|
|
02.03.2016 г. в Библиотеке №2 Кировского р-на г. Санкт-Петербурга в рамках выставки «Держава Рериха», подготовленной к экспозиции СПб отделением Международного Центра Рерихов, состоялась лекция «Н.К.Рерих. Страницы жизни и творчества». Лекцию с видео-презентацией представила сотрудник СПб отделения МЦР Е.Е.Корчемкина.
Н.К.Рерих – выдающийся художник, философ, археолог, путешественник, видный общественный деятель – родился в г.Санкт-Петербурге 9 октября 1874 г. в семье нотариуса Окружного Суда К.Ф.Рериха. Детство Н.К.Рериха проходило в поместье «Извара» под Санкт-Петербургом. Ижорская возвышенность, на которой расположена усадьба «Извара» - это историческое место встречи культур многих народов, древняя история Ижорского плато, легенды и сказания, археологические загадки способствовали пробуждению интереса Николая Рериха к истории и археологии. Н.К.Рерих учился в Санкт-Петербургском Университете на юридическом факультете, слушал лекции на историко-филологическом факультете и одновременно учился в Академии Художеств, в мастерской А.И.Куинджи. Юридический факультет Н.К.Рерих заканчивает дипломной работой «О правовом положении художников древней Руси», а Академию Художеств – дипломной картиной «Гонец» («Восста род на род»), которую с конкурсной выставки Академии Художеств покупает П.Третьяков.
В начале ХХ века Н.К.Рерих вместе с супругой Е.И.Рерих совершает путешествие по древнерусским монастырям и храмам, посещая более сорока городов России. Впоследствии Рерихи назовут эту поездку «Путешествием по старине», во время которого Н.К.Рерих написал более 90 этюдов и эскизов, запечатлев на них древнейшие русские монастыри и храмы, многие из которых были впоследствии разрушены и их первоначальный вид сохранился только на зарисовках художника. Занятия археологией и изучение корней русской культуры привели Н.К.Рериха к мысли о необходимости охранения и защиты памятников культуры, старины и истории. Н.К.Рерих пишет статьи в российскую прессу, выступает с отчетами и докладами о состоянии памятников истории на археологических комиссиях в Санкт-Петербурге, а в преддверии Первой мировой войны обращается к правительствам России и Франции с призывом о принятии мер по предотвращению разрушения памятников культуры и истории.
Слава Н.К.Рериха - художника растет: Н.К.Рерих участвует в деятельности общества «Мир искусства», работает с С.Дягилевым по оформлению «русских сезонов» в Париже, постановки русских опер с декорациями и костюмами по его эскизам проходят с большим успехом в Лондоне; Н.К.Рериха приглашают в турне по Скандинавии, затем в турне по 30 городам США. В США под руководством Н.К.Рериха создаются культурные учреждения: Мастер-Институт объединённых искусств и Музей Николая Рериха, задачей которых становится сближение народов через культуру и искусство.
Н.К.Рериха всегда привлекал Восток и загадочная Индия. В 1923 г. семья уезжает в Индию и вскоре отправляется в путешествие по Индии, Тибету, Китаю и Монголии. Это путешествие впоследствии станет известным как Центрально-Азиатская экспедиция – крупнейшая экспедиция ХХ века, во время которой было пройдено более 25 000 км и преодолено около 35 высокогорных перевалов. Во время Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи посетили святые места Востока, многие храмы и монастыри, в которых никогда не бывали европейцы. Рерихи беседовали с ламами, изучали древнейшие манускрипты и памятники культуры. На маршруте Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рерих пишет гималайские пейзажи, которые принесут ему славу «Мастера Гор».
По возвращении в Индию для изучения материалов экспедиции Рерихи основали научный Институт «Урусвати» («Свет Утренней Звезды»), в котором, по словам генерального директора Музея им. Н.К.Рериха, Л.В.Шапошниковой, его сотрудники «начинали научно познавать тонкие энергии, магнитные токи, космические лучи, иные состояния материи». Институт «Урусвати» сотрудничал со многими крупными научными учреждениями мира, такими как: Мичиганский университет, Нью-йоркский ботанический сад, Пенджабский университет, Парижский музей естественной истории, Гарвардский университет в США, Ботанический сад Академии наук СССР.
Н.К.Рерих – видный общественный деятель культуры и инициатор создания первого в мире международного Договора об охране художественных, научных учреждений и исторических памятников, который был подписан 15 апреля 1935 г. 21 панамериканской страной в Вашингтоне и вошел в историю как Пакт Рериха. В рамках Договора Н.К.Рерих предложил для идентификации объектов охраны отличительный знак – Знамя Мира, в основу которого Н.К.Рерих положил Знак Триединства. В символе Знамени Мира, по словам генерального директора Музея им..Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой, «заключен практически весь смысл Космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от элементарной системы к Красоте».
Н.К.Рерих ушел из жизни 13 декабря 1947 года в Долине Кулу. Все свое творчество: художественное, литературное и философское – Н.К.Рерих завещал Родине: «Для кого же мы трудились? Для России, для русского народа мы трудились». Самому Николаю Константиновичу не удалось вернуться на Родину. Его наследие передал в Россию его младший сын – Святослав Николаевич Рерих, по завещанию которого в Москве был создан общественный Музей им.Н.К.Рериха, успешно работающий в настоящее время.
Творчество Н.К.Рериха – это его Держава, это целый мир. «Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха, коей он единственный царь и повелитель. <…> Бесплодной будет всякая попытка передать словами и ее очарование и красоту; то, что так выражено красками, не терпит соперничества слова и не нуждается в нем», писал Леонид Андреев в очерке «Держава Рериха».
|