Новости отделения

22.01.2016

Лекторий Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга. Цикл лекций на тему: «Идеи космизма в философии, науке и искусстве». Пятая лекция ««Человек из будущего».Джордано Бруно»







22 января 2016 года в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга состоялась лекция из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве» лектория Санкт-Петербургского отделения МЦР. С лекцией "Человек из будущего". Джордано Бруно" выступила Л. И. Шестакова, сотрудница Санкт-Петербургского отделения МЦР. Лекция сопровождалась видео-презентацией.

В лекции были раскрыты яркие биографические вехи выдающегося итальянского ученого, философа и поэта эпохи Возрождения Джордано Бруно (1548 -1600 гг.). Слушатели имели возможность познакомиться с жизнью, судьбой и наследием выдающегося человека своего времени, предтечи космического мироощущения в науке, идеи которого обогнали свое время на века.

Личность Джордано Бруно, этого величайшего мыслителя, потрясает своей силой духа и цельностью, своей преданностью истине, предвосхитившей многие открытия современной науки. В своей жизни, сам того не желая, он воплощал образ настоящего Дон Кихота, одинокого странствующего рыцаря, не имеющего ничего своего — ни дома, ни уголка, ни семьи, ни возлюбленной, но имеющего зато свои Идеи и очень много учеников и единомышленников по всей Европе.

Совсем не случайно судьба Джордано сложилась таким образом, что он вынужден был ездить по всей Европе, щедро разбрасывая зерна новых знаний. На его пути лежали города Италии, Швейцарии, Франции, Англии, Германии, Чехии. Конечно, благоприятных условий для прорастания этих зерен тогда не было, однако новые знания Европе были крайне необходимы.

На своих лекциях и участвуя в научных дискуссиях, Бруно выступал против догматов церкви о построении мира, которые основывались на аристотелевой физике и кинематике небесных движений Птолемея, что являлось устоями католической церкви. Бруно провозглашал кардинально новые идеи картины мироздания.

Об ученом писали: «Бруно был истинным типом свободного профессора того времени и учил не из-за больших окладов, наград и чинов, но как глашатай истины и науки». Лекции его, глубокие и яркие, были образцом необычайного красноречия.

Годы, проведенные Бруно в Англии - едва ли не самые счастливые в его жизни. К этому времени Бруно уже разработал основные положения своей философской системы. В Лондоне Бруно издал свои философские диалоги. В них была выстроена космологическая теория, впервые объединившая идеи множественности миров, бесконечности Вселенной.

Позже в Париже Бруно окончательно убедился в своем разрыве с церковью, выступил явным и пылким провозвестником нового учения о мире. На своих лекциях в Германии, где еще оставались уголки свободомыслия, Бруно безбоязненно проповедовал свое излюбленное учение о бесконечности вселенной и множестве миров.

Предчувствуя близкую катастрофу и последние годы на воле, Бруно работал особенно много и напряженно. Он готовил новые философские труды, которые должны были возвестить «Философию Рассвета» европейскому ученому миру.
В зрелые годы Бруно неоднократно вспоминал о том духовном переломе, который предшествовал рождению его основных философских взглядов. Он сравнивал себя со слепцом, который внезапно прозрел. Впервые он увидел вселенную в ее целостности и единстве. Предвидений у него оказалось необычайно много. Как будто в ответ на его искреннее беззаветное стремление к Истине природа открывала ему свои потаенные законы.

Он представил современникам принципиально новую картину мира, основой которого была Беспредельность. Бруно ниспроверг конечность Космоса и распахнул врата в Бесконечную Вселенную, с бесчисленными солнцами и обращающимися вокруг них планетами, с разнообразными формами жизни. До Бруно, видимые нами звезды и планеты не рассматривались в качестве отдельных миров.

Он увлекался древними атомистами. Бруно писал: «Мы непрерывно меняемся, и это влечет за собой то, что к нам постоянно притекают новые атомы и что из нас истекают принятые уже ранее». Развивая эти идеи, он высказывает мысль об «организациях целого», гармоничного единства земной природы и Космоса.

Бруно обладал удивительно тонким и редким качеством: гармоничным соединением философских теорий с научными предвидениями, которые века спустя были подтверждены современной наукой. В ряду таких предвидений можно назвать: закон сохранения вещества; идею о вечности материи и о вечном ее изменении; мысль об относительности массы тел; представление о круговороте материи, атомов. А так же, одна из основных мыслей Бруно гласит, что Бог, или Высшее Начало, присутствует во всей Природе, в бесконечной Вселенной, ввиду чего материя выступает началом одухотворенным. Материя для Бруно была одухотворена именно Высшим, и, по сути, он говорил о том, что дух и материя выступают как единое, неделимое целое. Бруно размышляет о других измерениях, находящихся за пределами нашего трехмерного пространства.

Бруно мыслил о стремлении всего сотворенного к постоянному совершенствованию. Этот процесс мы называем эволюцией. Бруно представил картину мира, где все было охвачено великим Единством, он пишет: «…все вещи находятся во вселенной и вселенная – во всех вещах; мы – в ней, она – в нас. Так все сходится в совершенном единстве». Это высказывание Джордано можно сравнить со словами Е.И. Рерих: «Мы должны осознать – мы живем в Космосе, и Космос живет в нас!».

Огромное внимание Бруно уделял этическому началу. Он считал, что истинно знающим человек может быть лишь тогда, когда большие познания сочетаются с высоким нравственным уровнем. Нужно отметить, что многие положения учения Бруно удивительно созвучны идеям, которые содержатся в книгах Живой Этики, философской системы, принесенной миру выдающимся мыслителем и ученым Еленой Ивановной Рерих. Два тома этого учения посвящены многоаспектному рассмотрению такого понятия, как Беспредельность. За несколько веков до этого ее величие было провозглашено Джордано Бруно, что подготавливало сознание человека к знаниям грядущих веков.

В застенки инквизиции Бруно привело предательство одного венецианского дворянина, некоего Джованни Мочениго. Великий мыслитель провел в застенках инквизиции почти восемь лет. Инквизиторы пытались подробнейшим образом разобраться в воззрениях Бруно, тщательно изучая его труды. Бруно просил, чтобы святой престол в специальном постановлении доказал ложность его взглядов. Судьи, признавая уникальность личности мыслителя, искренне хотели, чтобы Бруно отрекся от своих антихристианских, оккультных взглядов и склоняли его к покаянию.

Джордано Бруно, выслушав себе смертный приговор от Римского Первосвященника, в свою очередь произнес смертный приговор Папству: "Вы с большим страхом произносите мне приговор, чем я выслушиваю его". Джордано Бруно было пятьдесят два года, когда 17 февраля 1600 года его сожгли на костре. Пророческий смысл, предвидение своей трагической судьбы и великой мессии, обретают строки, написанные Джордано Бруно в его диалоге «О героическом энтузиазме»:

Так чист костер, зажженный красотою,
Так нежны путы, вяжущие честь,
Что боль и рабство мне отрадно несть,
И ветер воли не манит мечтою.

Я цел в огне и плотью и душою,
Узлы силков готов я превознесть,
Не страшен страх, в мученьях сладость есть,
Аркан мне мил, и радуюсь я зною.

Так дорог мне костер, что жжет меня,
Так хороши силков мои плетенья,
Что эта мысль сильней, чем все стремленья!

Для сердца нет прелестнее огня,
Изящных уз желанье рвать не смеет,
Так прочь же, тень! И пусть мой пепел тлеет!

 

 


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2016 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов