|
|
Выставка «Н.К. Рерих: жизнь и творчество» Международного Мемориального Треста Рерихов (Наггар, Куллу, Индия) и Международного Центра Рерихов (Москва), организованная при поддержке Посольства РФ в Индии (Нью-Дели), стала замечательным подарком для жителей и гостей старинного индийского города Чамба, столицы бывшего одноименного княжества (с 1948 года – западный административный округ штата Химачал Прадеш). Город расположен в Гималаях, в живописной долине Чамба, на северо-западе от долины Куллу.
Выставка проходила с 26 июля по 2 августа и была приурочена к ежегодному международному фестивалю долины Чамба «Минджар Мела», посвященному победе раджи Чамбы над раджей Кангры в 10 веке н.э., а также связанному со временем созревания кукурузы («минджар» в пер. с хинди – «початок кукурузы»). В эти дни в храмах проходят специальные пуджи (богослужения), женщины повязывают своим братьям цветные ниточки как благословение, а на центральной площади города разворачивается праздничная ярмарка, где представляют свои изделия художники, мастера и ремесленники. С утра до вечера звучат песни и музыка, в огромном количестве продается «воздушная» кукуруза и индийские традиционные сладости и создается впечатление, что вся жизнь Чамбы сосредоточилась исключительно в празднично расцвеченном центре города.
Выставка, посвященная Н.К. Рериху, открылась здесь же, в центре Чамбы, в Музее Бхури Сингха. В течение недели в экспозиции центрального зала Музея были представлены репродукции картин Рериха, архивные фотографии и баннеры, рассказывающие об основных событиях жизни великого русского Махариши, о его деятельности и художественном творчестве.
Торжественное открытие выставки, состоявшееся 26 июля, в день открытия фестиваля, почтили своим присутствием глава лесного департамента штата Химачал Прадеш г-н Тхакур С. Бхармори, глава администрации г. Чамба г-жа Шудха Деви, куратор государственного музея г. Шимла г-н М.С. Неги. Экскурсию по выставке провели Л.В. Сургина, российский куратор ММТР, представитель Международного Центра Рерихов в Москве, и г-н Рамеш Чандер, индийский куратор ММТР.
«Когда Рерих был совсем молодым, начинающим художником, произошла его встреча с Львом Толстым – великим русским писателем, которого в Индии знают не только как автора замечательных книг, но и как русского мудреца, друга и учителя Махатмы Ганди, - отметила Л.В. Сургина. – Толстой напутствовал Рериха такими словами: «В области нравственных требований всегда правьте выше: жизнь сама снесет. Пусть Ваш гонец высоко руль держит – тогда доплывет». Рерих всегда помнил этот завет Толстого. Он прошел свою жизнь путем любви, красоты и знания, во имя добра и Общего Блага. Всем своим творчеством он призывает нас следовать этому пути. И Рерих имеет на это право: одержав победу над собой, став замечательным художником своей жизни, он стал одним из тех великих людей, которых мы называем нашими ведущими, нашими Учителями, нашими Махариши».
Г-н Хари Чаухан, куратор музея имени Бури Сингха, выразил признательность организаторам выставки за предоставленную жителям и гостям Чамбы возможность узнать о знаменитом русском художнике и прикоснуться к его творчеству, представленному репродукциями таких картин, как «Земля Славянская», «Странник Светлого Града», «Майтрейя-победитель», «Гуга Чохан», «Приказ Учителя» и др. До своего назначения в музей Чамбы Хари Чаухан работал куратором в государственном музее в Шимле, в 2012 году курировал работу специалистов МЦР в ММТР по проведению сверки наличия музейных предметов и коллекций с учетной документацией, в настоящее время оказывает музейному комплексу в Наггаре серьезную поддержку.
Музей Бхури Сингха, в котором была открыта выставка, является одним из первых музеев Гималайского региона. Он был основан в 1908 году раджей Бхури Сингхом, правителем княжества Чамба, при непосредственном участии профессора-индолога Ж.Ф. Фогеля, долгие годы работавшего в Археологической Службе Индии и изучавшего культуру Чамбы. Основой собрания Музея стали коллекции миниатюры школ Кангры и Чамбы и других предметов искусства, унаследованные раджей; многочисленные тексты на санскрите, выполненные на камне и металле и собранные Фогелем во время его путешествий по Чамбе; фрагменты деревянной резьбы из храмов, пострадавших при землетрясении 1905 года; старинное оружие и монеты; двусторонние платки «румаль», вышитые в традиционном стиле, и другие объекты культурного наследия Чамбы. Фогель провел систематизацию музейных предметов и первую атрибуцию музейной коллекции, результатом которой стал изданный им в 1909 году Каталог. Ученый был несказанно счастлив, что собранные в регионе Чамбы артефакты будут храниться и экспонироваться в Музее.
«Сказочным королевством» назвала княжество Чамбу Л.В. Шапошникова («По маршруту Мастера», т. 2). Скрытая между горными грядами Дауладхар и Занскар, Чамба не подвергалась разрушительным набегам и сохранила в неприкосновенности свою уникальную индуистскую культуру. В центре столицы Чамбы находится комплекс из древних каменных храмов «Лакшми Нараяна», посвященный Вишну и Лакшми, с необыкновенно красивой резьбой. Тонкостью и мастерством деревянной резьбы поражает храм, посвященный Шакти-Деви, в деревне Читрари. Здесь же находится храм с каменными древними изображениями Нагов. Древние храмы – в Каджияре и деревне Сахо неподалеку от Чамбы.
Первой столицей княжества был город Бхармор, где и по сей день в древних храмах хранятся старинные бронзовые изображения Ганеши, Вишну, Шивы и Парвати. Бхармор считается родиной пастухов гадди, которые пришли сюда много веков назад и обосновались здесь.
История новой столицы началась в X веке. Согласно одной из легенд, дочь раджи Сахила Вармана, принцесса Чампавати, уговорила отца основать новую столицу в полюбившемся ей красивом месте на берегу Рави, в 60 км от Бхармора. Город был построен, но воды в нем почему-то не было. И однажды раджа увидел сон: вода появится в городе, если кто-нибудь из королевской семьи принесет себя в жертву. Эту роль взяла на себя жена раджи, рани Сунена. Она взошла на вершину горы, возвышавшейся над новой столицей, и здесь было совершено жертвоприношение. Вокруг Сунены возвели стену и накрыли огромным плоским камнем – так она оказалась замурованной заживо. И после того как все закончилось, из земли пробился источник, и новый город был спасен. Сейчас здесь ключом бьет вода, и место это, где принесла себя в жертву рани Сунена, считается священным.
Мы не знаем, какая в действительности история легла в основу этой легенды. Да это и не важно. В народной памяти рани Сунена осталась героиней, отдавшей свою жизнь ради общего блага. О подвиге Сунены поется в народных песнях Чамбы, о нем рассказывается в книгах, ему посвящают картины и румали. Как писал Н.К. Рерих, «человечество должно беречь своих героев. Так же оно должно беречь и память о них, ибо в ней уже будет здоровое, созидательное вдохновение. Жизнь уныла без героя».
Выставка, посвященная Н.К. Рериху, прозвучала новой струной в размеренной и неторопливой жизни Чамбы, овеянной древними легендами и мифами. И она стала еще одним кирпичиком, заложенным в фундамент дружбы и сотрудничества между великими странами – Россией и Индией.
|