21 ноября 2014 года в рамках лектория Санкт-Петербургского отделения состоялась третья лекция из цикла «Космизм в философии, науке и искусстве». Тема лекции: «Н.А.Бердяев: Моя философия есть философия духа». Лекцию с видео-презентацией представил сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР М.Ю. Гаврилов.
Николай Александрович Бердяев - ярчайший представитель русского Серебряного века, философ с мировым именем, до конца своих дней работавший над разгадкой «вечных» вопросов человеческого бытия: о смысле жизни и смерти, о свободе и творчестве, об историческом предназначении России и существе «русской идеи». Название «Серебряный век» приписывают самому Николаю Бердяеву.
Н.А.Бердяев родился 6 (18) марта 1874 года. Он родился в аристократической дворянской семье в Киеве. Учился в Киевском университете Святого Владимира на физико-математическом факультете, который не закончил из-за ареста и ссылки за участие в социал-демократической организации. Рано увлекся философией Канта, Шопенгауэра, а позже марксизмом. В первой своей книге, написанной в ссылке «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском», наметился его отход от идей марксизма и переход в сторону идеализма. Это отразилось в его участии в выпуске сборника «Проблемы идеализма», вышедшем в 1902 году в соавторстве с известными российскими философами.
В 1904 году Николай Бердяев переезжает в Санкт-Петербург, где тесно сотрудничает с литературно-художественным миром Мережковских. С момента основания Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге в 1907 году он читает свои доклады и лекции.
В 1909 он переезжает в Москву, где будет проживать вплоть до высылки за рубеж. В Москве Бердяев продолжает свою деятельность в Религиозно-философском обществе памяти Владимира Соловьева. Главным событием этого года стало участие его в сборнике «Вехи». Поводом была реакция на кровавые события 1905 года и вина за них русской интеллигенции.
В 1911 году выходит его книга «Философия свободы», а в 1916 году как продолжение книга «Смысл творчества». В философии Бердяева тема ведущей роли Высшего в эволюции человека наиболее полно выражена в его концепции свободы, в свою очередь тема свободы органично связана с темой творчества, которое находит свое подлинное воплощение в любви. Любовь, по Бердяеву, явление космическое и приобщает человека к космической иерархии.
Русский мыслитель предчувствовал наступление социальных потрясений, охвативших Россию и весь мир в ХХ веке. Поэтому его философия носила провидческий характер. Осмысливая грозные симптомы надвигавшихся событий, проявлением которых были первая мировая война и революция 1917 года, Бердяев не ограничивается анализом внешних форм. Всей мощью своего духа философ стремится уловить глубинные, космические истоки происходящих изменений.
В 1914 году он написал целый ряд статей о русском мессианизме, о роли России в мировой истории, среди них выделяется статья «Душа России», вошедшая позже в сборник «Судьба России».
В 1917 году Николай Александрович написал статью «Духи русской революции», которая была опубликована в 1918 году в сборнике «Из глубины». Сборник был задуман как продолжение сборника «Вехи» 1909 года, который предупреждал русское образованное общество об опасности, надвигавшейся на культуру и государство.
В 1918 году родилась Вольная академия духовной культуры, председателем которой стал ее основатель — Н.А. Бердяев. В это же время он написал работу «Философия неравенства. Письма к недругам о социальной философии», в которой выступил против уравнительной практики советского государства.
В 1922 году вышел сборник, посвященный книге О. Шпенглера «Закат Европы». Н.А.Бердяев написал для этого издания статью — «Предсмертные мысли Фауста». В том же году он был выслан вместе со многими русскими интеллигентами за пределы страны как «враждебный» элемент.
Проживая в Берлине, а после 1924 года в Париже, Н.А.Бердяев ведет активную писательско-лекционную работу, встречается с молодежью.
Н.А.Бердяев очень остро чувствовал переломность своей эпохи, ее духовный кризис. Начиная с 1917 года, темы философии истории занимают все большее место в его творчестве. Результатом этого стала книга «Смысл истории».
Настоящую известность и признание в Европе имя Н.А.Бердяева получило в 1924 году с выходом его книги «Новое средневековье». Его призыв к «новому средневековью» был призывом к новому христианскому сознанию, к религиозной революции духа. По мнению Бердяева, в обществе «нового средневековья» большую роль будет играть рост женского влияния на культуру и общество.
Постепенно Н.А.Бердяев становится своеобразным «посредником» между русской и западной культурами. Он сближается с известным французским мыслителем Жаком Маритенем. Известность Бердяева была столь велика, что спасла его во время оккупации Парижа немцами в годы Второй мировой войны. В 1942–43 годах он много работал над книгой «Русская идея».
Н.А.Бердяев ушел из жизни в 1948 году, на семьдесят пятом году жизни, в своем доме в пригороде Парижа Кламаре. Его перу принадлежат сорок три книги и брошюры, переведенные на десятки языков, сотни статей. Напряжение мысли, непрекращающийся труд, воля сделали его одной из самых заметных фигур в русской философии. Год 2014-й - юбилейный для Н.А.Бердяева. В этом году исполнилось 140 лет со дня его рождения.
Представление Н.А.Бердяева о космической природе человека, позволяющей человеку соприкасаться с мирами иных состояний материи, во многом созвучно идее единства Космоса и человека, что соответствует сегодня космическому мировоззрению, выступающему как новое мышление XXI века.
|