|
|
2 октября 2015 г. в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга первой лекцией «Пир познания Данте Алигьери» начал свою работу Лекторий Санкт-Петербургского отделения МЦР на тему: «Космизм в философии, науке и искусстве».
Более 700 лет великий флорентиец эпохи Средневековья приковывает внимание человечества. Его творчество современно, живо и полно еще нераскрытыми загадками. Н.К.Рерих писал, что такие «гиганты…, как Гомер, Шекспир, Данте – создатели, выразители эпохи, в них собрался дух времени! Они сделались сверхличностью, ибо олицетворили самое благородное нахождение эпохи».
На сломе эпох, в кульминационные моменты эволюционных импульсов рождаются исключительные личности, которым удается синтезировать достижения уходящей эпохи и создать импульс для развития новой исторической эпохи – следующего этапа в эволюции человечества. Именно таким личностям удается освободить, по словам Н.А.Бердяева, «творящий человеческий дух из недр природной необходимости, из этой природной зависимости и порабощенности низшими стихийными началами».
Данте Алигьери - поэт, философ, мыслитель переходной эпохи, в недрах которой формировались предпосылки для будущего нового этапа истории человечества. С одной стороны – рост могущества городов, основ будущих государственных образований, формирование структур власти и в связи с этим борьба между светской и церковной властью, система Птолемея, согласно которой Земля – центр вселенной; с другой стороны – накопление знаний об окружающем мире, накопление и развитие основ будущей культуры: расцвет народных ремесел, формирование народного музыкального искусства, усиление влияния народных диалектов, которые впоследствии становятся основами для языков формирующихся народов. Известные жесткие церковные рамки эпохи не в силах сдержать буйный рост творчества мысли, выразителями которой становятся гениальные культурные герои Европы XII –XIII веков, среди которых Данте Алигьери в Италии.
Сонеты, посвященные возлюбленной – Беатриче, автобиографическая повесть «Новая жизнь», философские трактаты «Пир», «О народном красноречии», «О Монархии» и великая поэма «Божественная Комедия» - труды Данте Алигьери. В сонетах читатель наблюдает историю развития любовного чувства, которое из поклонения прекрасной даме перерастает в благословение Божественной Любви. В философских трактатах автор дает своеобразную программу защиты народного языка, обоснование преобладания светской императорской власти (при непременной ее духовной основе) над церковной и формулирует основы «человеческого голода» - присущего каждому человеку устремления к знанию. Данте напоминает, что «каждое творение, движимое предначертанием своей первоначальной природы, имеет склонность к собственному совершенству» и считает, что «познание есть высшее совершенство нашей души». К этому пиру познания и приглашает Данте читателя.
Смыслы творчества Данте еще до конца не раскрыты. «Будущее дантовского комментария принадлежит естественным наукам, когда они для этого достаточно изощрятся и разовьют свое образное мышленье», считает О.Мандельштам. («Разговор о Данте»). В «Божественной Комедии» Данте переосмысливает христианскую догматику, создает особую структуру Ада и Рая и по собственному уразумению определяет и степень греховности, и пребывание людских душ в тех или иных кругах Ада, Чистилища и Рая. Описывая более высокие сферы Небесного Рая, Данте объясняет создание мира творчеством «Невыразимой Причины» и мастерством Художника-Творца.
Данте считает, что те немногие люди, которым удается в силу их духовного совершенства познавать мир, должны из сострадания делиться своими достижениями с теми несчастными, которые не в состоянии прикоснуться к высшим дарам знания. Себя Данте относит к тем, кто, как он пишет в трактате «Пир», собирает у ног сидящих за пиром познания лишь малую часть того, что они роняют: «Я же не восседаю за благодатной трапезой, но, бежав от корма, уготованного черни, собираю у ног сидящих толику того, что они роняют. Я знаю о жалком существовании тех, кого я оставил за собою; вкусив сладость собранного долгими моими трудами, я проникся состраданием к этим несчастным и, памятуя об оставленных, приберег для них некогда обнаруженное их взорами и возбудившее в их душах большое желание».
Данте подробно описывает правила и качества, необходимые человеку для совершенствования его души, применяя самые различные иносказательные приемы, неоднократно замечая, что его повествование имеет не только внутренний и внешний смыслы, но еще и над-смысл, содержащий духовную основу. Именно такое вдумчивое чтение и предлагает автор «Божественной Комедии» читателю, приглашая его на пир познания свойств и качеств человеческого духа:
«Не для того на свет мы рождены,
Чтоб жалкое влачить существованье,
Но до конца за истиной должны
Стремиться мы к добру и свету знанья!» |
Величие и заслуга Данте не только в том, что в поэме «Божественная Комедия» он систематизировал и описал структуру мироздания согласно существовавшим представлениям об устройстве мира, но и в том, что он последовательно описал свойства и качества человека, с которыми ему необходимо бороться, и те ступени восхождения, которые человек должен стараться пройти, чтобы продвигаться по пути совершенствования своего духа. Более того, Данте сумел через символику повествования дать богатые внутренние смыслы показанных им событий, имен и понятий, тем самым Данте показал пути совершенствования человека, утвердил бессмертие его духа и победил смерть.
Данте – герой-поэт. Так называет творческую личность Л.В.Шапошникова в своей последней книге «Свет и тернии Космического пути планеты Земля». И действительно, необходимо было обладать героизмом и совершить творческий подвиг, чтобы во времена инквизиции, насилия, убийств, в изгнании и скитаниях вдали от родного города, принести людям знания, которые помогли бы им осознать свой путь и указали бы им ступени движения к совершенству. Подвиг – в творческом осмыслении той культуры, которая накопилась к этому моменту в обществе, и в умении подать эти знания в форме, которую каждый может понять в силу развития собственного сознания, ума и души.
Творческая личность, герой-поэт, это, как пишет Л.В.Шапошникова, та «искра духа, которая своей энергией и своей частотой вибрации создаст разницу потенциалов двух основных противоположений, необходимую для работы энергии восхождения». Данте Алигьери своим творчеством способствовал устремлению человечества к Новой Культуре, к новому эволюционному витку.
Лекцию с видео-презентацией и музыкальными фрагментами эпохи Средневековья представила слушателям лектория сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Е.Е.Корчемкина.
|