«Понятие прекрасного, есть понятие бесконечной сложности»
Н.А. Римский-Корсаков
26 декабря 2014 года в рамках лектория Санкт-Петербургского отделения состоялась четвертая лекция из цикла «Космизм в философии, науке и искусстве». Тема лекции: «Сказание о невидимом Граде Н.А.Римского-Корсакова». Лекцию с видео-презентацией и отрывками из опер представила сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР Л.И. Шестакова.
Небывалого расцвета достигла русская творческая мысль на рубеже XIX – XX веков, утверждая новые пути в искусстве, науке, философии. Много лет спустя Н.К.Рерих, размышляя о судьбах русской культуры, писал: «...Сейчас прочно утверждено во всемирном сознании понятие Русского Художества, о котором всего четверть века тому назад и не знали». Перечисляя славные имена российских художников, Рерих именует их «Пантеоном Русской Культуры» - «прекраснейшими посланниками», которые внесли «светлые страницы в утончение всемирного сознания» и упрочили «уважение к понятию России как таковой».
В ряду таких вестников русского искусства Рерих называет выдающегося композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. В статье, посвящённой столетию Римского-Корсакова, Н.К. Рерих пишет: «Замечательна жизнь Николая Андреевича. В своём неисчерпаемом творчестве он шёл вперёд, совершенствуясь до самой кончины. Утончённы его последние творения: "Китеж", "Царь Салтан", "Золотой петушок". Но и начальные композиции, как "Снегурочка", уже показали всю мощь его великого таланта. А "Садко", "Шахерезада", "Майская ночь" и вся несчётная сокровищница романсов, симфоний — какой творческий подъём гремел без устали! И не всегда было легко великому композитору. (...) И весь этот трудный жизненный путь, все семейные заботы, все бурления консерватории не понизили творчества. Наоборот, оно росло и цвело. Для всего великий творец находит время и сердечную внимательность. Велико было его знание русского народного творчества, и оркестровка Римского-Корсакова дала целую блестящую плеяду последователей. Он умел щедро давать».
Его жизненная деятельность в целом – огромный сложный мир, который бы хотелось бы назвать «Космосом Римского-Корсакова». Цель этой деятельности – собирание основных черт национального, музыкального, точнее, художественного сознания, а в итоге воссоздание цельного образа русского миропонимания – конечно в личностном «корсаковском» преломлении. Это собирание связано с авторской эволюцией, так же, как обучение, воспитание - не только непосредственных учеников, но и всей музыкальной среды и публики – с самообучением и самовоспитанием.
Андрей Николаевич - сын композитора, размышляя, что заставило гениального музыканта отдавать непомерно большую часть времени и сил побочным видам просветительского труда, указал на «отчетливое сознание своего долга перед русской музыкой и музыкантами». Служение – ключевое слово жизни Римского-Корсакова.
Николай Андреевич родился 18 марта (6) 1844 года в Тихвине. Николай Андреевич вспоминал: «Сделаться музыкантом я никогда не мечтал, меня пленяла мысль сделаться моряком». В июле 1856 года, в двенадцать лет Ника в Петербурге поступает в Морской кадетский корпус, где провел шесть лет и был выпущен из корпуса в первом десятке.
Помимо занятий в корпусе для Николая брали уроки фортепьяно. Его учителем стал пианист Канилле. Узнав о страсти к музыке, Канилле навел его на мысль заняться ее сочинением и восхищенный быстрым ростом таланта Николая, привел его к Милию Алексеевичу Балакиреву. Морской кадет выпускного класса оказался в самом средоточии только еще складывающейся, но уже вызывающей оживленные толки «новой русской школы», знаменитой впоследствии под именем «Могучей кучки».
День 19 декабря 1865 года занял особое место в жизни Николая Андреевича: впервые была исполнена его «Первая симфония», родившаяся под шум океанских ветров и плеск волн. Именно этот день он считал началом своей композиторской биографии. По утверждению современников, Римский-Корсаков был лучшим музыкальным «маринистом». Путь в будущее оказался не легким. Мир легенд, народной фантазии остался до конца жизни одним из богатых, неисчерпаемых источников музыки Н.А. Римского-Корсакова.
В 1871 году Римского-Корсакова, приглашают на должность профессора Петербургской консерватории по классу практического сочинения, инструментовки и оркестровки. Приглашение в консерваторию, воспринято Римским-Корсаковым как возможность поставить себя окончательно на музыкальное поприще, которое потянуло за собой длинную череду дел и которые позволили ему «развернуть свои личные способности до масштаба великих мастеров» - писал В. Асафьев.
Весной 1873 года Римский-Корсаков назначается инспектором духовых оркестров морского ведомства. А также возглавил «Бесплатную музыкальную школу» по просьбе депутации от учащихся школы и стал дирижировать концертами школы. С середины 70-х годов готовит к печати партитур Глинки, занимается сбором и обработкой народных песен, в результате чего составляет сборник «100 русских народных песен». По завещанию Доргамыжского, оркеструет полностью его оперу «Каменный гость».
В данное десятилетие Римским-Корсаковым создано немало прекрасной музыки, включая такие шедевры, как опера «Майская ночь». По личному ощущению художника, опера «Снегурочка», написанная на рубеже 70-80-х годов, заняла в его сердце особое место, и он почувствовал себя окончательно вставшим на ноги композитором.
80-е годы – пора тяжелых утрат для композитора. В 1881 году умер Мусоргский, многие его произведения остались в разрозненных набросках. Римский-Корсаков дорабатывает и оркеструет симфоническую картину «Ночь на лысой горе», оперы «Хованщина» и «Борис Годунов». И сразу после кончины Бородина в 1887 году, завершает его оперы «Князь Игорь» и готовит к изданию его симфонии. Николай Андреевич сознавал, что без этой деятельности крупнейшие произведения «Могучий кучки» оказались бы выключенными из музыкальной жизни России. Со смертью друзей распалось славное товарищество композиторов.
В1889 и 1890 году Р-К был приглашен в Брюссель на парижскую Всемирную выставку, где он продирижировал сочинениями всех крупных русских композиторов, от Глинки до Лядова. Это был один из первых столь масштабных показов русской музыки за рубежом. Именно в этот период начинается процесс постоянно углубляющегося воздействия Русской национальной школы на мировую культуру.
Николай Андреевич скончался 21(8) июня 1908г. на Псковщине в Любенске, в своей загородной усадьбе. Похоронен в Новодевичьем монастыре в Петербурге. В 1937 прах перенесен в Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской Лавре.
А. Глазунов, произнесший прощальную речь в день похорон Римского-Корсакова, сказал о нем, по мнению современников, самое главное: «Николай Андреевич был великий гений с пытливым умом и высокой душой. Он всегда стремился к возвышенному идеалу».
Склонность к философскому пониманию бытия у Римского-Корсакова наблюдалась всегда. А в 1892-1893 годах можно отметить прогрессирующий интерес композитора к философско-эстетическим трудам и их внимательное изучение, систематизацию знаний, создание себе некоего философского фундамента. Мировоззрению Римского-Корсакова была близка следующая трактовка положения России: «Не дух жертвенности и религиозного покаяния, а чувство героического созидания и славы народной». Предпоследняя, четырнадцатая опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» явилась венцом творчества гениального композитора. Идея Софии (софийности), как единства мира небесного и земного, наиболее ярко выражена в опере. В «Сказании…» переплелись многообразные нити, идущие от древнерусских истоков, народно-национальных корней и традиций. Современники сравнивали впечатление от «Сказания…» с впечатлением выхода в свет крупных произведений Льва Толстого.
Текст «Сказания» представляет собой замечательный образец творческого содружества композитора и либреттиста Владимира Ивановича Бельского. Асафьев отмечает «преодоление языческого круга» и развитие мысли композитора в символе: это «идеи вечного роста, восхождения и спирали».
В структуре сюжета оперы заложены: катастрофа - чудесное спасение - инобытие в невидимом граде. Пророчества в опере и Апокалипсисе совпадают, по сути, имеют глобальный космический смысл. Множеством иносказательных граней пронизаны все сцены оперы. Так вражеское нашествие в «Китеже» трактуется как вселенская катастрофа. Гибель Великого Китежа - мистерия смерти, новое рождение и преображение, повторенное в судьбе Февронии. Этот образ является центральной осью нравственного космоса, просветления всей человеческой природы.
Воспеваемая Вл. Соловьевым Вечная Женственность, дополняется Римским-Корсаковым в образе Февронии подвигами огромной духовно-нравственной силы. Ее бесстрашие перед лицом смерти и ее всепрощение, и «кротость голубиная», и бесконечная любовь, сочетающаяся в ее облике очень естественно. Римский-Корсаков буквально воспевал неученых, но мудрых и сердечных женщин, ибо «природное дарование выше и дороже всего».
В опере присутствует образ Пустыни - места абсолютного духовного пространства. Этой Пустынью представлена жизнь леса - образа безначального и бесконечного бытия природы. Облик Февронии представлен в духовной радости, светом, неотделимо связанным с духовным миром Пустыни и это есть ее аура, с которой она составляет единое целое. Нужно подчеркнуть, что композитор воплощает не аскетичный, религиозно-фанатичный тип верующей. Он концентрирует внимание на чертах, столь важных для людей «с Богом в душе», а именно, на глубоких нравственных убеждениях, стойкости и мужестве духа, обретаемого человеком в вере, живущего по законам совести и внутренней морали.
Максимально развит в опере мотив слиянности героини с природой, что указывает на Всеединство. Можно прийти к выводу, что Римский-Корсаков усиливает не сказочные, но духовно-нравственные мотивы, подчеркивая элемент слияния героини с природным космосом, который созвучен исканиям Идеала начала 20 века и концепции Всеединства Вл. Соловьева, воплощенной в музыкальной драматургии.
Еще один важный аспект в опере, одухотворяющая сила любви Февронии. По пророческому благословлению Февронии вырастает спасенный Невидимый град, дивно расцвеченный. Именно от нее распространяется преображающий свет, льющийся нескончаемым потоком тихой благодати. Ее же молитва: «Боже, сотвори Невидим град» спасает город.
В опере композитор противопоставляет два главных действующих лица: это образы Февронии, которая сливается с миром Всеединства, и Гришки Кутерьмы, воплощающем в себе тему зла и духовной тьмы.
Римский-Корсаков показывает два пути, две дороги и идущие по ним имеют одинаковые возможности. Но, сознательно и свободно выбирая свой путь, каждый проходит к разным воротам: перед Февронией распахиваются врата Невидимого града с неизречённым светом, для Гришки они закрыты навсегда.
В «Китеже» именно безупречность и чистота духа девы и праведников Великого града возносит их к космической Гармонии – Всеединству. Композитор видит соборность в единении нравственно совершенных людей и путь от морального подвига отдельной личности – к нравственности человечества. Идея соборности и космизма в «Китеже» обрели чисто этическую окраску, где высота духа возводит человека к гармонии Вселенной.
Общим в философской системе Вл.Соловьева и «Сказании…» является создание картины целостного Бытия, универсального Всеединства. Концепция «Сказания…» гармонично подтверждается мыслью Соловьева о совершенстве добра как нераздельной организации триединой любви: «Любви восходящей к совершенству Творца и Творения, любви равной - к любящим, ближним и дальним и любви нисходящей ко всей материальной природе».
Известный русский писатель Леонид Андреев назвал мир, возникающий на полотнах Н.К.Рериха "Державой Рериха". Римский-Корсаков в своем музыкальном творчестве создает прекрасные миры и образы, и его вклад в русскую и мировую музыкальную культуру можно назвать "Сказанием о Невидимом Граде" - Граде Небесном, Граде Высших миров, который он знал и стремился передать в своем творчестве.
|