|
|
27 февраля 2015 г. в лектории Санкт-Петербургского отделения МЦР в библиотеке истории и культуры Санкт-Петербурга состоялась шестая лекция из цикла «Космизм в философии, науке и искусстве». Лекцию с видео-презентацией «Теургия С.В.Рахманинова» представила сотрудник СПб отделения МЦР Корчемкина Е.Е.
Сергей Васильевич Рахманинов – русский композитор, чья музыка, обладающая неистощимым мелодическим и насыщенным полифоническим богатством, впитала в себя русские народные истоки, особенности знаменного распева, в которых отразились идеи космизма, воплощенные в трудах философов и ученых космистов на рубеже XIX - ХХ века.
С детства познакомившись с церковной музыкой, будущий композитор впоследствии тщательно изучал основы древних русских распевов и использовал их мелодии в своих произведениях. Духовную музыку композитор начал писать очень рано, уже в 17 лет им написан духовный концерт «В молитвах неусыпающую богородицу», в котором проявилось его знание особенностей старой новгородской, киевской, московской хоровой культуры.
Рахманинов замечал, что впечатления от прочитанной книги, стихотворения, от картины часто вдохновляют его на творчество. В 1909 году он пишет симфоническую поэму для оркестра «Остров мертвых» по одноименной картине А.Бёклина. Некоторая дань символизму эпохи, напоминание о непостоянстве земной жизни, о переходе в иной мир, напоминание о последствиях невежественного разрушения основ человечности, общественных нравственных устоев – все эти темы слышим мы в этом произведении композитора, который предвидел многие трагические повороты судьбы своей Родины.
По словам С.Н.Рериха, Рахманинов обладал «внутренней музыкальностью» и «был одним из наиболее блестящих пианистов мира». Н.К.Рерих высоко ценил творчество Рахманинова, он считал, что Рахманинов «широко по миру прославлял русское искусство и народ русский почтит его в лучшем ряду творцов», Е.И.Рерих, которая сама была великолепной пианисткой, ценила Рахманинова за страстную сдержанность его игры. В одном из последних интервью С.В.Рахманинов сказал: «Музыка композитора должна выражать дух страны, в которой он родился, его любовь, его веру и мысли, возникшие под впечатлением книг, картин, которые он любит. Она должна стать обобщением всего жизненного опыта композитора».
Жизнь не баловала композитора: развод родителей, безденежье родственников, необходимость заработка на жизнь, провал первого крупного произведения (Первой симфонии) и эмиграция из России. Еще в юности Рахманинов как-то заметил, что смог бы работать заграницей только при условии: «Если слажу со своей тоской по России». За границей Рахманинов своим творчеством композитора, дирижера и пианиста-виртуоза получил заслуженную известность, давал благотворительные концерты в пользу воюющей с врагом Родины. Ушел из жизни в США, в 1943 году.
Музыка Рахманинова – великолепное соединение небесного, высшего с земными чаяниями людей, растерявшихся и потерявших себя в грозное время ХХ века. В пространство мира ХХ века композитор вносил классику русского колокольного звона, передавая его различными музыкальными средствами. Биограф композитора, Сергей Федякин сравнил колокольные голоса, звучащие в произведениях Рахманинова, с «разновысокими луковицами русских церквей» и отметил необычную связь звучания колоколов с пространственными особенностями территории России, которую удалось передать композитору в своих произведениях.
О современной судьбе России звучат колокола Рахманинова. Поэма для оркестра, хора и голосов соло «Колокола» (1913 г.), написанная в 1913 г., в преддверии первой мировой войны, предостерегала о последующих грозных событиях в мире и в России. Смысл рахманиновских колоколов многозначен: это и рождение мира, и построение гармонии мира, и напоминание о переходе в иное бытие, о единении с Богом. Единение земного и небесного Владимир Соловьев, современник Рахманинова, известный философ Серебряного века, рассматривал как «свободную теургию» или «цельное творчество». Через внутреннюю творческую деятельность, которая включает и техническое мастерство, и искусство композитора, устремление в инобытие происходит сознательное общение с божественным. Творчество в таком понимании становится теургией – т.е. путем вхождения в высшие сферы и реализацией или привнесением божественного в земную жизнь.
Передать средствами искусства, музыки мгновения возвышения души, воссоединения человеческого духа с божественным – эту цель интуитивно преследовал композитор, переливами колокольных звонов наполняя свою музыку.
Думается, что С.В.Рахманинову удалось, говоря словами русского философа Николая Бердяева совершить «прорыв через "мир сей" к миру иному, от хаотически-тяжелого и уродливого мира к свободному и прекрасному космосу». Это преодоление земного несовершенства Николай Бердяев называл теургическим заданием творческого художественного акта.
Своим творчеством С.В.Рахманинов передал глубину древнего русского распева и способствовал возрождению русской национальной духовной музыки. Вершинами его творчества стали «Литургия Св.Иоанна Златоуста» и «Всенощное Бдение». Композитор расширил границы общения с Творцом от границ церкви до внутреннего непосредственного общения человека с Богом. Композитор сохранил своеобразие древних распевов, и, обогатив их средствами современной музыкальной выразительности, раскрыл их духовную глубину и неповторимость.
Теургия Сергея Васильевича Рахманинова – это чувство предстояния перед Творцом, это молитва Всевышнему о милосердии к человечеству, это размышление о судьбах человека и мира, это устремление к Высшему – к Богу. Всё духовное творчество С.В.Рахманинова раскрывает эти темы, которыми композитор щедро делился со своими слушателями. В одном из писем С.В.Рахманинов как-то заметил, что «пианист-виртуоз обязан руководствоваться более значительными побуждениями, чем играть просто из выгоды. У него есть миссия, и эта миссия — просвещение публики».
В лекции прозвучали отрывки из произведений С.В.Рахманинова: «В молитвах неусыпающую богородицу», «Колокола», «Литургия Св.Иоанна Златоуста», «Всенощное Бдение».
|