Новости отделения

27.11.2015

Лекторий Санкт-Петербургского отделения МЦР в библиотеке Истории и культуры Петербурга. Цикл лекций на тему: «Идеи космизма в философии, науке и искусстве». Третья лекция: «Джованни Пико делла Мирандола. Искатель синтеза эпохи Возрождения»







27 ноября 2015 года в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга состоялась третья лекция из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве» лектория Санкт-Петербургского отделения МЦР. С лекцией «Джованни Пико делла Мирандола. Искатель синтеза эпохи Возрождения» выступила Е.Ю.Томша, руководитель научного направления Санкт-Петербургского отделения МЦР.

Джованни Пико делла Мирандола – один из ярчайших мыслителей эпохи Возрождения, еще при жизни поражавший современников своей гениальностью и ученостью: он обладал феноменальной памятью, знал множество новых и древних языков (в различных источниках их число варьируется от 22 до 30), в своих трудах демонстрировал виртуозное владение словом, искусством аргументации и глубочайшие знания многочисленных философских трудов – античности, раннего христианства, арабских и еврейских эзотерических учений. Он привлекал внимание историков своей необычной судьбой и выдающимися личными качествами. Он поражает смелостью своих взглядов и поступков. И, тем не менее, имя его почти не известно широкому кругу читателей, интересующихся философией и историей.

Лектор познакомила слушателей с биографией Джованни Пико, ее рассказ сопровождал видеоряд, демонстрирующий портреты философа, написанные в различные времена, гравюры, фрески, картины знаменитых мастеров, фотографии местностей, связанных с его жизнью.

Жизнь Джованни Пико делла Мирандола была яркой и краткой – он прожил всего 31 год. Принадлежал старинному знатному итальянскому роду. Родился в Ферраре, недалеко от Флоренции, 24 февраля 1463 года в семье Франческо I, лорда Мирандолы, графа Конкордии, и его жены Джулии, дочери Фельтрино Боярдо, графа ди Скандьяно. Мать Пико была сестрой поэта Маттэо Боярда, автора знаменитой рыцарской поэмы «Влюбленный Роланд». С детства Джованни поражал своими способностями к учебе, легко освоил латынь и греческий. С 14 лет обучался в университетах Болоньи и в Ферраре, затем слушал лекции в Падуанском и Парижском университетах. Изучал каноническое право, древнюю словесность, богословие и философию, а также древние языки; особый интерес вызывали у него труды арабских и еврейских философов и астрономов, учение Каббалы – знания, открытые ему падуанским аверроистом Элиа дель Медиго.

Увлеченный поиском истины в сокровенных учениях разных времен и народов, Пико приходит к созданию собственной философской системы, и, в возрасте 23 года, он выступает с предложением собрать философский диспут в Риме, в котором могут принять участие все желающие, дабы обсудить опубликованные им 900 тезисов, касающихся всех без исключения областей знания и претендующих на обобщение важнейших религиозных, философских и естественнонаучных идей своего времени. Диспут должен был открыться речью, которая позже была названа «Речью о достоинстве человека».

Содержание «Речи» стало ярчайшим выражением возрожденческого антропоцентризма, гимном человеку и программой к действию для гуманистов, последователей взглядов Пико. Философ предложил совершенно новый взгляд на природу человека и его место и значение в мироздании: «Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные». В соответствии с взглядами Пико, человек ставится Богом в центре мира и Всевышний дает ему свободу самоопределения. Эта свобода становится и величайшей ответственностью: по своей воле человек может «подняться до звезд и ангелов», может опуститься и до звериного состояния. Именно в этом видит Пико прославляемое им «высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет».

900 тезисов являются выдающимся событием в истории развития человеческой мысли еще и как попытка объединения философских взглядов различных направлений. В своей «Речи» Пико делла Мирандола писал: «Я желал широкого обсуждения взглядов не одной, как некоторым хотелось бы, но многих школ, чтобы благодаря дискуссии по различным вопросам и сопоставлению разных школ яснее засиял свет истины».

Джованни Пико утверждал, что «истина является по своей природе универсальной, а следовательно, все мыслители, принадлежащие к различным философским и религиозным направлениям, способствуют ее открытию, поскольку ни одна школа не может претендовать на монопольное обладание ею». Основная суть «Речи о достоинстве человека» состоит в том, что «мудрость, совечная Творцу, свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, подходящую обстоятельствам». Поистине удивительно! Эту идею мы находим в Учении Живой Этики – философии космической реальности, данной человечеству в ХХ веке: "Все высшие Учения имеют в основе своей тот же Источник и не будут уничтожать то, что служит пищею духовною." (Мир Огненный, ч.3, 387). И сейчас, в веке ХХI, человечество все еще раздираемо религиозными конфликтами и попытками доказать, чье учение является истинным. А двадцатитрехлетний мыслитель в ХV веке не только утверждал эту идею, но и готов был доказать, что Моисей, Орфей, Зороастр, Пифагор, Иисус, Магомет и прочие великие духовные учителя человечества испокон веков провозглашали одну и ту же доктрину, расходящуюся лишь в отдельных частных деталях. Разные мыслители, школы, традиции, обычно рассматриваемые как взаимоисключающие, оказываются у Пико взаимосвязанными, обнаруживают глубокое внутреннее сходство.

Диспут не состоялся: Папа Иннокентий VIII, смущенный возрастом и смелостью рассуждений Джованни Пико, заподозрил ересь и назначил специальную комиссию для изучения «900 тезисов». Тринадцать из них были признаны еретическими, попытки Пико оправдаться только усугубили положение. Спасаясь от преследования, он пытался бежать, но был остановлен по дороге в Париж, и заключен в одной из башен Венсенского замка. Избежать страшной участи Пико помогло заступничество ряда итальянских государей, особенно могущественного Лоренцо Медичи. Юноша был отпущен, с разрешением поселиться неподалеку от Флоренции. Обвинения в ереси были сняты с Пико лишь в 1492 году, за два года до его смерти.

Во Флоренции Пико дела Мирандола сближается с представителями Платоновской академии, возглавляемой философом и автором многочисленных переводов трудов Платона и его последователей, Марсилио Фичино.

Платоновской академии в Кареджи, как значимому явлению итальянского Возрождения, лектор уделила особое внимание в ходе повествования о судьбе Пико. Основанная в 1462 году Марсилио Фичино на деньги мецената Козимо Медичи, Платоновская академия представляла собой свободное объединение итальянских литераторов и философов гуманистического направления. Это было вольное сообщество людей, самых разных сословий и профессий, влюбленных в Платона и в неоплатонизм. В работе А.Ф.Лосева, посвященной Академии, мы находим прекрасную подборку цитат различных авторов, посвященных стилю жизни и ценностям ее обитателей: "...необходимо признать, что нигде и никогда условия для такого возрождения еще не встречались. (…) Будучи местом, куда стекались наиболее драгоценные рукописи и где встречались знаменитейшие эрудиты, она стала, помимо того, художественной мастерской, в которую каждый вносил свой талант»; "Одно и то же горячее желание нравственного совершенствования, общее стремление к благу, одинаковая потребность освобождения от страстей и подъема духа воодушевляют этих христиан, тем более искренних, что большая часть из них дошла до христианства путем обращения»; «Они живут в высшей сфере. (…) Они узнают друг друга по тем трем ясным знакам – возвышенная душа, религия и духовное красноречие, – которые отличают истинного платоника».
Французский искусствовед, историк Ренессанса Андре Шастель так писал о значении Платоновской академии во Флоренции: «…в этом новом интеллектуальном климате были выработаны и иногда развернуты идеи, которые издавна считались основными идеями эпохи, – представление о человеке как о центре мира, об органическом космосе, открытие античности как завершенной цивилизации. Это были точки зрения, способные в корне изменить экономию знания и традиции культуры; и постепенно акцент ее был перенесен на метафизическую ценность Красоты, достоинство поэта и художника, "музыкальный" закон Вселенной, таинственную функцию любви, интерес к символам и даже чувство трудной судьбы исключительной души.»

А сам Алексей Федорович Лосев, завершая свое исследование, писал следующее: «Флорентийский неоплатонизм – это прежде всего определенного типа жизнь, какое-то своеобразное братство людей, у которых было общее все, включая мелочи жизни, включая все занятия и решительно всю обстановку жизни».

С флорентийской Платоновской академией связаны последние годы жизни Джованни Пико. Это период его наибольшей зрелости, когда были написаны его основные трактаты. Он вошел в Академию не учеником, но признанным философом, внесшим в духовное пространство неоплатонизма идеи Каббалы, мечтающим «примирить» взгляды Платона и Аристотеля, стремящимся к синтезу неоплатонических и ортодоксальных христианских воззрений, философии и религии. Помимо знаменитых «900 тезисов» и «Речи о достоинстве человека», Пико написал «Комментарий к «Канцоне о любви» Джироламо Бенивьени, трактаты «О Едином и Сущем», «Гептапл» и «Рассуждения против божественной астрологии». В «Комментарии» раскрыты воззрения Пико на Красоту и Любовь, и вот что пишет об этом Э.Моннерьян: «Несомненно, в своей философии красоты Пико отвечал глубочайшей потребности лучших людей своего времени. Он философски продумал и сформулировал то, что было внутренним убеждением великих Художников Возрождения, а именно Леонардо, Микеланджело и Дюрера, одновременно основой и идеалом их художественного творчества…».

«Гептапл», написанный в 1489 году, представляет собой толкование семи дней творения, как они описаны в книге Бытия, сделанное с помощью Каббалы и пифагорейской теории чисел, и отражает космологические воззрения Пико. Трактат «Рассуждения против божественной астрологии», написанный в 1494 году, в последний год жизни философа, представляет собой огромный интерес для историков науки, поскольку они видят в нем критику «ложных наук» и начало натурфилософии. Пико возражал против детерминизма человеческой жизни воле далеких звезд, и отстаивал свободу человеческой воли. Важнейшей задачей познания Пико дела Мирандола считал изучение действительных природных закономерностей. Он выдвинул идею о математической структуре природы и природных законов, разъясняя, что речь идет не о «математике торговцев» и не о «суеверной математике» астрологов и некромантов. Он утверждал, что Бог, создавая мир, имел перед собой геометрию, алгебру, арифметику и другие математические науки, и поэтому окружающий мир построен по математическим законам. Идеи Пико дела Мирандола оказали серьезное влияние на ряд выдающихся мыслителей, таких как Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Иоганн Кеплер и другие. Также, историки, исследователи биографии Пико, указывают, что «Джованни Пико делла Мирандола был одним из первых, кто принес каббалистическое знание в Гуманистическую республику ученых, центром которой сделалась Платоновская Академия во Флоренции». В дальнейшем, вплоть до конца XVIII века, изучению каббалы уделяется особое внимание в обществе высокообразованных людей, среди которых находились великие мыслители-гуманисты, философы, ученые и христианские богословы. Из их числа можно выделить таких ярких представителей западной интеллектуальной элиты, как Парацельс, Джордано Бруно, Томмазо Компанелла, Мишель Монтень, Джон Мильтон, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Исаак Ньютон, Иоганн Вольфганг Гете, Уильям Блейк, Френсис Бекон, Спиноза, Беркли, Шеллинг и целый ряд других выдающихся мыслителей Европы.

Незадолго до смерти, Джованни Пико, вместе со своим другом, также участником флорентийской Платоновской академии, Анджелло Полициано, принимает монашество и становится членом доминиканского ордена. Это происходит под влиянием Джироламо Савонаролы, пламенного проповедника, знаменитого своей набожностью и аскетизмом.

Джованни Пико скончался 17 ноября 1494 года, во Флоренции, и был похоронен в доминиканском монастыре, настоятелем которого был Савонарола. После его безвременной кончины ходили упорные слухи о том, что он был отравлен. Проведенные недавно в Италии эксгумация и экспертиза подтвердили эту версию: Пико и его друг Полициано были отравлены мышьяком.

За 31 год своей жизни он прошел путь от красавца-аристократа, обладателя титула и значительного состояния, героя романтической истории с похищением возлюбленной и погоней, философа, смело бросающего в свои 23 года вызов всему миру, к мудрецу, переводчику и проводнику древних сокровенных знаний, а затем и к монаху, аскету, сжегшему все свои ранние стихи, посвященные любви, раздавшему имения бедным и мечтающему босиком и в рясе обходить города и замки, проповедую слово Христово. Собранная им библиотека (он тратил огромные суммы на приобретение книг, а за переводы с арабского щедро расплачивался арабскими скакунами) считалась одной из лучших. Его яркая, неординарная личность, с детства проявлявшаяся одаренность, универсальная ученость, смелость мысли, полная приключений биография, загадочная смерть – волновали его современников, и вызывали интерес историков.

"Мы жили в славе, – писал Пико делла Мирандола Ермолао Барбаро, – и мы будем в ней жить и в будущем, но не в школах грамматиков и педагогов, а в собраниях философов, в собраниях мудрых…»

 

 


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2016 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов