|
|
25 декабря 2015 года в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга (ул. Марата, 72) состоялась лекция «Основатель новой астрономии Николай Коперник» из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве». Лекцию и презентацию провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Морозова М.Я..
Известный польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Ренессанса Николай Коперник был выдающейся личностью, о которой известный немецкий ученый Иоганн Кеплер сказал: «Коперник – человек высшего гения и, что в этих (астрономических) вопросах особенно важно, свободного мышления».
Н. Коперник родился 19 февраля 1473 г. в польском городе Торуни, расположенном на Висле. Начальное образование Николай Коперник получил в торуньской школе, а несколько позже был переведен в кафедральную школу во Влоцлавске. В 1491 г. Коперник начал учебу в Кракове на факультете свободных искусств, где прошел курс обучения по арифметике, геометрии и тригонометрии, а так же изучал грамматику, риторику, поэтику. Наряду с этим он хорошо ознакомился с принципами философии Аристотеля. Только после этого общего образования Коперник мог приступить к изучению сложных астрономических проблем. Преподавание астрономии опиралось на геоцентрическую систему мира Птолемея (геоцентрическая система – от др. греческого «Гео» - «Земля») – представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды. За время обучения в Краковском университете он имел полную возможность подробно изучить систему мира Птолемея и составить представление об ее противоречиях. Спустя три года в Болонском университете Н.Коперник изучает церковное право и в 1497 г. заочно избирается каноником Вармийского капитула.
В 1501 году Николай Коперник возвращается во Фромборк, чтобы просить у капитула новый отпуск для продолжения образования, получения ученой степени доктора канонического права и для изучения медицины. Такой отпуск был получен и Коперник снова в Италии, в качестве слушателя Падуанского университета. Проучившись два года в Падуанском университете, весной 1503 года Коперник переехал в Феррару, где 31 мая ему во дворце архиепископа был вручен докторский диплом. Затем он снова возвращается в Падую и в течении двух или трех лет продолжает совершенствоваться в медицине. В 1512 г. после смерти дяди Коперник переехал во Фромборк. Здесь, наряду с исполнением обязанностей каноника он находил время и для астрономических наблюдений, используя для этой цели два самодельных деревянных инструмента.
В 1516 г. астрономические занятия Коперника осложнились назначением его управляющим имениями Вармийской епархии в связи с чем он переселяется в г.Ольштын. В это время обострились отношения между Тевтонским орденом и епархией. В этот трудный для епархии период Коперник показал себя способным администратором, успешно исполняющим разнообразные обязанности. Он организует оборону оставшихся не завоеванными городов епархии, интенсивно разрабатывает и строит различные укрепления и фортификационные сооружения, организует работу по восстановлению хозяйства епархии.
После заключения этого перемирия Коперник освобождается от должности управляющего в Ольштыне и возвращается во Фромборкский собор, где снова занимается проведением астрономических наблюдений и написанием своего основного трактата. В это время (около 1520 г.) он написал знаменитый «Малый комментарий», содержащий в сжатой форме основные предпосылки и результаты, касающиеся гелиоцентрической системы.
24 мая 1543 года Николай Коперник ушел из жизни. Один из величайших ученых и мыслителей был похоронен во Фромборгском соборе без особых почестей. Лишь в 1581 году, т.е. спустя 38 лет после смерти, на стене собора против его могилы была установлена мемориальная доска.
Одной из наиболее важных особенностей эпохи Возрождения было то, что именно в ХV столетии возникло новое естествознание. Для развития промышленности нужна была наука, которая исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы. В становлении новой науки огромную роль сыграло учение Коперника. «Центр Земли не является центром мира, но только центром тяготения и центром лунной орбиты» - утверждает ученый. Коперник, взяв ряд вытекавших из теории Птолемея, но не объяснявшихся ею фактов, пришел к заключению, что для их объяснения следует поместить в центр мира Солнце, а Земле придать вокруг него движение, аналогичное движению других планет. Вторым основным положением для доктрины Коперника является принцип относительности воспринимаемых движений. «Почему не признать, - пишет он, - что небу принадлежит только видимость суточного обращения, действительность же его – самой Земле».
Основываясь на этих двух принципах: философском и кинематическом, Коперник не только дал новую структуру Солнечной системы, но и показал, сколь плодотворной она может быть для решения многих вопросов мироздания, оставшихся загадками в системе Птолемея. С помощью элементарных геометрических построений он с поразительной точностью определил расстояния планет от Солнца, приняв за единицу расстояние Земли от него. Движением Земли вокруг Солнца Коперник легко и просто объяснил смену времен года. Он наделил Землю вращением вокруг оси, показав, что следствием этого является смена дня и ночи и видимое суточное вращение небесного свода.
Сочинение «О вращении небесных сфер» состоит из 6 книг. Основное естественнонаучное значение великого произведения Коперника «О вращениях небесных сфер» состоит в том, что его автор, отказавшись от геоцентрического принципа и приняв гелиоцентрический взгляд на строение Солнечной системы, открыл и познал истину действительного мира.
В Книге Первой он очень красиво и убедительно доказывает, что Земля имеет шарообразную форму, приводя как доводы древних ученых, так и свои собственные, дает полное описание картины гелиоцентрической системы мироздания.
Книга Вторая посвящена различным вопросам сферической астрономии: явлениям, связанным с суточным вращением небесной сферы, преобразованию различных систем астрономических координат небесных светил и т.д.
Книга Третья посвящена детальному изложению разработанной Коперником теории движения Солнца и объяснению явления прецессии земной оси.
Книга Четвертая содержит изложение теории движения Луны, разработанной Коперником, а так же очень убедительно критикует недостатки птолемеевой теории.
Книги Пятая и Шестая содержат теорию Коперника о движении планет (или, как их называли в древние времена, блуждающих светил). При этом в Книге Пятой излагается теория движения планет по долготе, а в Книге Шестой – теория их движения по широте.
Резюмируя все сказанное о содержании трактата Коперника, нужно сказать, что все идеи, изложенные в нем, весьма глубоки и оригинальны и ни одна из них не приведена без тщательного обоснования, а доказательства всех положений убедительны. Все Книги содержат весьма большой объем вычислений, сравнений и сопоставлений, с блеском выполненных Коперником, а так же поражает тот огромный объем знаний, которым владел великий ученый. Поражает так же при чтении трактата широта затрагиваемых и решенных проблем, из которых многие относятся к философским вопросам науки.
Гениальный трактат Коперника и заложенные в нем революционные истины оказали решающее влияние на развитие всего естествознания, а такие фундаментальные науки, как астрономия, математика и механика, стали развиваться быстрыми темпами. В течении столетия после выхода в свет «О вращениях небесных сфер», именно в рамках системы Коперника, немецкий ученый Иоганн Кеплер открыл три знаменитых закона движения планет вокруг Солнца, профессор Падуанского университета Галилео Галилей сформулировал принцип относительности механических движений и с помощью основного астрономического инструмента - телескопа - открыл многие невидимые до того времени небесные тела (прежде всего спутники планет); Джордано Бруно провозгласил идею о бесконечном числе обитаемых миров.
Логическим завершением усилий Коперника стало бессмертное творение Исаака Ньютона «Математические основы естествознания», которое содержит один из универсальных законов природы - закон всемирного тяготения, на основе которого по наблюдаемым возмущениям в движении Урана была открыта новая планета – Нептун.
В настоящее время, учение Коперника имеет не чисто академический интерес. Запуская космические ракеты, осуществляя полеты космонавтов, приходится учитывать собственное вращение нашей планеты и ее орбитальное движение вокруг Солнца. Современная картина мира сформировалась в результате длительного исторического развития науки. Причем наиболее трудным здесь, как и всюду, был именно первый шаг – шаг, сделанный Коперником. Вот почему все последующие достижения человечества не заслоняют и не умаляют, а лишь подчеркивают величие сделанного Коперником первого, решающего шага на трудном пути к истине.
Лекция сопровождалась видео-презентацией.
|