|
|
22 мая 2015 года в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга состоялась девятая лекция из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве» лектория Санкт-Петербургского отделения МЦР. Лекцию «…Беспредельный горизонт впереди»: Пьер Тейяр де Шарден» слушателям прочитала сотрудник отделения Т.В. Александрова.
Пьер Тейяр де Шарден - явление в высшей степени значительное и симптоматичное для рубежа XIX-ХХ веков, когда в духовной и культурной сфере человечества, и прежде всего в России, получила развитие тенденция, которая заключалась в прорыве человеческого сознания к новому, космическому мышлению. Большую роль в становлении нового планетарного мышления сыграло творчество выдающегося французского мыслителя, известного во всем мире ученого-палеонтолога, католического священника и теолога Тейяра де Шардена. Наука и религия, космическая эволюция и грядущее преображение мира сплетаются в его мировоззрении в единое живое целое.
Тейяр де Шарден родился 1 мая 1881 года в замке Сарсена в провинции Овернь на юге Франции. В детстве Пьер отличался какой-то особенной любовью к камням, земле, тайнам и природы. Задолго до осмысления Вселенной как "божественной среды" он уже остро ощущал ее красоту и священность. В душе юного Пьера гармонично соединялись «зов земли» и «зов Неба», которые позволили обрести ему цельный взгляд на мироздание. Пройдя несколько ступеней иезуитского образования, в возрасте 30 лет Тейяр де Шарден был рукоположен в священники. Но он не оставил своей научной деятельности и работал в Парижском музее естественной истории под руководством М.Буля, одного из самых известных палеонтологов того времени. В Первую мировую войну служил с 1915 по 1919гг. во французской армии санитаром-носильщиком. За мужество и готовность к самопожертвованию, проявленные на военном поприще, Тейяр был награжден Военной медалью и Орденом Почетного Легиона.
Годы, проведенные на фронте, стали для молодого священника временем интенсивных духовных поисков. Он писал: «Война была встречей с Абсолютом». Именно здесь Тейяр пришел к уникальному открытию: он увидел эволюцию природы глазами христианина, четко осознав, что вектор эволюции направлен в ту же сторону, что и вектор христианства. Отныне главным усилием всей его жизни стала трудная и ответственная задача – «христианизировать эволюцию».
В 1919 году он вернулся к науке, приступив к занятиям в Парижском музее естественной истории, а в 1922 году защитил в Сорбонне докторскую диссертацию в области палеонтологии и естественных наук и стал профессором кафедры геологии в Парижском Католическом институте. Здесь он приобрел репутацию блестящего передового мыслителя, лекции молодого профессора в священном сане проходили в переполненных залах. Тейяр де Шарден не просто исследовал тайну прошлого человечества, но через прошлое старался перебросить мост в будущее, стремясь к цельности видения, к синтезу научного и религиозного взглядов.
Его расширенное, обновленное видение христианства не было принято в официальных теологических кругах, концепцию Тейяра де Шардена сочли противоречащей учению римско-католической церкви, и всю оставшуюся жизнь Тейяр провел в ссылке, вначале в Китае, а затем в США. Запрет на публикации и выступления, лишение права преподавания на родине довлели над ученым до конца его дней. Тем не менее, работы Тейяра де Шардена переписывались и распространялись неофициально, они оказали значительное влияние на научное сообщество, снискали много сторонников и последователей как на родине ученого, так и в других странах мира.
Несмотря на столь сложные жизненные обстоятельства, французский мыслитель не отказался от своей работы и не предал своего мировоззрения. Тейяр де Шарден был Вестником космической эволюции, и, несмотря на трудности, препятствия, запреты и гонения, ясно осознавал свое предназначение – принести людям Знание о космической эволюции, продвинуть человечество вперед: «Никто в мире, кому дано это видение, не может устраниться от охранения и возвещения этого. Моя цель здесь – нести свидетельство об этом», - писал мыслитель. Он создал исключительно светлое, жизнеутверждающее, исполненное оптимизма и высокого гуманизма учение.
Среди множества сочинений Тейяра две работы являются важнейшими для понимания его мировоззрения. Первая, наиболее известная, - «Феномен человека» (1955) - имеет более научный характер, вторая – «Божественная среда» (1957) - напоминает духовное эссе.
Краеугольный камень его учения – эволюция (космогенез), который, согласно Тейяру, имеет направление и вектор развития, это космический, целенаправленный процесс, в ходе которого материя-энергия, составляющая Вселенную, прогрессивно развивается в направлении возрастающей сложности и духовности: "Вселенная... представляет собой не порядок, а процесс. Космос, движущийся в Косморазвитии". Эволюционные процессы, происходящие на Земле, ученый рассматривает как неотъемлемую часть единого процесса эволюции всего Мироздания.
Развитие Вселенной Тейяр изображает как ряд последовательных этапов эволюции духа, как восхождение от множественности и хаоса к конечной точке единства и гармонии. Все его произведения наполнены видением мира как живого организма, пронизанного Божеством и устремленного к совершенству. Воплощением этого устремления является эволюция Вселенной, на вершине которой стоит человек. Именно человек, по Тейяру, является ключом к пониманию эволюции, так как он - «…эволюция, осознавшая саму себя». Центральный феномен человека – «способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь». В результате человек может «взять кормило эволюции» в свои руки и сознательно направить ее в нужное русло – в сторону возрастания духовности и достижения сверхсознания в точке Омега. На этом пути образуется новый покров Земли, «мыслящий пласт», который назван ученым ноосферой. "Точка Омега" у Тейяра – трансцендентное надмировое начало, космический Христос, действующий с самого начала эволюции, наличествующий всегда, который сокровенно пронизал мир Своей силой, вытянул его в гигантское Древо Жизни и приближает к своему бытию.
Человек неизменного обаяния и умственной энергии, Тейяр де Шарден привлек к себе много друзей и коллег, и их уважение несколько облегчало боль от сознания того, что при его жизни Церковь не приняла его сочинений и не допустила их обнародования. Глубокая христианская вера помогла этому ученому с ясным умом, человеку с сердцем достаточно широким, чтобы объять мир, узреть и явить миру глубинный смысл и вселенский масштаб эволюции, в его трудах сделаны многие поразительные предвосхищения, глядящие не только в современные, но и в значительно более далекие времена.
В заключение лекции Т.В. Александрова ответила на вопросы слушателей.
|