|
|
28 апреля 2015 года в лекционном зале музея Реставрационного колледжа «Кировский» (г. Санкт-Петербург), в рамках экспонирования выставки Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов «80 лет Пакта Рериха», состоялась лекция, посвященная 80-летнему юбилею со дня подписания первого в истории человечества международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха), который отмечался во всем мире 15 апреля 2015 года.
Лекцию в сопровождении презентации, на которой присутствовали 40 студентов 1 курса, преподаватели колледжа, провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР Т.В. Александрова. Из лекции студенты узнали о том, что подписание этого важнейшего Договора явилось результатом более чем 30-летней неустанной подвижнической деятельности Н.К.Рериха – петербуржца, известного во всем мире художника, археолога, путешественника, ученого, мыслителя, выдающегося международного общественного деятеля.
Лектор рассказала о петербургских истоках Пакта Рериха, когда 25-летний Николай Рерих, еще в 1899 году, при проведении археологические раскопок в Санкт-Петербургской губернии, впервые задумался о необходимости сохранения археологических ценностей и исторических памятников для будущих поколений. Студенты колледжа познакомились с историей создания и подписания Пакта Рериха, с пунктами Договора, гласящими о необходимости охраны исторических памятников, художественных, научных, образовательных и культурных учреждений и людей, работающих в них, как в военное, так и в мирное время.
Слушатели узнали о Знамени Мира, предложенном Н.К.Рерихом для идентификации объектов культуры и описанном в Ст. 3 Договора, о Знаке Триединства, изображенном на Знамени Мира, прошедшем с глубокой древности через культуры многих народов нашей планеты и символизирующем, согласно Н.К. Рериха, единство науки, искусства и религии в пространстве Культуры; об актуальности идей Н.К. Рериха в настоящее время для сохранения жизни и мира на Земле; о деятельности Международного Центра Рерихов по претворению в жизнь идей Пакта Рериха в современном мире.
При поддержке Министерства иностранных дел РФ Международный Центр Рерирхов с 2012 года проводит Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность», который уже прошел с большим успехом во многих странах Европы, Латинской Америки, Азии; с февраля 2014 года выставка экспонировалась в десятках городов России, призывая к сотрудничеству и единению под Знаменем Мира, Знаменем Культуры всех людей планеты. «Только расширяя пространство Культуры, - подчеркивал Н.К. Рерих, - мы сумеем уменьшить вероятность возникновения войн и вооруженных столкновений. Там, где Культура – там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем».
Особое внимание будущих реставраторов было обращено на активную деятельность Н.К. Рериха по защите памятников старины от небрежения, неумелой, непрофессиональной реставрации, в результате которой гибнут иконы и живописные полотна выдающихся художников, утрачивают первозданный вид исторические памятники культуры, исчезают прекрасные фрески древних мастеров под слоем позднейших красок и штукатурки, варварски положенных сверху старых росписей.
В статье «Тихие погромы» (1911) Николай Константинович пишет о неумелой реставрации храма Иоанна Предтечи в Толчкове (Ярославль): «По всей России идет тихий, мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно. Ползет бескровный, мертвящий погром, сметающий все, что было священного, подлинного…Печально, когда умирает старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной». В начале XX века в своих выступлениях Н.К. Рерих призывает установить контроль за перестройками, ремонтом и «поновлением памятников старины». Его статьи имели большое значение для развития теоретических проблем научной реставрации как в начале прошлого века, так и в веке грядущем.
В статье «Восстановления» (1908), обращаясь к реставраторам, Н.К.Рерих пишет: «…каждая реставрация есть своего рода художественное произведение. Каждая реставрация требует, кроме научной подготовки, чисто творческого подъема и высокой художественной работы… имеет значение не то, каким путем будут обсуждаться реставрации, но кто именно будет это делать».
В заключение лекции Т.В. Александрова ответила на вопросы слушателей, состоялась интересная дискуссия.
|