|
|
Международный Центр Рерихов сообщает, что художественный руководитель и главный дирижёр Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской Государственной филармонии имени Шостаковича Юрий Хатуевич Темирканов оказал нам честь войти в состав Совета Попечителей общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов, за что мы выражаем ему сердечную благодарность.
Юрий Хатуевич Темирканов за годы своей артистической деятельности снискал высочайший творческий авторитет и признание как в России, так и далеко за ее пределами. Многочисленные восторженные отклики прессы, почетные награды и звания, которыми он отмечен на родине, в европейских странах, а также в США, свидетельствуют о том, сколь значительна его роль в современном музыкальном процессе.
Он родился 10 декабря 1938 года в с. Зарагеж Урванского района КБ АССР. Его отец, Хату Сагидович, возглавлял Комитет по делам искусств Кабардино-Балкарии. Когда началась Великая Отечественная война, в Нальчик была эвакуирована из Москвы группа мастеров искусств. Среди них находились С.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский, Ю.А. Шапорин, В.И. Немирович-Данченко, О.Л. Книппер-Чехова, И.М. Москвин, И.Э. Грабарь. Хату Сагидович отвечал за их устройство. Он делал все, чтобы в трудных военных условиях не прерывалась творческая деятельность замечательных художников. По его инициативе Прокофьев и Мясковский обратились к использованию фольклора кавказских народов и создали произведения, составившие фундамент камерного и симфонического творчества Кабардино-Балкарии. В своих мемуарах, написанных много лет спустя, Прокофьев с глубоким уважением вспоминал об этом «замечательном человеке», «человеке широких взглядов».
Поглощенный работой над одним из величайших своих созданий, оперой «Война и мир», Прокофьев несколько раз навещал дом Темирканова. Мог ли Прокофьев тогда предполагать, что младший сын кавказского министра станет впоследствии одним из лучших интерпретаторов его оперы, что судьба определит ему быть главным дирижером театра имени С.М. Кирова, того театра, который сам Сергей Сергеевич посещал с детства и где много позже, незадолго перед началом войны, состоялась премьера его балета «Ромео и Джульетта».
Через несколько месяцев военные действия развернулись и на территории Кабардино-Балкарии. Москвичи были увезены дальше, на восток, а Х.С. Темирканов получил партийное задание остаться в тылу врага для подпольной работы. Комиссар партизанского отряда, он мужественно сражался с врагом, но был выдан предателем и казнен фашистами. Ему исполнился тогда лишь 31 год.
Мать Юрия Темирканова, Блина Питуевна, вырастила четверых детей, сумев дать всем отличное образование.
В город на Неве Юрий Темирканов приехал еще мальчиком, поступив в знаменитую школу-десятилетку при Консерватории. С тех пор этот город стал его судьбой. Здесь происходило его профессиональное становление, здесь достиг он вершин мастерства, здесь его самые преданные и, в то же время, самые требовательные и чуткие слушатели. Окончив оркестровый факультет Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова по классу альта, он затем обрел свое истинное призвание – дирижирование, и в лице легендарного профессора Ленинградской консерватории И.А. Мусина нашел опытного и чуткого наставника. В год окончания класса оперно-симфонического дирижирования (1966) он стал победителем II Всесоюзного конкурса дирижеров. Этот успех положил начало большой артистической карьере Юрия Темирканова, открыв ему путь на лучшие концертные эстрады мира.
Дебютировал молодой музыкант в Ленинградском Малом театре оперы и балета в спектакле «Травиата» Дж. Верди. Среди других наиболее значимых в те годы дирижерских работ – «Любовный напиток» Г. Доницетти (1968), «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (1972).
Еще будучи аспирантом Консерватории, в 1968 году Юрий Темирканов был назначен главным дирижером и художественным руководителем Симфонического оркестра Ленинградской филармонии. За восемь лет работы Юрий Темирканов вывел коллектив на международную сцену. То были годы становления и расцвета таланта молодого дирижера, формирования его репертуара и самобытного исполнительского стиля. Сразу стало ясно – в оркестр пришел подлинный творческий лидер, способный увлечь, заставить поверить в себя, и, в то же время, требовательный и бескомпромиссный.
Следующий яркий этап творческой биографии Юрия Темирканова – его работа в знаменитом Театре оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинском), которым он руководил в течение 12 лет (1976-1988). «Темиркановский» период – один из самых ярких в жизни прославленного театра. Маэстро зарекомендовал себя как подлинно театральный дирижер, удивительно тонко ощущающий музыкальную драматургию и выстраивающий музыкально-театральное действо с размахом и психологической точностью. Смелым новаторством были отмечены введенные Темиркановым в репертуар театра опера Прокофьева «Война и мир» и премьерные постановки «Мертвых душ» Р. Щедрина, опер «Петр Первый» и «Маяковский начинается» А. Петрова. Стремление к единству видимого и слышимого заставило его самого осуществить в качестве режиссера и музыкального руководителя постановки самых любимых своих опер – «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» Чайковского. И критика, и публика признавали удивительную естественность, органичность и музыкальность этих спектаклей, ставших важнейшими вехами в истории российского оперного театра.
И все же подлинная стихия Юрия Темирканова – концертное исполнительство, предоставляющее ему полную свободу творческого самовыражения, независимость в формировании репертуара. Именно Темирканов впервые ввел в практику регулярные симфонические концерты оркестра Кировского театра. Одновременно дирижер сотрудничает с самыми известными оркестрами Европы и Америки – Бостонским, Филадельфийским, Чикагским, Кливлендским, Нью-Йоркским, дрезденскими Штаатскапеллой и Филармонией, оркестрами Вены, Парижа, Берлина, Рима и многими другими. Из многочисленных рецензий стоит выделить ключевую фразу: на западе Юрия Темирканова называют «самым русским дирижером современности».
1988 год – новая веха в биографии великого дирижера: Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской академической филармонии единодушно избрал его своим главным дирижером. А с 1995 года Юрий Темирканов является также художественным руководителем Филармонии. Влияние могучей талантливейшей личности на старейший прославленный оркестр России огромно, под его управлением коллектив упрочил свое профессиональное мастерство и обрел новые свойства, позволяющие ему быть идеальным инструментом для реализации творческих идей дирижера. Присущие Юрию Темирканову эмоциональная увлеченность, свободная фантазийность в сочетании со строгим архитектоническим чутьем, взрывной темперамент и логическая выстроенность композиций – все это ныне и отличительные особенности «темиркановского» оркестра. Все новые программы, прежде чем представить их на суд мировой музыкальной общественности, дирижер сначала оттачивает дома, дабы петербургская публика могла первой оценить достигнутый результат. Программы последних лет, сочетающие сочинения разных стилей и эпох, демонстрируют широкий спектр творческих устремлений музыканта. Однако центральное место в творчестве Юрия Темирканова всегда отводилось отечественной музыке XIX-XX веков, прежде всего, сочинениям Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева, Стравинского.
Именно этот репертуар – «визитная карточка» петербургского оркестра и его дирижера, именно он неизменно вызывает восторг зарубежной публики и критики.
С начала творческого содружества Юрия Темирканова и Заслуженного коллектива России прошло почти четверть века. Только за последнее время под управлением дирижера оркестр – первым из отечественных – открыл концертный сезон нью-йоркского Карнеги-холла (2005) и возобновил гастрольную деятельность в России выступлениями в Москве и городах Сибири (2006-2007). За последние два года Юрий Темирканов и его коллектив наряду с визитами в Великобританию, Германию, Италию, Францию, Испанию, Японию, США дали благотворительный концерт в память событий Великой Отечественной войны в Большом зале Московской консерватории, а также приняли участие в III Международном фестивале М. Ростроповича (Москва, Нижний Новгород).
Авторитет мастера в мире очень высок, и многие оркестры стремятся сотрудничать с ним на постоянной основе. С 1979 года на протяжении девятнадцати лет Юрий Темирканов работал с Лондонским королевским филармоническим оркестром, вначале в качестве главного приглашенного, а затем главного дирижера. С 1992 по 1997 год он – главный приглашенный дирижер Дрезденского филармонического оркестра, а с 2000 по 2006 год – художественный руководитель и главный дирижер Балтиморского симфонического оркестра (США). В 1998-2008 гг. Юрий Темирканов – главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Датского радио, с 2007 по 2009 – Большого театра России, а в 2009 году Юрий Темирканов занял пост музыкального директора Королевского театра Пармы.
Юрий Темирканов – первый русский дирижер, выехавший на гастроли в США после военных событий в Афганистане по приглашению Нью-Йоркской филармонии (1986), в 1996 году в Риме он дирижировал юбилейным концертом в честь 50-летия ООН, а в декабре 2009-го в Стокгольме под управлением маэстро состоялся концерт, посвященный лауреатам Нобелевской премии.
Дирижером записано огромное количество компакт-дисков. В 1988 году он заключил эксклюзивный контракт со звукозаписывающей фирмой BMG. Обширная дискография включает записи с Академическим симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, с Лондонским Королевским филармоническим оркестром, с оркестром Нью-Йоркской филармонии. Совместно с «Columbia artists» в 1990 году Юрий Темирканов осуществил запись Гала-концерта, посвященного 150-летию со дня рождения П.И. Чайковского, в котором приняли участие солисты Йо-Йо Ма, И. Перлман, Дж. Норман.
Однако по признанию маэстро его домом был и остается Петербург. «Этот город – мой учитель на всю жизнь. Здесь такая полифония, такая гармония, что к ней невозможно привыкнуть и от нее невозможно отвыкнуть. В красоте Петербурга есть пронзительный, щемящий надрыв, где даже спонтанность художественно выверена», – говорит дирижер. Привязанность Юрия Хатуевича к городу, который его взрастил и сделал музыкантом, проявилась особенно ярко в стремлении сохранить статус Петербурга как культурной столицы России, обогатить его художественную палитру новыми яркими красками. Именно любовью к городу, преклонением перед его историческими традициями вдохновлена идея создания международного зимнего фестиваля «Площадь искусств», который проводится под художественным руководством Юрия Темирканова ежегодно с 1999 года и объединяет разные виды искусств, «представительства» которых расположены на знаменитой площади. Трудно переоценить подарок, который Юрий Темирканов преподнес Петербургу, придумав и организовав этот праздник музыки. Благодаря его высокой репутации в предновогодние дни в Северную столицу съезжаются выдающиеся музыканты мира разных поколений, почитая для себя честью выступить под управлением маэстро в его родном филармоническим зале. И петербуржцы с неизменной благодарностью и глубоким уважением относятся к мастеру, концерты которого всегда проходят при аншлагах и становятся событийными, на них всегда царит приподнятая праздничная атмосфера.
На каждом фестивале маэстро обязательно представляет молодых исполнителей, чьи имена почти не известны публике. Помощь молодым талантам – это еще одна неотъемлемая сфера деятельности Юрия Темирканова. Он был одним из первых, кто поддержал идею фестиваля «Крещендо», выступая с дебютантами на концертных площадках различных городов России. Юрием Темиркановым учреждена именная премия, ежегодно присуждаемая лучшим учащимся Средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской консерватории и стипендия лучшим студентам родного вуза, а также премия для учащихся Средней специальной музыкальной школы г. Нальчика, где он в свое время учился.
Важнейшей составляющей в жизни Юрия Темирканова является его общественная и благотворительная деятельность. При его активном содействии проходят значимые городские культурные акции. Маэстро является председателем попечительского совета Международного фестиваля детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу!». Он создал Международный фонд культурных инициатив, целью которого является всемерное содействие возрождению и развитию культуры как в Санкт-Петербурге, так и в России в целом. При участии фонда в Санкт-Петербургской филармонии ежегодно в мае проводятся благотворительные концерты для ветеранов Великой Отечественной войны. В сотрудничестве с Санкт-Петербургским государственным университетом издано учебное пособие «История русской культуры». Им также учреждена премия Фонда Евгения Колобова в московском театре «Новая Опера».
|