Новости отделения

26.02.2016

Лекторий Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга. Цикл лекций на тему: «Идеи космизма в философии, науке и искусстве». Шестая лекция: «Жизнь и Учение Парацельса»







26 февраля 2016 года в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга состоялась лекция из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве» лектория Санкт-Петербургского отделения МЦР. С лекцией «Жизнь и Учение Парацельса» выступила Е. В. Кучерявенко, сотрудница Санкт-Петербургского отделения МЦР. Лекция сопровождалась видео-презентацией.

Выдающийся философ, алхимик и врач XVI века, Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, известный как Парацельс, является одним из величайших умов эпохи Реформации. Он совершил революцию в духовной жизни западной цивилизации. Творческое наследие и вся жизнь этого человека скрывают в себе множество удивительных загадок.

Е.П. Блаватская в «Теософском словаре» писала о нем: «Он был мудрейшим врачом своего столетия и самым знаменитым, ибо излечивал почти всякую болезнь силою им самим изготовленных талисманов. Он не имел ни единого друга, и был окружен врагами, наизлобнейшими из которых были церковники и их клика. Понятно, что его обвиняли в союзе с дьяволом, также нечего удивляться, что в конце концов он был убит одним неизвестным врачом, в возрасте сорока восьми лет. Он умер в Зальцбурге, оставив после себя много трудов, которые по сей день высоко ценятся у каббалистов и оккультистов. Многие из его изречений оказались пророческими. Он был ясновидящим высокой степени, одним из самых ученых и эрудированных философов и мистиков, и выдающимся алхимиком. Физика в долгу перед ним за открытие Азота».

Парацельс родился в городке Айнзидельн (кантон Швиц, Швейцария) в семье врача. По примеру своего отца Парацельс начал изучать медицину – в Германии, Франции и Италии. В 1515 г. он получил во Флоренции степень доктора медицины, после чего странствовал по Европе, продолжая изучать медицину и алхимию. В своих путешествиях Парацельс посетил множество стран. Он писал: «Я скитался в поисках моего искусства, нередко подвергая опасности свою жизнь. Я не стыдился даже у бродяг, палачей и цирюльников учиться всему, что считал полезным. Известно, что влюбленный может пройти долгий путь, чтобы встретить обожаемую им женщину, – насколько же сильнее та тяга любящего мудрость, что заставляет его скитаться в поисках своей божественной возлюбленной!»

В 1526 г. Парацельс стал профессором университета и городским врачом в Базеле. Лекции его привлекали множество слушателей и стали широко известными; в то же время Парацельс приобрёл множество врагов среди врачей и аптекарей, поскольку в своих лекциях он резко выступал против схоластической медицины и слепого почитания авторитета Галена.

В 1528 г. Парацельсу пришлось покинуть Базель, где ему угрожал суд за вольнодумство. Последние годы жизни он вновь скитался по городам Эльзаса, Баварии, Швейцарии, посетил даже Пруссию и, наконец, поселился в Зальцбурге. Здесь он и умер в 1541 г.

Заслуга Парацельса перед историей медицины состоит в том, что он официально отрекся от многих постулатов древней медицины и вместо сложных рецептов на снадобья стал давать больным в качестве лекарства простые химические вещества, извлеченные им из трав, растений и минералов. Сам Парацельс считал медицину универсальной наукой, вбирающей в себя достижения физиологии, физики и химии, базирующиеся на фундаментальных установках теологии и философии. Учение Парацельса было его собственным, цельным, его медицина была в высшей степени одухотворенной. При жизни гений Парацельса долгое время оставался в тени, а созданная им система врачевания подвергалась нападкам.

Явившись первым химиком в истории медицины, Парацельс первый применил в лечении препараты железа, сурьмы, свинца, ртути и меди. Он считал, что врач всегда должен подбирать лекарство для каждого больного индивидуально, правильно подготовленным и в правильной дозировке. «Все есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна только доза делает яд незаметным» – писал Парацельс в своем трактате по лекарствоведению.

Водолечение – одно из направлений в медицине, в котором Парацельс не просто преуспел –некоторые источники минеральных вод были впервые открыты самим Парацельсом и могли бы по праву носить его имя. В истории психиатрии Парацельс известен как первый врач, высмеявший теорию, согласно которой эпилептики считались не больными, а одержимыми дьяволом. Ему удалось достичь положительных результатов в лечении сифилиса. Он первым стал использовать в медицинских целях настойку опия, чем несказанно облегчал страдания оперируемых им больных. Он восстал против повсеместно применявшегося в средние века варварского способа прижигания ран – заливания их кипящим «бальзамом», настаивая на наложении чистой повязки для того, чтобы раны были «предохранены от внешних врагов».

Парацельс написал в «Парагрануме»: «Медицина покоится на четырех столпах: философии, астрономии, алхимии и этике. Первый столп – философские знания о земле и воде; второй – в астрономия, которая обеспечивает понимание огненной, или эфирной, природы; третий столп – алхимия – адекватное объяснение четырех элементов, т. е. всего космоса, и внедрение в искусство врачевания превращений этих элементов; четвертый указывает врачам те добродетели, которые должны оставаться с ними до смерти и поддерживать три других столпа». Лечение, согласно Парацельсу, – это прежде всего вос¬становление нарушенной гармонии. Оно обязательно должно распространяться на дух, душу и тело человека.

В центре его философских интересов, как и у многих других гуманистов, находился человек в его отношении к Богу, природе и социальному миру. Уже тогда он возвещал новое мировоззрение и бесконечность эволюции разума человечества. В Учении, которое было дано человечеству через Парацельса говорится, что жизнь – это универсальный вездесущий принцип, и нет ничего в чем не было бы жизни. Поскольку все вещи возникли из одного источника, содержащего первоначальную субстанцию всего сущего, все они родственны друг другу. «Природа жизни Вселенной едина, и источником ее может быть лишь только одно вечное Единство. Это организм, в котором все природные вещи пребывают в гармонии. Это Макрокосм. Всё есть плод единого мирового созидательного усилия; Макрокосм и человек (микрокосм) едины. Они суть одно влияние, одно дыхание, одна гармония, одно время, один металл, одни плод» – писал Парацельс.

Для Парацельса, человек это высочайшее существо, поскольку в его лице Природа достигла кульминации своих эволюционных усилий. В нем есть все силы и все субстанции, которые существуют в Космосе, и он сам составляет собой особый мир. Парацельс именовал человека не только «микрокосмом», малым миром, который заключает в себе свойства и природу всех вещей, но и «квинтэссенцией», или пятой, истинной сущностью мира. «Человек содержит в себе в разной степени свойства всего сущего как целое, а они лишь часть его» – писал философ – «Я внимательно рассматривал многие вещи; камни, растения, животных. Они казались мне разбросанными буквами, по сравнению с которыми человек является полноценным, живым словом Творца». Он считал, что: « Каждый человек обладает божественной эссенцией, вся мудрость и сила заложены в нем в зародыше, все виды знаний доступны ему в равной мере…».

Особую роль выдающийся врач отводил астрологии – науки, устанавливающая связи земных тел и событий с планетами и созвездиями. Парацельс был представителем того направления в астрологии, которое стремилось наделить человека мужеством и бодростью духа. Он полагал, что крайне опасно подчинять свою судьбу небесным телам, считая, что «это происходит оттого, что такой человек не знает себя самого и не умеет применить силы, скрытые в нем, он не знает, что сам в себе носит небесные светила, что является микрокосмом и таит в себе небесный свод со всеми его творческими силами!».

Для Парацельса алхимия была рабочим инструментом в изучении природы. В своих алхимических исканиях Парацельс исходил из представления, что все вещества состоят из элементов, способных соединяться друг с другом. По его мнению, человек, кроме традиционных элементов содержит в себе еще и алхимические начала: ртуть, серу и соль. Этот «тройной принцип» (соль, ртуть, сера) соответствует триаде человеческой целостности (тело, душа, дух). Он писал: «Все (в том числе и человек) состоит из трех субстанций, и все имеет свое число, свой вес и свою меру. Здоровье есть правильное соотношение количества и качества этих трех субстанций; отклонение от него приводит к болезни. Эти три субстанции – сера, ртуть и соль, на них воздействует четвертый принцип, который есть жизнь. Эти три субстанции недоступны физическому зрению, но истинный врач должен, тем не менее, видеть их и уметь отделить одну от другой». Одной из первоочередной задачей алхимии Парацельс считал поиск веществ, которые могли быть использованы как лекарственные средства.

После ухода Парацельс почти не оставил земных сокровищ, однако его наследие, воплощенное в книгах, огромно. Он написал 230 книг по философии, 40 книг по медицине, 12 о политике, 7 по математике и астрономии и 66 - посвященных тайным искусствам. Парацельсом было написано 123 богословских трактата. Его трактаты уникальны по своему содержанию и наполнены этическим содержанием. Вот суть богословия Парацельса: «Храм находится в сердце, а не заключен в четырех стенах. Прекраснейшим украшением человека является вера, а не одежда. Благословения изливаются на окружающих не только через руки, но и через любовь. Руки же созданы не столько для благословения, сколько для работы».

Наряду с работами по богословию Теофраст Парацельс создает произведения, затрагивающие социальные вопросы, которые были написаны в 1530–1534 годах. В своих трактатах учёный выступает против социального неравенства, используя вековую народную аргументацию: сотворив людей, бог сделал всех равными. Само понятие собственности рассматривается у него таким образом: «Поскольку сам Бог говорит о себе как о владыке и хозяине всего земного имущества, человек является лишь Его приказчиком и распорядителем». Исходя из этого, он критикует сословное устройство общества. По его мнению, собственность на землю и сословные привилегии необходимо упразднить.

Парацельс оказал влияние на великих мыслителей будущего. Многие гении будущих столетий старались подчеркнуть свое духовное родство с ним. Среди них врачи, философы, мистики, художники, а также поэты и ученые. Великий философ, ученый Джордано Бруно назвал Парацельса одним из тех, кто формировал его мышление. Он оказал влияние на таких мыслителей, как Яков Беме, Вильгельм Лейбниц, который разработал идею монады в своем учении по аналогии с «Археем» Парацельса. Идейное родство с учением Парацельса прослеживается у немецкого мыслителя и поэта Гете. Идеи о душе Теофраста Парацельса нашли отклик в философии Шопенгауэра. Он так же оказал влияние на таких врачей как Франц Месмер и Самуэль Ханеман (основатель гомеопатии), а также на Карла Густава Юнга с его теорией бессознательного.

Парацельс заложил основы интегрального подхода, целью которого является синтетическое объединение открытий, совершённых в различных сферах человеческого знания. Он связал этику и медицину, философию и медицину, науку и магию, астрологию и богословие.

 


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2016 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов