|
|
24 апреля 2015 года в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга состоялась восьмая лекция из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве» лектория Санкт-Петербургского отделения МЦР. С лекцией «Ойкумена Ивана Ефремова» выступила Е.Ю.Томша, руководитель научного направления Санкт-Петербургского отделения МЦР. Иван Антонович Ефремов – русский советский ученый – палеонтолог, геолог, основатель тафономии – научного раздела палеонтологии и исторической геологии, и широко известный писатель-фантаст, писатель-космист. Именно благодаря Ивану Ефремову в советскую действительность вошло понятие Ойкумена – после выхода в 1949 году его романа «На краю Ойкумены». Термин был введен древнегреческим географом Гекатеем Милетским для обозначения известной грекам части Земли, позднее это слово обрело значение «обитаемой, освоенной человеком части мира».
Анализируя творческое наследие И.А.Ефремова, мы без преувеличения можем назвать созданные им миры «Ойкуменой», простирающейся от Земли к далеким звездным мирам, из глубокого прошлого в отстоящее на столетия вперед будущее.
В своем литературном творчестве Иван Ефремов воссоздает исторические эпохи поистине геологических масштабов. В осадочных породах и ископаемых останках древних ящеров он видит жизнь, не похожую на нынешнюю, полную первозданной энергии. Его воображение воссоздает давние страницы истории нашей планеты так, что они оживают, и захватывают читателя. В приключенческих исторических романах он раскрыл советскому читателю малоизвестный, далекий мир Древнего Египта и Древней Греции. Он увлекательно описывает подвиги ученых своего времени, осваивавших неизведанные просторы Сибири, Урала, Средней Азии, преодолевавших порой невозможные трудности во имя науки и для страны. От Земли взор ученого и писателя устремляется в космос, и он создает будущее человечества, убедительно описывая его социально-историческое развитие на столетия вперед. Человечество будущего преодолевает не только земное притяжение, но и разобщенность, и космическое одиночество. Сила мысли и устремление помогают людям освоить громадные расстояния, найти братьев по разуму в космосе и установить с ними контакт. Но более всего Ефремова волнует этическое, духовное становление человека будущего: «Я почувствовал, что не могу перебросить мост к другим галактикам, пока сам не пойму, каким же станет завтрашний человек Земли, каковы будут его помыслы, стремления, идеалы…».
Литературное творчество И.Ефремова тесно связано с его жизнью. Первые «Рассказы о необыкновенном» в своем большинстве описывают реальные эпизоды из его жизни, его опыт – морской, полученный в годы работы матросом, штурманом и капитаном на судах на Дальнем востоке и на Каспии, геологический – ценой неимоверного напряжения сил и воли заработанный в экспедициях. В лекции, сопровождавшейся видео-презентацией, слушателям было рассказано о том, как ступень за ступенью складывалась яркая жизнь этого необыкновенного человека, как постепенно расширялся диапазон его интересов, знаний, возможностей и достижений. Сохранившиеся фотографии 20-50-х годов помогли составить представление о Ефремове – геологе, палеонтологе, участнике и начальнике экспедиций, ученом. Его вклад как специалиста в советскую и мировую науку внушителен, но еще большее значение имеет его литературное наследие, оказавшее огромное влияние на несколько поколений советских и иностранных читателей – книги Ефремова были переведены на 17 языков.
Известно, что в своих рассказах и романах Иван Антонович сумел предугадать, интуитивно прочувствовать многие открытия, совершенные в науке или технике позднее. Для него, практика и убежденного материалиста, не существовало «чудес» или «мистики» – он был уверен, что любые загадки природы, с которыми встречается человек, исследуя мир, могут быть научно объяснены. Так, в знаменитом рассказе «Озеро горных духов» Ефремов предсказал открытие ртутного месторождения на Алтае, в «Алмазной трубе» предвосхитил находку алмазов в Сибири, пещера с удивительными наскальными рисунками, аналогичная описанной в рассказе «Голец подлунный», позже была найдена геологами – только не в Сибири, а в Башкирии. В «Тени минувшего» Ефремов описывает необычное явление – проявление объемного изображения – «тени» из далеких времен, запечатленной в геологических пластах. Именно этот рассказ побудил профессора Ю.Н. Денисюка, создателя практической голографии в СССР, заняться исследованиями, хотя возможность технического осуществления этой мечты сначала казалась ему делом почти невозможным.
Следующая часть повествования лектора была посвящена анализу психологических и социальных предпосылок создания романов «Путешествие Баурджеда» и «На краю Ойкумены», составивших дилогию «Великая Дуга».
Особое внимание было уделено фантастическому роману «Туманность Андромеды». Известно, что работая над созданием своих литературных произведений, И.А.Ефремов собирал самые различные материалы – научные статьи, математические расчеты, фотографии людей – прототипов героев, – эти записи он с улыбкой называл «премудрые тетради». В блокноте Ефремова, посвященном «Туманности Андромеды», были выдержки из Учения Живой Этики, обозначенные «Кое-что важное из А.Й.». Писатель был знаком с Учением еще до встречи с Юрием Николаевичем Рерихом, состоявшейся в 1958 году. Влияние философских идей книг Живой Этики на взгляды Ивана Ефремова очевидно, и ярко отражено в его творчестве. Так, в «Туманности Андромеды» он использует целые выдержки из текстов Учения Живой Этики, вкладывая их в уста своих героев. Ярким примером звучит речь психолога Эвды Наль, посвященная клятве Геркулеса, которую дает в будущем каждый молодой землянин, перед совершением своих подвигов как символа зрелости: «Семнадцать лет – перелом в жизни. Скоро вы произнесете традиционные слова: «Вы, Старшие, позвавшие меня на путь труда, примите мое умение и желание, примите мой труд и учите меня среди дня и среди ночи. Дайте мне руку помощи, ибо труден путь, и я пойду за вами». Ефремов полностью взял текст «Молитвы Шамбале», лишь заменив обращение «Владыки» на более подходящее, с учетом исторического времени создания романа, «Старшие».
Сам роман «Туманность Андромеды» представляет собой особую ценность убедительным описанием облика будущих жителей Земли, вдохновляющих следовать их примеру, а также созданной концепцией социально-психологического развития человечества на многие столетия вперед. Духовно-нравственная эволюция человека предстает перед читателем в рассказе историка Веды Конг, передающей знания Земли другим разумным цивилизациям – участникам «Великого кольца».
Спустя тринадцать лет после выхода «Туманности Андромеды» Ефремов создает продолжение романа – анти-утопию «Час Быка», результат тревожных размышлений писателя о возможных тенденциях социального развития человечества. В произведении перед читателями предстает планета Торманс – страшный мир инферно, статичное тоталитарное общество, зашедшее в тупик развития. Судьба романа «Час Быка» сложна, он был воспринят как критика существующего советского строя, книга была запрещена, а все напечатанные экземпляры изъяты из продажи и библиотек. Тревожно, что многие описания проблем далекой планеты Торманс, предощущаемые Ефремовым в будущем, поразительно похожи на актуальные вопросы наших дней: "Виды убийства многообразны. Убивают несоответствием выполняемой работы и условий, в которых она проводится. Отравляют отходами производств и моющими химикатами реки и почвенные воды; несовершенными, скороспелыми лекарствами; инсектицидами; фальсифицированной удешевленной пищей. Убивают разрушением природы, без которой не может жить человек, убивают постройками городов и заводов в местах, вредных для жилья, в неподходящем климате; шумом, никем и ничем не ограничиваемым. Плохо оборудованными школами и больницами, наконец, неумелым управлением, порождающим великое множество личных несчастий, а те ведут к огромному спектру нервных болезней...» - то, что увидели земляне на Тормансе.
«Туманность Андромеды» и «Час Быка» – два романа о далеком будущем, вершины творчества Ефремова. Писатель убежденно отстаивал мысль о том, что человеческая эволюция должна быть направлена на духовное и социальное развитие всего общества, поскольку физиологически вид homo sapiens больше не эволюционирует.
Роман «Лезвие бритвы» стал не только событием своей эпохи, открыв новые горизонты человеческих возможностей, познакомив советских читателей с не известным до этого миром духовной культуры Индии, но и крылатым выражением, символом сложности «срединного пути». Здесь вспоминается знаменитая фраза Н.К.Рериха: «Спросят: как перейти жизнь? Отвечайте: как по струне бездну – красиво, бережно и стремительно».
Суть замысла романа «Лезвие бритвы» отражена в письме Ефремова В.И.Дмитриевскому: «Сущность «Лезвия» в попытке написания научно-фантастической (точнее – научно-художественной) повести на тему современных научных взглядов на биологию, психофизиологию и психологию человека и проистекающие отсюда обоснования современной этики и эстетики для нового общества и новой морали. Идейная основа повести в том, что внутри самого человека, каков он есть в настоящее время, а не в каком-то отдаленном будущем, есть нераскрытые могучие силы, пробуждение которых путем соответствующего воспитания и тренировки приведут к высокой духовной силе, о какой мы мечтаем лишь для людей отдаленного коммунистического завтра. То же самое можно сказать о физическом облике человека. Призыв искать прекрасное будущее не только в космическом завтра, но здесь, сейчас, для всех – цель написания повести».
Грядущая Эпоха в Учении Живой Этики называется Эпохой Матери Мира, эпохой возрождения женского начала и восстановления космической гармонии взаимодействия мужского и женского. Книги Ефремова отличает особое отношение к женскому началу, перед которым он преклонялся. Восхождение любого общества неизбежно начинается с возвеличивания женщины – а там, где женское начало угнетается или уподобляется мужскому, наступает деградация. Галерея «ефремовских женщин», выписанных с великой любовью и уважением, достойна отдельного места в литературоведении.
Последний вышедший в свет роман Ивана Ефремова – «Таис Афинская», во многом посвящен именно женскому началу. Взяв в качестве главной героини гетеру (можно оценить смелость этого решения во времена строгих идеологических рамок в СССР), Ефремов приходит к необходимости исследования «некоторых малоизвестных религиозных течений, остатков матриархата, тайных женских культов». Также его интересовало «представление о художнике и поэте в эллинской культуре, столкновение Эллады с огромным миром Азии - словом, та сторона духовного развития, которая удивительнейшим образом опускается историками, затмеваясь описанием битв, завоеваний, материальных приобретении и количества убитых, которую приходится собирать по крохам, дополняя, конечно, фантазией». В романе «Таис Афинская» автор стремится показать историческое время Александра Македонского как точку соприкосновения и взаимодействия различных культур: «Цель повести – писал Ефремов, – показать, как впервые в европейском мире родилось представление о комонойе – равенстве всех людей в разуме, в духовной жизни, несмотря на различие народов, племен, обычаев и религий. Это произошло потому, что походы Александра распахнули ворота в Азию, до той поры доступные лишь торговцам и пленным рабам, ворота обмена культур. В этом-то собственно главный стержень этого этапа развития истории человечества».
В конце жизни Иван Антонович начал работать над романом «Чаша отравы». Базируясь на идее Вернадского о ноосфере, писатель намеревался проследить пути «отравления» сознания человека и человечества в целом всеми возможными методами: через религию, СМИ и псевдонауку. «Я хочу сказать, – пояснял Ефремов, – о том, что надо предпринять для очищения ноосферы Земли, отравленной невежеством, ненавистью, страхом, недоверием, показать, что надо сделать для того, чтобы уничтожить все фантомы, насилующие природу человека, ломающие его разум и волю».
Книги Ивана Ефремова – это целая эпоха в советской литературе. По-своему, он был первопроходцем: в годы войны писал «Рассказы о необыкновенном», увлекательно популяризируя науку и романтическую составляющую научного поиска; ободренный поддержкой А.Толстого, он создает первые историческо-фантастические приключенческие повести «Великая дуга», затем – практически первые в советской литературе после «Аэлиты» и произведений А.Беляева фантастические романы. Полновесностью и энциклопедичностью идей Ефремов резко выделяется из общего ряда писателей-фантастов. По свидетельству современников, его отличали интеллектуальная мощь и особенное, планетарное мышление, а также ощущение мудрости, обаяния и колоссального превосходства его личности. Ефремову удавалось в своих литературных произведениях излагать в доступной для читателей форме сложнейший научно-философский материал. «Перенасыщенность информацией – характернейшая черта произведений Ефремова, подчас оборачивающаяся калейдоскопическим мельканием сюжетов и образов – писала искусствовед А.Юферова, – Но неизменно в них убеждает непосредственность и яркость как бы воочию видимого, чудо предстояния несомненной реальности, которая, как и факты жизни, не требует доказательств».
Ефремов считал себя восприемником таких представителей русского космизма, как Константин Циолковский, Александр Чижевский и Владимир Вернадский, глубоко интересовался философским наследием семьи Рерихов, изучал книги Живой Этики. Характерные черты представителей космизма – широта проявления интересов и способностей, смелость мысли, ощущение беспредельности – присущи и Ивану Ефремову. Его творческое наследие являет пример синтеза: философских взглядов, научных знаний, практического опыта и интуитивного предвидения, «вестничества».
В честь Ивана Ефремова названы:
- малая планета (2269) Ефремиана,
- динозавр Ivantosaurus ensifer (ивантозавр меченосный),
- минерал «ефремовит»,
- литературная премия на Всероссийском фестивале фантастики «Аэлита»,
- библиотека в поселке Вырица,
- клуб фантастики в Софии (Болгария).
Интересные факты:
- Многие «фантастические» и «необычные» предвидения Ефремова уже сбылись. Дальнейшее будущее человечества покажет, оправдается ли вера Ивана Ефремова в развитие человека.
- Книга И.Ефремова "Туманность Андромеды" открывает серию всемирной антологии фантастики.
- Иван Антонович Ефремов стал прототипом Федора Симеоновича Киврина в повести братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу".
- В СССР и за рубежом Ефремова издавали более 400 раз, и только в нашей стране тираж его произведений приближается к 20 миллионам экземпляров.
Эпилогом к выступлению прозвучало любимое И.Ефремовым стихотворение М.Волошина:
Будь прост, как ветр, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далекий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас. |
|