|
|
23 сентября 2011 года в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга состоялось открытие нового сезона Лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов. Тема годового цикла лекций - «Знамена Востока». Так называется серия картин Н.К.Рериха, посвященная выдающимся историческим личностям, мудрецам, основателям философских и религиозных течений, оказавшим значительное влияние на мировую культуру.
Людмила Васильевна Шапошникова в книге «Мастер» пишет: «В Сиккиме (в 1924 г. – прим.) он написал большую серию картин («Знамена Востока» - прим.). На полотнах запечатлел основателей учений и религий, философов и подвижников, реформаторов и мыслителей. В его выборе великих личностей Востока была своя закономерность. Как будто он писал не картины, а историю самого Востока, его культуры и мысли. Будда, Христос, Лао-Цзы, Конфуций, Моисей, Цзон-ка-па, Падма Самбхава, Миларепа, Нагарджуна. Он писал их необычно, нетрадиционно. Казалось он знал о них много больше, нежели можно было почерпнуть из официальных, узаконенных источников.»
Знакомству с картинами серии «Знамена Востока», историей ее создания и существующим в настоящее время взглядам на ее философскую и художественную ценность была посвящена первая встреча Лектория.
Серию составляют 19 картин, написанных Рерихом в 1924-1925 годах, во время Центрально-Азиатской экспедиции. Разные по цветовому и художественному решению, изображающие как общеизвестных, так и мало знакомых западному зрителю Подвижников, они, тем не менее, объединены философским и художественным замыслом Николая Константиновича, и представляют собой единый ансамбль.
«Серия «Знамена Востока» сложилась – писал Н.К.Рерих в книге «Алтай – Гималаи». - 1. «Будда Победитель» перед источником жизни. 2. «Моисей Водитель» — на вершине, окруженный сиянием неба. 3. «Сергий Строитель» — самосильно работает. 4. «Дозор Гималаев», в ледниках. 5. «Конфуций Справедливый» — путник в изгнании. 6. «Иенно Гуйо Дья» — друг путников (Япония). 7. «Миларепа Услышавший» — на восходе познавший голоса дэв. 8. «Дордже Дерзнувший» — стать лицом к лицу с самим Махакалой. 9. «Сараха — Благая Стрела», не медлящий в благих посылках. 10. «Магомет на горе Хира (весть архангела Гавриила)», предание. 11. «Нагарджуна — Победитель Змия» видит знамение на озере владыки Нагов. 12. «Ойрот — вестник Белого Бурхана», поверье Алтая. И те, что уже в Музее: 13. «Матерь Мира». 14. «Знаки Христа». 15. «Лао-цзы». 16. «Цзонка-па». 17. «Падмасамбхава». 18. «Чаша». 19. «Змий Древний».
Интересна судьба коллекции. До второй половины 30-х годов они находились в Нью-Йоркском Музее Николая Рериха. «В 1935 году в результате финансово-юридических махинаций его президента, бизнесмена Луиса Хорша, и двух его сообщников, здание музея перешло в исключительное владение мошенника, а спустя несколько лет картины начали распродавать на аукционах. Американскому промышленнику, Дональду Боллингу, одному из корреспондентов Елены Ивановны, удалось выкупить наиболее значимые картины. Интересно, что Елена Ивановна настоятельно рекомендовала ему оставить купленные полотна у себя. Возможно, уже тогда она предвидела возможность возвращения бесценных сокровищ искусства в ту страну, для которой они и создавались, к которой были устремлены все помыслы семьи Рерихов. В одном из писем к Боллингу Елена Ивановна писала: «Музей Рериха будет возвращен, но я еще не знаю как. Думаю, что все свершится, как обычно в делах Учителей, самым неожиданным путем». Действительно, в 2001-2004 гг. картины были куплены в США, когда сын Боллинга распродавал коллекцию отца.» (цитата по: «Музей имени Н.К.Рериха: Путеводитель»). Теперь эти картины украшают коллекцию Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха в Москве.
Зрители могут увидеть картины: «Сергий – строитель», «Будда – Победитель», «Магомет на горе Хира», «Ойрот – вестник Белого Бурхана», «Нагарджуна - победитель Змея», «Змий древний. Рождение Мистерий», а также «Чаша Христа» и «Знаки Христа».
Созданию Н.К.Рерихом серии «Знамена Востока» предшествовал длительный путь духовных поисков истоков истинной мудрости, размышлений о значении действий отдельных исторических личностей, подвижников, светоносцев – для эволюции сознания всего человечества. «Возникает вопрос, почему Рерих взял сюжеты Востока – пишет Л.В.Шапошникова в книге «Вселенная Мастера», - Но известно, что Восток – колыбель древнейшей культуры на планете, откуда пошли философские Учения, религии и появились первые мудрецы. Серия «Знамена Востока» представляет мудрость во всем ее богатстве – через «знаменосцев» и духовные процессы, к которым эти великие имели непосредственное отношение.»
В серии «Знамена Востока» Н.К.Рерих создает целую галерею образов великих подвижников, своей жизнью дававших человечеству пример жертвенного и неутомимого служения на общее благо. Герои картин серии «Знамена Востока» изображены в деятельности, в моменты высочайшего напряжения, запечатленных в народном сознании как подвиг: они спешат на помощь, силою духа преодолевают натиски тьмы, стоят на бессменном дозоре, в глубоком сосредоточении постигают истину, претерпевают гонения и жертвуют собой. «Их не так много – писал Н.К.Рерих, - строителей жизни, отвечающей во внутреннем смысле грядущей эволюции. И бережно мы должны отбирать эти имена грядущего света, продолжая список их до современности» (Н.К.Рерих. «Алтай – Гималаи»). Изображая в серии картин «Знамена Востока» святых, подвижников, мудрецов самых разных исторических эпох и разных народов, Н.К.Рерих свободно преодолевает рамки обычного человеческого мышления, следующего в русле своей конфессии или национальной принадлежности. Рерих утверждает: «Святые становятся общечеловечны, принадлежат всему миру, как ступени истинной эволюции человечества» (Н.Е.Рерих. «Твердыня Пламенная»).
Осмысление историй жизни и духовного наследия тех, кто слагал «ступени истинной эволюции человечества», станет путеводной нитью цикла лекций «Знамена Востока» Санкт-Петербургским отделением Международного Центра Рерихов в 2011-2012 гг.
|