|
|
25 марта 2016 года в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга состоялась седьмая лекция из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве» лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов. С лекцией «Свидетель Космоса. Якоб Бёме», сопровождавшейся видео-презентацией, выступила сотрудница Санкт-Петербургского отделения МЦР Т.В. Александрова.
Якоб Бёме — немецкий христианский философ, теософ, провидец конца XVI - начала XVII веков, получивший от современников почетный титул «тевтонского философа» («philosophus teutonicus») и считавшийся новым пророком немецкой Реформации.
Этот выдающийся мыслитель оказал значительное влияние на европейскую культуру последующих трех столетий. Гегель назвал его первым немецким философом, а Энгельс - "предвестником грядущих философов". Под влиянием идей Беме находились философы Отингер (1702-1782), Сен-Мартен (1743-1803), Баадер (1765-1841), Гегель (1770-1831), Шеллинг (1775—1854). Его высоко оценивали Фейербах, Гартман, Шопенгауэр; К. Юнг считал Беме предшественником глубинной психологии. Труды Я.Бёме оказали большое влияние на писателей и поэтов европейского романтизма, среди которых Тик, Новалис, братья Л. и А. Шлегели, Гофман и др.
Е.П. Блаватская говорила о Я.Бёме как о «великом мистическом философе, одном из самых выдающихся теософов средневековья». Его труды оказали влияние на развитие русской философской мысли XIX-XX вв., в лице Владимира Соловьева, Семёна Франка, Сергея Булгакова и особенно Николая Бердяева, который почитал Беме как «одного из величайших гениев человечества, но гениев мало доступных, остающихся в тени. Читают его лишь немногие и целые эпохи забывают о нем».
Якоб Бёме родился 8 марта 1575 г. в Старом Зайденберге, в Германии (Саксония) и ушел из жизни на 50-м году также в Саксонии, в городе Гёрлиц, 18 ноября 1624 года. Якоб был воспитан в лютеранской вере, в детстве он был обыкновенным пастухом, а после того, как в деревенской школе научился читать и писать, стал подмастерьем бедного сапожника в Герлице.
Годы жизни Я.Бёме пришлись на конец XVI - начало XVII веков и проходили в политически раздробленной и ослабленной от потрясений Германии в период, когда заканчивались позднее средневековье и эпоха Возрождения, и начинался переход к эпохе Нового времени. Это был очень сложный и противоречивый исторический период – XVI и XVII столетия были для стран Европы, и для раздробленной Германии в том числе, временем громадных потрясений, самой динамичной и бурной эпохой их истории. Большую роль в Европе этого времени играла усилившая свою деятельность инквизиция, ведущая борьбу со всякого рода ересью, инакомыслием и ростками нового мышления, которые начинают проявляться в недрах религиозного сознания позднего европейского Средневековья.
Яков Бёме жил в тот переходный период, когда зарождалась новая наука, приближались научная революция и последовавшее в ходе нее разделение на научный (эмпирический) и вненаучный (метанаучный) способы познания. Причиной этого разделения станет то, что католическая церковь в Средние века и на их исходе своими гонениями и кострами дискредитировала саму идею Высшего и этим она способствовала укреплению позиций экспериментальной бездуховной материалистической науки.
Источником учения Бёме было Священное писание. У него также обнаруживаются элементы всех научных представлений его эпохи, прежде всего, влияние знаменитого медика Т. Парацельса (1476-1541). Также он был знаком с мистико-теософскими течениями Швенкфельда, Франка, Вейгеля и кроме этого, в его учении исследователи отмечают влияние каббалы и других восточных учений. «Но тщетно искать влияний, определивших миросозерцание Бёме, - он есть явление первородное и оригинальное. Источники познания Бёме - жизненные, а не книжные…», - писал Н.А. Бердяев.
Якоб Бёме своим творчеством, с одной стороны, подытожил развитие религиозной мысли Возрождения, а с другой, открыл переход Запада к философии Нового времени. С гуманистами его роднит ренессансное обращение к природе, к космической жизни. Все, чему Бёме учит, он стремится, как бы вывести из своей души, и весь мир, как земной, так и божественный, познать в своей душе. Философ полагает, что все, что существует и происходит во Вселенной, в Макрокосме, существует и может происходить в человеке — в микрокосме. Бёме не приводит ни одного положения без того, чтобы не сопоставить его с тем, что происходит в душе человека.
О чем он говорит в своем учении? - О том, что видимый мир есть отражение мира невидимого, и незримый духовный мир есть основа видимого материального мира; что человек живет в трех мирах – внешнем (земном), мире света (ангельский мир) и огненном мире; что природные стихии вместе с тем и душевные стихии. Человек не только микрокосм, но и микротеос (малый бог). Небо и ад в душе человека. Бога можно найти лишь в глубине своего сердца. Познание Бога есть обязанность человека, для этого он создан.
Всего Яковом Бёме было написано 22 книги, в которые вошли более 30 произведений философа, переведены на русский язык только 10.
Н.А. Бердяев очень высоко оценивал учение Бёме, в своей статье «Смысл творчества» он пишет: «Гениальные, превышающие время…прозрения открываются у величайшего из мистиков-гностиков всех времен – Якоба Бёме…[Он] должен войти в нашу духовную жизнь как вечный элемент, ибо никогда еще гнозис человеческий не подымался до более сверхчеловеческих высот».
О широком мышлении Я.Бёме, не ограниченном узкими рамками одной протестантской конфессии, русский философ пишет: «Бёме, как и все подлинно великое, принадлежит вечности, но во времени он был человеком реформации и возрождения, он принадлежит духовному течению той эпохи…По вероисповеданию Бёме был лютеранином и перед смертью принял напутствие лютеранского пастора. Но лютеранское духовенство преследовало и истязало его при жизни, запрещало ему печатать его произведения. Явление характерное для всех вероисповеданий. Бёме нес в себе положительные и отрицательные черты реформационной эпохи. Но по духу своему он стоит выше вероисповедных различий, он сверхконфессионален…».
Несомненным достижением Я.Бёме для эпохи раннего Нового времени, в котором он жил, является открытие им «натурального языка». Здесь Бёме исходит из того, что между изречением (Словом) Бога и рождением человеческой мысли, а также человеческого слова и языка, существует аналогия, связь, которая наделяет человека, владеющего «натуральным» (родным) языком, возможностью познания сущности Бога. И как создатель «натурального языка», как философ языка, он выступает ученым Нового времени. Создание Якобом Бёме «натурального» языка в конечном итоге будет способствовать изменению научного языка в науке Нового времени и окажет большое влияние на развитие немецкого литературного языка, что, несомненно, расширит горизонт и сознание своей эпохи.
Якоб Бёме, живя во времена гонений и преследований со стороны церкви всего нового и лучшего, предвидел грядущую эпоху отрицания Высшего Начала, отрицания Духа, эпоху господства эмпиризма и рационализма, материализма и атеизма. Также он наблюдал в традиционном христианстве, скованном закостеневшим догматизмом, утверждение буквы вместо духа учения Христа, и поэтому видел свою миссию в очищении христианской религии, стремился ослабить все эти мертвящие тенденции и противопоставить им живую связь с Высшим.
Я. Бёме вместе с другими выдающимися личностями его эпохи - Коперником, Парацельсом, Бруно, Галилеем, и другими мыслителями и учеными являлся предтечей формирования космического мышления на планете Земля, которое проявит себя во всей силе на рубеже 19-20 веков. Подвигом своей жизни они приближали эту эпоху, продвигали сознание своих современников по пути космической эволюции. Таких подвижников философ-космист, академик Л.В. Шапошникова называла Вестниками Космической эволюции или Свидетелями Космоса.
Она так писала в своих работах о «тевтонском философе»: «…Свидетельства Бёме об устройстве Вселенной намного обогнали не только тогдашнюю, но и современную нам науку. Из того, что он увидел духовным взором, следовало, что человек идентичен Космосу, а человеческое сердце – центр Мира. В то время ни наука, ни теология подобного не утверждали… Бёме дал уникальные свидетельства о важнейшем месте человека во Вселенной. Как свидетель Космоса Бёме был намного выше современников, которые, возможно, и не подозревали о существовании подобных свидетельств…».
|