|
|
27 января 2016 г. в Библиотеке № 10 «Южно-Приморская» (г.Санкт-Петербург) в рамках подготовленной Санкт-Петербургским отделением Международного Центра Рерихов выставки «Махатма Ганди – Великая Душа Индии» состоялась одноименная лекция. Лекцию с видео-презентацией провела сотрудник СПб отделения МЦР Е.Е.Корчемкина.
Выставка «Махатма Ганди – Великая Душа Индии» состоит из фотодокументов, повествующих о жизни, творчестве и общественной деятельности великого гуманиста Индии – Мохандаса Карамчанда Ганди, известного всему миру как Махатма Ганди. Великой Душой (Махатмой) Ганди был назван за огромную любовь к народу Индии, ко всем угнетенным и обездоленным людям, улучшению жизни которых посвятил свою жизнь адвокат, юрист, воспитатель, философ, общественный деятель, идеолог национально-освободительного движения Индии – Учитель Махатма Ганди.
Мохандас Карамчанд Ганди получил разностороннее образование: семейное воспитание в духе индусских традиций, обучение в английских школах в Индии и в высших учебных заведениях в Лондоне дали ему основы культур Востока и Запада. По его воспоминаниям, в юности он восхищался европейской цивилизованностью и культурой. Получив юридическое образование, он начал свою профессиональную деятельность сначала в Индии, затем в Южной Африке. Профессия адвоката позволила ему заниматься защитой интересов индусов, работающих в Южной Африке, и открыла ему печальную картину жизни угнетенных слоев населения. Вскоре Ганди становится во главе движения сопротивления в Южной Африке.
Участвуя в акциях протеста, митингах и демонстрациях, Ганди приходит к выводу, что сопротивление несправедливости будет возможным только при условии осознания народом своего достоинства и равенства прав всех людей перед Богом. Именно осознание своего достоинства, величия культуры своей страны должны были, по мнению Ганди, сформировать ту силу, которая способствовала бы освобождению Индии от власти Англии. Он создает учение сатьяграха -“упорство в истине, основанное на ненасилии”, формулирует несколько этапов действий, в ходе постепенного выполнения которых индусский народ придет к цели: самоуправлению и независимости.
«Сам стань той переменой, которую ты больше всего хочешь видеть в своей жизни», - говорил Махатма Ганди и сам всегда следовал проповедуемым им принципам. Пример его жизни и действий становится образцом для многих индусов. «Он встал у порога хижин тысяч обездоленных, одетый так же, как они. Он обратился к ним на их языке, здесь, наконец, была живая правда, а не цитаты из книг...», писал о нем великий поэт Индии Рабиндранат Тагор.
Ганди называл Л.Н.Толстого своим учителем. «Россия в лице Л. Толстого дала мне учителя, который предоставил теоретическую основу моего ненасилия», – писал позднее Ганди. Учение Толстого – непричинение зла насилием – Ганди воплощает в жизнь. Однако, ненасилие не означает пассивного отступления. Принцип ненасилия по Ганди означает непричинение зла всему живому – ахимса – но и не допускает унижения собственного достоинства и отступления от своих принципов и идей. Сила духа, которую Ганди пробуждает в своих соотечественниках - это сила духа, опирающаяся на достоинство знания истины и осознания своей великой культуры, превращается в мощь народа, перед которой отступают завоеватели.
Вдохновляемая им политическая партия «Индийский Национальный Конгресс» в 1942 году принимает резолюцию «Уходите из Индии» и Ганди становится лидером последней всеиндийской кампании сатьяграхи. А в августе 1946 года председатель ИНК Джавахарлал Неру получил от англичан предложение сформировать правительство Индии.
Ганди придавал большое значение национальному образованию, он проводил в жизнь идею целостного образования, выступал перед учителями и студентами, призывал искать новые формы и методы осуществления национального образования, вел большую переписку с детьми.
Утверждая достоинство человека, Ганди всегда выступал против любого неравенства, будь то неравенство религиозное или кастовое. Так, он говорил о равенстве всех людей перед Богом, называл неприкасаемых – детьми божьими (хариджанами), отстаивал единое происхождение религий, все различия которых зависят только от места и времени. Стремясь не допустить противостояния между индусами и мусульманами, Ганди пешком обошел Восточную Бенгалию и Бихар, объясняя свои идеи народу, проводил многочасовые общие молитвы и, выражая свой протест против столкновений между индусами, мусульманами и сикхами, проводил голодовки.
Во время одного вечернего выступления Ганди был застрелен членом индуистской шовинистической организации. Его жизнь закончилась победой – завоеванием независимости Индии. Мохандас Карамчанд Ганди был простым гражданином своей страны, без титулов и должностей, без официальных званий и богатств. Махатма Ганди оставил после себя две пары сандалий, очки, посох, постель на полу и стопку книг. Главы правительств всех государств прислали свои соболезнования по случаю ухода великого гуманиста, борца за достоинство человека. Его память почтил Совет Безопасности ООН; флаги ООН были приспущены.
В 2007 году ООН объявила 2 октября – день рождения Мохандаса Карамчанда Ганди – Днем Ненасилия. Идеи великого гуманиста – Махатмы Ганди – особенно важны для человечества в ХХI веке – веке, когда вооруженные столкновения между народами и группами людей становятся все более и более частыми и жестокими.
В заключение лекции Е.Е.Корчемкина ответила на вопросы слушателей.
|