Новости отделения

28.10.2015

Лекция «Е.П.Блаватская. Путь к познанию» в рамках выставки «Русский Сфинкс» в Библиотеке №2 Кировского района, Санкт-Петербург







28 октября 2015 г. в рамках экспонируемой выставки «Русский Сфинкс» в библиотеке №2 Кировского района (г.Санкт-Петербург) состоялась лекция «Е.П.Блаватская. Путь к познанию». Выставка «Русский Сфинкс» подготовлена Санкт-Петербургским отделением Международного Центра Рерихов. Лекцию с видео-презентацией провела сотрудник СПб отделения МЦР Е.Е.Корчемкина.

Е.П.Блаватская – русский мыслитель, философ, писательница, создатель Теософского общества – родилась в Екатеринославле, Российская империя (ныне – Днепропетровске, Украина). Елена Петровна была воспитана в лучших традициях русского дворянства, в числе ее родных - именитые люди России. Необычайно талантливая натура, сильный и дерзкий характер сочетались в ней с необыкновенным милосердием и состраданием к людям. Как предвидела ее мать, Елена Андреевна Ган, Елене Петровне пришлось много страдать в жизни. Надежда Андреевна Фадеева, тетя Елены Петровны, вспоминала, что «необыкновенное богатство ее умственных способностей, тонкость и быстрота ее мысли, <…> необыкновенно развитый ум, соединенный с характером рыцарским, прямым, энергичным и открытым – вот что поднимало ее так высоко над уровнем обыкновенного человеческого общества и не могло не привлекать к ней общего внимания, следовательно, и зависти, и вражды всех, кто в своем ничтожестве не выносил блеска и даров этой поистине удивительной натуры».

Е.П.Блаватская основные свои труды написала на английском языке: «Тайная Доктрина», «Ключ к теософии» и др. На русском языке она писала записки путешественника для русских журналов, описывая места, племена, народы и их обычаи – все, что могло заинтересовать русского читателя того времени. Наряду с этнографическими и географическими описаниями в своих книгах она часто вела полемику с догматами современной ей науки и спиритизмом, отстаивая истину первоисточника – мудрости Востока.

Для распространения идей теософии – Божественной Мудрости – в 1875 г. вместе с полковником британской армии Г.Олькоттом Е.П.Блаватская основывает Теософское общество, целью которого становится «изучение арийских и других писаний, мировых религий и научных направлений», а также необходимость «образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания». Теософское общество развивает свою работу, и вскоре появляются три главных штаб-квартиры Общества: в США, Индии и Великобритании. Деятельность Теософского Общества принимает широкий характер по всему миру и привлекает как сторонников, так и противников. Противники разворачивают клеветнические кампании, обвиняют Е.П.Блаватскую и ее соратников в шарлатанстве и мошенничестве.

Елена Петровна напишет в «Тайной Доктрине»: «Ни одна великая истина никогда не была принята apriori, и обычно проходило столетие или два, прежде чем проблески ее начинали вспыхивать в человеческом сознании, как возможная правда…».

Великие истины, открытые миру в трудах Елены Петровны Блаватской, оказали огромное влияние на философию, искусство, литературу, музыку последующих времен. Елена Петровна явилась провозвестницей Новой Эпохи, заложившей основы нового космического мышления. Ее научные предвидения, во множестве разбросанные на страницах ее трудов, уже в XIX, а затем и в ХХ веках стали находить подтверждения в научных экспериментах и открытиях.

Л.В.Шапошникова, академик РАЕН и РАКЦ, отмечала: «… «Тайная Доктрина» Блаватской содержит ряд научных предвидений. Еще в конце XIX века в ней сообщалось о грядущем расщеплении атома и появлении в связи с этим атомной энергии. В 50-е и 60-е годы ХХ века возник огромный спрос на эту книгу среди физиков многих стран…. Полагаю, что с развитием нашей фундаментальной науки эти сообщения постепенно будут превращаться в открытия, подтвержденные экспериментальными исследованиями».

Е.П.Блаватская стояла у истоков русского космизма, именно она дала мощный импульс развитию нового космического мышления, поскольку сама являлась ярчайшим примером космического мышления, характерной особенностью которого является синтез научного, философского и религиозного опыта человечества и достижений искусства.

8 мая 1891 г. Е.П.Блаватская ушла из жизни. В ящике ее письменного стола обнаружили записку, в которой она писала: «Есть путь крутой и тернистый, полный всевозможных опасностей, но все же путь; и ведет он к сердцу Вселенной. Я могу рассказать, как найти Тех, кто покажет вам тайный ход, ведущий только вовнутрь… Того, кто неустанно пробивается вперед, ждет награда несказуемая: сила даровать человечеству благословение и спасение. Того же, кто терпит неудачу, ждут другие жизни, в которых может прийти успех...».

Н.К.Рерих в 1925 г. подарил свою картину «Вестник» Теософскому обществу в Адьяре как напоминание о той роли, которую сыграла Е.П.Блаватская для развития теософии. Е.И.Рерих считала, что на Родине будет Институт имени Е.П.Блаватской. Перед современным обществом стоит невыполненная задача: вернуть имя великой соотечественницы в контекст национальной науки, культуры и общественной мысли. Творчество и труды Е.П.Блаватской еще ждут своих исследователей.

В конце лекции Е.Е.Корчемкина ответила на вопросы слушателей.

 


Возврат к списку

Архив новостей: 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов