим художником, археологом, путешественником, мыслителем. Он горячо любил свою Родину, был патриотом её, творчество Н.К. Рериха принадлежит всему миру, поскольку каждая страна представляла для него огромный интерес. С детских лет он мечтал пройти тем самым путем, которым шли древние индоевропейские племена и изучить культурные взаимодействия Востока, России и Запада.
Культура во всем своем многообразии – единый общечеловеческий язык. Рерих свято верил в огромную силу культуры, в возможность духовным оружием влиять на ход мировой истории. А что же спасет и просветит человека? Конечно, культура и её основы: знание, красота, любовь и доброта.
Н.К.Рерих родился 9 октября 1874года в Санкт Петербурге в семье нотариуса. «Среди первых детских воспоминаний, прежде всего, вырастают прекрасные узорные облака. Вечное движение, щедрые построения, мощное творчество надолго привязало глаза ввысь». Лето Н. Рерих проводит в Изваре, в имении своих родителей, где рядом находились древние курганы. Увлечение в раскопках древних курганов на территории своей усадьбы, переросло в профессиональный интерес и определило участие Н.К.Рериха в раскопках как члена Императорской Археологической Комиссии Петербурга.
После окончания Академии художеств Н.К. Рерих создает цикл картин «Начало Руси. Славяне», а дипломная картина «Гонец» с подзаголовком «Восста род на род» привлекла внимание на ежегодной выставке Академии Художеств, и её приобретает П.М.Третьяков для своей коллекции.
В 1903-04 г. Рерих вместе с женой совершает поездку по старым русским городам, изучая памятники зодчества, фрески и иконы. Путешествие потрясло его ужасающим состоянием памятников старины. Со всей страстью просветителя он выступил за их охрану и приведение их в порядок. Если мы будем сохранять памятники культуры, мы сохраним дух наций, красоту, единство культур, которые должны жить в мире.
С 1916 г. в связи с болезней Н.К. Рериха семья живет в Карелии. После серии выставок в скандинавских странах художник принял предложение о проведении выставочного турне по Америке. В Америке Рерихи вели большую просветительскую работу по пропаганде русского искусства и созданию международных культурных учреждений. В Нью-Йорке был открыт музей его имени.
В 1923 г. семья пребывает в Индию, которая манила как «страна чудес», где жили мудрецы. Была организована экспедиция, которая длилась около 5 лет по маршруту Индия-Китай-Казахстан-Москва-Алтай-Монголия-Тибет-Индия. Пройдено 25 тысяч км и преодолено 35 перевалов. Цель экспедиции - знакомство с памятниками древности, изучение религий, обычаев и изучение великого перенаселения народов. Пройденный маршрут пролегал по путям древних миграций, сыгравших свою роль в культурном взаимодействии Востока и Запада. Исследователи общались с учеными ламами, получили доступ к древнейшим рукописям и священным текстам из храмов и монастырей.
В 1928 г. создается институт Гималайских исследований, который ведет обработку и систематизацию материалов. Институт сотрудничал с Н.И.Вавиловым и другими учеными различных стран мира.
В 1930 г. Рерих разрабатывает проект Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, который был подписан 15 апреля 1935 г. в Белом Доме в Вашингтоне. В рамках Договора Рерих разработал и флаг, который он назвал «Знаменем Мира». Это прямоугольник белого цвета с тремя красными кругами внутри красной окружности. Знамя следовало водружать на объектах, подлежащих защите.
В 1947 г. Н.К.Рерих уходит из жизни. Все творческое наследие Рерихи завещают Родине. В 1992 г. был создан общественный музей им. Н.К.Рериха в Москве, который в настоящее время проводит большую культурно-просветительскую работу по изучению наследия Семьи Рерихов.
В заключение лекций В.Г.Гладышева ответила на вопросы школьников.
|