|
|
16 марта 2016 г. в Детской библиотеке г.Павловска (Ленинградская область) состоялась презентация выставки Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов – «Держава Рериха» и книг издательства Международного Центра Рерихов. Лекцию с видео-презентацией для старших школьников «Н.К.Рерих – художник, археолог, путешественник, мыслитель и общественный деятель» провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Е.Е.Корчемкина.
Николай Константинович Рерих, петербуржец, закончил Императорскую Академию художеств дипломной работой - картиной «Гонец», первой из серии «Славяне», которая стала своеобразным возрождением древней славянской истории. Яркий и самобытный, свободолюбивый и созидательный – таким предстает славянский мир на картинах Рериха серии «Славяне».
Историческими мифами и легендами древних народов была насыщена земля Ижорской возвышенности, на которой находилась семейная усадьба Рерихов – Извара, где Николай Рерих провел детство. «Около Извары почти при каждом селении были обширные курганные поля от X века до XIV. От малых лет потянуло к этим необычным странным буграм, в которых постоянно находились занятные металлические древние вещи», вспоминал Н.К.Рерих.
Древние русские монастыри и храмы, их история и хранимые в них знания побудили Н.К.Рериха отправиться в 1903-1904 годах в «путешествие по старине», которое он совершает со своей женой, Е.И.Рерих, «ладой, другиней, и вдохновительницей». Около 90 этюдов и фотографии, сделанные Еленой Ивановной, - результат их поездки по древним русским городам, монастырям и храмам. Впоследствии многие храмы и монастыри были разрушены войнами и невежественным небрежным отношением к ним, и их первоначальный вид сохранился только на картинах Н.К.Рериха.
В это время у Николая Рериха рождается мысль о необходимости деятельной защиты памятников истории и культуры народов. Рерих пишет пророческие картины и статьи, которыми призывает общественность обратить внимание на состояние памятников культуры и на необходимость их сохранения и правильной реставрации.
Живопись Рериха, его работа в известном обществе «Мир искусства», сотрудничество с театрами, оформление спектаклей для «Русских сезонов» Дягилева – приносят ему мировую славу, его приглашают в турне по Скандинавии, США, его выставки в Лондоне проходят с огромным успехом. Н.К.Рерих пишет серии картин «Санкта», «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости». В США создает ряд культурных учреждений, целью которых должно стать сотрудничество художников, скульпторов, музыкантов и синтез искусств. В одном из таких учреждений создается Музей Н.К.Рериха, в который впоследствии художник передаст большую часть своих произведений.
Рериха всегда привлекал Восток: там рождается знание и лежат основы истории культуры народов мира. Рерихи уезжают в Индию, где в 1923 году отправляются в длительное путешествие по странам Азии, которое впоследствии будет названо самой крупной экспедицией ХХ века – Центрально-Азиатской экспедицией. Экспедиция в течение пяти лет прошла более 25 тысяч километров и преодолела более 35 высокогорных перевалов, экспедиция подвергалась нападениям диких племен и из-за происков английской разведки была вынуждена замерзать на высокогорном плато Чан-Танг. Трудности горного похода вместе с Н.К.Рерихом преодолевала его жена – Е.И.Рерих, единственная женщина в экспедиции. Впервые европейцам стали доступны «святые» места Востока, доступ в которые ранее был закрыт под страхом смерти. На маршруте экспедиции Николай Рерих пишет картины, которые точны этнографически и географически. В них Рерих проявляется не только как художник, но и как ученый, изучающий истоки культур народов. Серия «Гималаи» принесла Рериху славу «Мастера гор».
Экспедиция собрала уникальный исторический, культурный, этнографический – научный материал, который было необходимо систематизировать и изучать. По окончании Центрально-Азиатской экспедиции в Долине Куллу Рерихи создают научный Институт «Урусвати» («Свет Утренней Звезды»), который впоследствии ведет большую научную, исследовательскую работу в сотрудничестве со многими международными университетами и научными обществами разных стран мира.
Н.К.Рерих – видный международный общественный деятель. В первой трети ХХ века Рерих продолжает разрабатывать идею защиты памятников истории и культуры народов мира. Посещение разных стран, путешествия и Центрально-Азиатская экспедиция утвердили Рериха в мысли о необходимости охраны памятников культуры. Н.К.Рерих проводит широкую общественную деятельность: ведет переписку с видными деятелями культуры, представителями общественности, науки, с политическими деятелями. В 1929 г. при сотрудничестве доктора международного права и политических наук Парижского университета Г.Г.Шклявера Н.К.Рерих подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей. Первый международный Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» в Вашингтоне, в Белом Доме в присутствии Ф.Рузвельта подписывают 21 панамериканская страна 15 апреля 1935 года. В честь инициатора Договора – Н.К.Рериха – Договор впоследствии называют «Пактом Рериха».
«Мир через Культуру» - такую идею выдвигает Рерих перед грядущими войнами ХХ века. Рерих выражает эту идею пророческими картинами «Зарево», «Мадонна Защитница», «София Премудрость» и многими другими. Рерих пишет статьи, книги. Рерих призывает страны подписать Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» и защитить ценности человеческого гения – Культуру. Призыв Рериха не был услышан правительствами ряда стран, и войны ХХ века разрушают достояние человеческого гения – Культуру и уносят миллионы человеческих жизней.
Перед второй мировой войной сыновья Н.К.Рериха пишут заявления о вступлении в Красную Армию для защиты Родины, их просьбы остаются без ответа. Рерихи устраивают выставки, выступают по радио, собранные средства направляют в Красный Крест для помощи Родине. Сердцем и мыслями Рерихи – со сражающейся Родиной. По окончании войны Рерихи подают заявления на визу для въезда в СССР, во въезде им отказано. В 1947 году Н.К.Рерих уходит из жизни в Долине Кулу, штат Химачал Прадеш, Индия. Все наследие Рерихи завещают Родине: «Для кого же мы трудились? Для русского народа мы трудились», напишет Н.К.Рерих.
Творческое наследие Рерихов по завещанию родителей привезут на Родину сыновья: Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерих. Юрий Николаевич приедет в СССР в 1957 году, и за три года (в 1960 году его не станет) проведет крупные выставки картин отца в основных городах страны, которые будут иметь огромный успех, создаст новые направления в советском востоковедении, оставит группу учеников и последователей. Святослав Николаевич Рерих в 80-х годах ХХ века передаст наследие родителей в СССР для создания общественного Центра-Музея им.Н.К.Рериха, который будет основан в «Усадьбе Лопухиных» в центре Москвы и который успешно и плодотворно работает и в настоящее время и проводит в жизнь идеи великой семьи Рерихов.
В заключение лекции Е.Е.Корчемкина ответила на вопросы слушателей и провела краткую экскурсию по выставке.
|