|
|
23 октября 2015 г. в библиотеке Истории и культуры Петербурга состоялась лекция «Свет миру несущий. Леонардо да Винчи», посвященная одному из ярчайших гениев эпохи Возрождения. Доклад лектора, искусствоведа М.В.Царевой, сопровождался презентацией, отражающей все богатство оставленного Мастером художественного и научного наследия.
На протяжении веков творческая индивидуальность Леонардо да Винчи остается в памяти человечества и является символом универсального художества и научного знания, поражая нас силой искусства, мощью своего гения, величием своего духа. С именем Леонардо соединилось представление о человеке, который искал новые пути для совершенствования знаний, чтобы помочь современному человечеству раскрыть для себя силы Природы и творчески преломить их в своей жизнедеятельности.
Подлинная оценка творчества и жизненного пути Леонардо да Винчи дана на страницах писем и трудов семьи Рерихов. «История запечатлела многообразные достижения Леонардо да Винчи во всех сферах жизни, – писал в своей статье «Кредо» Н.К.Рерих. - Он оставил удивительные математические записи, он исследовал природу полета, он проводил медицинские изыскания, и он был выдающимся анатомом. Он изобретал музыкальные инструменты, изучал химию красок, он любил чудеса естественной истории. Он украшал города великолепными зданиями, дворцами, школами, библиотеками; он построил огромные военные казармы, создал один из лучших портов Адриатики и спроектировал и построил великий водный путь; он основал могущественные форты, проектировал военные машины, набрасывал военные проекты... Велика была его многосторонность. Но после всех замечательных достижений он остался в памяти мира как художник – как великий художник. Разве это не истинная победа Искусства?».
С.Н.Рерих считал Леонардо да Винчи художником-провидцем, который в своем служении искусству творил «в созвучии с Высшим Сознанием, разлитым по бескрайним просторам Вселенной», становясь проводником этих Высших сил. Считая Красоту великой движущей силой жизни, наблюдая в царстве Природы стремление к совершенству, Леонардо умел проникнуть, по замечанию С.Рериха, в «великую ведущую внутреннюю силу жизни, утверждающую себя через мириады форм своих проявлений».
Грандиозно художественное и научное наследие Леонардо да Винчи, переданное им человечеству. Гений Леонардо состоит в том, что он сделал искусство, и прежде всего искусство художественное, методом и инструментом познания окружающего мира. Все его картины – это итог размышлений и авторских экспериментов. Вершиной его творческого гения явилась картина «Мона Лиза», уникальный шедевр, отразивший совершенное воплощение и удивительное благородство великого духа художника, служащий вдохновением для тысяч и тысяч людей на протяжении веков. «Его поиски Прекрасного, столь изумительно кристаллизованные в его «Тайной Вечере», «Моне Лизе», «Мадонне в скалах», «Мадонне и Св. Анне», обнаруживают в нем подлинного мастера - подражателя Природе», - писал С.Н.Рерих.
Наследие Леонардо да Винчи включает около пятнадцати картин, о которых точно известно, что они принадлежат его кисти, огромное множество рисунков, эскизов и записей, теоретические трактаты, начиная с «Трактата о живописи», инженерного дела и заканчивая орнитологией.
Созданный Леонардо «Трактат о живописи» исследователи назвали «самым грандиозным документом во всей истории искусств». Впервые в мире был создан уникальный научно изложенный материал по живописному мастерству. «У художника две цели, – наставлял Мастер, - человек и проявление его души… Живопись - королева наук, она не только дает знание, но и «передает его всем поколениям во всем мире».
Титаническая работа, проделанная Леонардо да Винчи в области анатомии, позволила ему создать стройное учение о природе света, зрении и перспективе. Он сделал около 800 анатомических рисунков, стал создателем эмбриологии, описал работу сердца и первым в истории медицины зафиксировал положение шишковидной железы.
Настоящим памятником того, что представляет собой Леонардо да Винчи как художник, мыслитель и ученый, как изобретатель и инженер являются его записи, своеобразные «листы дневника», которые он вел на протяжении всей своей жизни. Шестнадцать тысяч этих записей содержат настоящий синтез научной и художественной мысли: огромное количество набросков, рисунков и эскизов, неисчерпаемый запас научных идей и технических замыслов, блестящий список литературных произведений, наставлений и философских мыслей.
«Его открытия могли бы на несколько веков сократить путь познания, изменили бы судьбы человечества и повели бы его новыми путями», - писал Д.Мережковский о Леонардо да Винчи. «Он был подобен человеку, проснувшемуся слишком рано, когда все еще спят. Одинокий среди ближних, писал он свои дневники для дальнего брата».
Великий Мастер сравнивал художника, создателя Красоты, с Богом. «Про¬должая то, что начал Бог, — писал он в своих наставлениях, — стремись умножить не дела рук человеческих, но вечные создания Бога. Никому никогда не подражай. Пусть будет каждое твое про¬изведение как бы новым явлением природы». Таков завет Леонардо всему творящему человечеству.
Л.В.Шапошникова, писатель и исследователь творчества Н.К. Рериха, пишет в своем уникальном труде «Свет и тернии Космического пути планеты Земля»: «Космическая эволюция не только формирует новое мышление и сознание, но и выдвигает на первый план личности, чье творчество получает поистине планетарное звучание, поскольку в нем уже сложился синтез, необходимый для продвижения человеческого сознания...Влияние таких личностей на культуру и цивилизацию огромно, их значение долговременно».
Таким творцом, выполняющим задачу по формированию нового человеческого сознания, устремленного в будущее, был Великий Мастер Леонардо да Винчи.
В книге Абрамова «Грани Агни-Йоги» сказано: «Выполнители задания Великого Плана есть исполнители Космической Воли… и исполняющие ее становятся членами Вселенского Братства. Часто не знают друг друга они и проходят всю жизнь в одиночестве полном, преследуемые, непонимаемые и несущие на своих плечах бремя несовершенств человеческих. Сократ, Кампанелла, Леонардо да Винчи. Много их было, Свет миру несущих. Признание все получили, но пострадав, и обычно лишь после смерти. Прозревая в действительность огненную, жили лишь ею и знали пути непреложности жизни».
|