Новости отделения

24.10.2014

Лекторий Санкт-Петербургского отделения МЦР в библиотеке истории и культуры Санкт-Петербурга. Цикл лекций на тему: «Идеи космизма в философии, науке и искусстве». Вторая лекция: «С.Н.Рерих: от земной красоты к Красоте Беспредельности»







24 октября 2014 года в рамках лектория Санкт-Петербургского отделения  состоялась вторая лекция из цикла «Идеи космизма в философии, науке и искусстве». Тема лекции: «С.Н. Рерих: от земной красоты к Красоте Беспредельности». Лекцию с  видео-презентацией представила сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР М.Я. Морозова.

Святослав Николаевич Рерих - выдающийся художник, искусствовед, архитектор, философ, ученый, просветитель и выдающийся общественный деятель. Всю свою жизнь он посвятил стремлению к прекрасному и совершенствованию людей на земле. Как и все Рерихи, он верил в высокое предназначение России и видел в ней «пространство Будущего». Во имя этого будущего он и трудился, и призывал других своим неизменным девизом: «Будем стремиться к Прекрасному».
                                                                                                                                                        
Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 г. в Санкт-Петербурге   Его отец Николай Константинович Рерих - всемирно известный художник, мыслитель, ученый, путешественник и выдающийся общественный деятель. Мать  Елена Ивановна Рерих, - мыслитель, писатель и философ-космист ХХ века. Старший брат Ю.Н. Рерих  является одним из крупнейших востоковедов, лингвистов и энциклопедистов ХХ века, чье имя известно во многих странах мира.

Как его отец и старший брат, С.Н.Рерих учился в гимназии К.И.Мая, одновременно посещая специальные классы в Школе Общества Поощрения Художеств, которую возглавлял Николай Константинович, где получил первые уроки рисования. С ранних лет пробудился у него интерес к естественным наукам: биологии, орнитологии, зоологии, минералогии.  Рано проявились у него и литературные способности, а так же интерес к театру.

С 1916 по 1918 г. Святослав Николаевич вместе с семьей живет в Финляндии, в связи с болезнью отца, где получил возможность больше заниматься рисунком  и живописью под руководством Николая Константиновича. В 13 лет он пишет первый портрет отца. После отделения Финляндии от России в 1917 г., Рерихи остаются отрезанными от Родины навсегда.

С 1918 по 1920 гг. Рерихи живут в Лондоне. Святослав Николаевич готовится к поступлению в Академию архитектуры, продолжает заниматься живописью, помогает отцу в создании декораций и эскизов костюмов к постановкам спектаклей во время Русских сезонов С.П. Дягилева.

С 1920 г. Святослав Николаевич вместе с семьей живет в США, поступает в Колумбийский университет на архитектурное отделение, по окончанию которого получает степень бакалавра и переходит в магистратуру Гарвардского университета. Одновременно занимается на скульптурном отделении Массачусетского Технологического института. В то же время пишет много картин, занимается книжной иллюстрацией и графикой, вместе с отцом участвует в подготовке эскизов костюмов для постановок русских оперных спектаклей в Чикагском театре, а так же много работает самостоятельно. После окончания Гарвардского университета, обладая глубокими знаниями в различных областях искусства и блестящими организаторскими способностями, в 19 лет он становится директором международного центра искусств в Нью-Йорке «Венец Мира», который был основан его отцом.

В 1923 г. вместе с семьей уезжает в Индию, где проводит год, участвуя в экспедициях по Сиккиму, углубленно изучает исторические памятники, традиционную тибетскую медицину и фармакопею. По возвращению в США он возглавил все культурные учреждения, созданные его отцом. С.Н.Рерих руководил музеем им. Н.К.Рериха в Нью-Йорке, который был открыт усилиями почитателей творчества Николая Константиновича, и в котором велась большая культурно-просветительская работа. Продолжает заниматься живописью и участвует в выставках, проводимых в крупных городах Америки.

В конце 1928 г. после возвращения из Центрально-Азиатской экспедиции семья Рерихов поселилась в Индии в долине Кулу. Здесь же Рерихами был создан Институт Гималайских исследований «Урусвати», уникальный научный центр, в котором проводилась большая научно-исследовательская работа. С 1932 г. Святослав Николаевич живет в Индии постоянно. В институте он занимался естественными науками, народной медициной, фармакопеей и проблемами искусства. В сотрудничестве с ламами - лекарями он восстанавливает старинные рецептуры и приготовляет препараты от различных заболеваний, таких как онкологические болезни, астма, психические расстройства и многие другие. Также разводит опытные плантации лекарственных трав, занимается изучением  эфироносных и засухоустойчивых растений и отправляет семена многих редких растений, в частности, директору Всесоюзного института растениеводства, академику Н.В.Вавилову.
 
Вся эта многогранная деятельность не отрывала Святослава Николаевича от живописи. Проходит ряд выставок в США, Индии, Франции, Италии. В Венеции за портрет Н.К.Рериха (1928), С.Н.Рерих  получает  Grand Prix. Люксембургский музей в Париже приобретает один из его портретов Н.К.Рериха.

Много сделал Святослав Николаевич для принятия Пакта Рериха, носящего имя его отца (Международный договор об охране художественных и научных  учреждений и исторических памятников). Многогранная работа в этом направлении способствовала тому, что Индия присоединилась к Пакту в августе 1948 г.

С началом Великой Отечественной Войны Святослав Николаевич вместе с братом передал через Советское посольство заявление с просьбой зачислить их в ряды Красной Армии, но ответа они не получили и выехать из Индии не смогли. В течение всей Второй Мировой войны Святослав Николаевич вместе с отцом организует совместные выставки картин в городах Индии. Выручка от их продажи поступает в фонд Советского Красного Креста и Красной Армии. В 1942 г. Святослав Николаевич знакомится с Джавахарлалом Неру. Так в годы войны были заложены основы советско-индийской дружбы, развитие и укрепление которой стало важным делом дальнейшей жизни Святослава Николаевича Рериха.
 
В 1945 г. Святослав Николаевич женился на знаменитой актрисе индийского кино Девике Рани, возглавлявшей в то время одну из ведущих киностудий «Бомбей Токис». В 1949 г. после ухода из жизни Николая Константиновича Рериха (1947) они переезжают на юг Индии в Бангалор, где Святослав Николаевич открывает творческую мастерскую в имении Татагуни, занимается  разведением редких эфироносных растений, продолжает свои научные исследования, руководит созданной им школой искусств. В сотрудничестве с Союзом художников Индии он создает в Бангалоре крупнейший в стране Арт-комплекс Читракала Паришад, в дар которому для Рериховской галереи художник передал 120 картин отца и своих собственных. Продолжает традиционную для всей семьи работу по расширению и укреплению контактов между Индией и Россией.

Святослав Николаевич приезжал на Родину неоднократно. Его персональные выставки проходили в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Третьяковской картинной галерее в Москве и в Государственном Эрмитаже в Ленинграде, которому художник подарил 9 своих картин. Выставка картин Святослава Николаевича проходила и в крупных городах Болгарии. В результате сотрудничества Святослава Николаевича и министра культуры страны Людмилы Живковой была разработана большая культурная программа – Международная детская ассамблея «Знамя Мира», которая проводилась в Болгарии в 1979-1985 гг., объединив в творческих конкурсах сотни тысяч детей разных стран.

Так же как и его отец, Святослав Николаевич был крупнейшим общественным деятелем. За выдающийся вклад в искусство и культуру, и укрепление дружбы и сотрудничества он награжден  высшими наградами Индии, Болгарии и в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССС - орденом Дружба народов.

В 1989 г. по инициативе Святослава Николаевича создан Советский фонд Рерихов (позже – Международный Центр Рерихов) и  Центр-Музей им. Н.К.Рериха. В 1990 г.  С.Н.Рерих передал России наследие своих родителей, (картины, книги, архивы, личную библиотеку и ряд вещей и реликвий, хранящихся в семье), выполнив их завет.

30 января 1993 г. Святослав Николаевич ушел их жизни и был похоронен в своем имении Татагуни в Индии.

Кроме художественного наследия Святослав Николаевич оставил нам и литературное  наследие. Основные его труды: «Стремиться к Прекрасному», «Искусство и жизнь», «К беседе с художниками». В двух томах эпистолярного наследия красной нитью проходит тема, которой Святослав Николаевич посвятил всю свою жизнь – духовно-культурная эволюция человечества, которая немыслима без воспитания внутреннего человека. Исходя из тезиса, что вся эволюция мира стремится к Красоте, к совершенству, он рассматривает проявления космического закона Красоты в различных царствах Природы, описывает тонко-энергетические механизмы воздействия Красоты на сознание человека.

 Художественное творчество Святослава Николаевича многогранно. Им написано около 4000 картин. Его кисти принадлежат портреты, пейзажи, жанровые и эпические полотна, картины философского содержания. Он считается одним их лучших портретистов ХХ века. Он писал простых людей и известных государственных деятелей (Д.Неру, Индиру Ганди),  служителей искусства и науки. В портрете он стремился, прежде всего, воссоздать внутренний мир человека, его характер, мысли, настроение.

В большом цикле картин философского жанра он отражает различные явления жизни и Бытия в целом. Цикл таких произведений открывается большим триптихом «Распятое человечество», написанным в 1939 - 1942 г.. Святослав Николаевич, отвечая на выставках на вопросы зрителей, давал этому полотну такое пояснение: «Это - война иного порядка, она выражает борьбу человека с самим собой, с тем множеством безобразных, эгоистических «я», которые не дают ему подняться на более высокую ступень существования. Из хаоса необузданных вожделений, в упорной борьбе с ними рождается новый, освобожденный человек….». К этой же теме относятся картины «Яков с Ангелом», «Пиета», «Победа», и многие другие.
 
В большом цикле жанровых картин о жизни крестьян Индии, Святослав Николаевич продолжает развивать и углублять тему каждодневной жизни простых людей юга Индии. Разнообразные сюжеты этой общей темы имеют и общий для всех них «подтекст»: связь человека с окружающей его средой и осмысление человеком своего места, своего обязательного и незаменимого ничем вклада в сокровищницу единого Бытия. Таковы картины «Дочери моря», «Мои соседи», «Красная земля», «Женщина из племени Гадди» и многие другие.

В его неповторимых горных пейзажах Гималаи - этот великий Храм Природы, соединяющий Землю и Небо, - присутствуют во всем своем великолепии. Прекрасные горные вершины для Святослава Николаевича Рериха – вместилище и источник Божественного Света, окно в сияющую Беспредельность. Запечатлевая на холсте их различные настроения, художник всякий раз приносит миру новую Красоту. «Будем всегда стремиться к прекрасному», – не уставал повторять Святослав Николаевич Рерих.

Лекция сопровождалась видео-презентацией с демонстрацией картин художника. В конце встречи был показан короткометражный фильм «20 лет Международному Центру Рерихов».   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2016 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов