|
|
26 сентября 2014 г. в Библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга состоялось открытие Лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов. Цикл лекций на тему «Космизм в философии, науке и искусстве» открылся лекцией с видео-презентацией «М.В.Врубель. Вечность и тайна Красоты», которые представила М.В.Царева, сотрудник СПб отделения МЦР.
26 сентября 2014 г. в Библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга состоялось открытие Лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов. Цикл лекций на тему «Космизм в философии, науке и искусстве» открылся лекцией «М.В.Врубель. Вечность и тайна Красоты», которую представила М.В.Царева, сотрудник СПб отделения МЦР.
Имя Михаила Александровича Врубеля, великого русского художника, вошло в пространство русской культуры, когда в России, в русле Духовной революции, целая плеяда блестящих русских поэтов, музыкантов, художников стала ядром нового философско-художественного мышления, названного символизмом. Символизм нес в себе идеи теургии и теургического искусства. Этот процесс был связан с энергетическим прорывом художника-творца в пространство Инобытия, его преображающей человека ролью.
Врубель входил в число так называемых «старших символистов», к которым Л.В.Шапошникова причисляет Н.Рериха и К. Чюрлениса, А.Бенуа и К.Петрова-Водкина, К.Сомова и Л. Бакста. Врубель - певец красоты Инобытия, он отражал ее в искусстве, делая реальными свои видения. События его жизни дают основу понимания его художественных образов, а картины раскрывают душу творца, его пророческий дар и провидческие мечты, философские размышления и высокие духовные устремления, главное из которых - служение Красоте. «Сколько у нас красоты на Руси» - в письме к другу пламенно утверждает он. - И знаешь, что стоит во главе этой красоты – форма, которая создана природой вовек»…она «бесконечно дорога потому, что она – носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою». «Никогда еще прошлое не находило такого точного и ритмично-красивого отображения, как на художественных полотнах, в поэзии и музыке России начала века. Н.Рерих, В.Васнецов, А.Бенуа, Н.Римский-Корсаков, В.Брюсов, А.Блок и многие другие подарили нам это прошлое в его многоцветном, словесном и музыкальном богатстве.
Символистов влекла также эстетика сказки, мифа, легенды, на изображении которых они отрабатывали свои представления о Красоте и искали в свободном от ограничений пространстве свой эталон этой Красоты». Так пишет в своем труде «Тернистый путь Красоты» писатель и философ Людмила Васильевна Шапошникова. В число упомянутых творцов, сказавших новое слово о Красоте, входит и Михаил Александрович Врубель.
Используя старинные мотивы и древнерусские традиции, он находил им яркое неожиданное преломление, соединяя их со своим видением небывалой красоты тонкого мира, который видел в воображении. «Я опять в Москве … и опять осажден тем же… поисками чистого и прекрасного в искусстве…», - восклицает он в письме.
Современники Врубеля отмечали: «Врубель начертал широкий путь демократизации искусства, именуемого прикладным… Это тем дорого и ценно, что глубокий талант, не замыкаясь … в обывательскую жизнь, заполнял обстановку истинными произведениями искусства».
Для театра Частной оперы Мамонтова Михаил Александрович оформил ряд постановок: «Хованщина» М.П. Мусоргского (1897), «Моцарт и Сальери» (1898), «Царская невеста» (1899), «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова и другие.
«Творцы символизма признали музыку самым важным… видом искусства, что наложило печать высокой Красоты на все творчество русского символизма, сделало эту Красоту вершиной искусства XX века» - отмечает Людмила Васильевна Шапошникова. - Красота есть музыка. И поэтому именно музыка становилась кри¬терием качества этой Красоты, уровнем ее духовности….» Творчество Врубеля было в наибольшей степени причастно и этой Красоте, и рождающей ее музыке.
Композитор Б.К.Яновский вспоминает о художнике: «…Музыка была его потребностью.…в его симпатиях проглядывает необыкновенно тонкая художественная организация; он любил Бетховена, в Вагнере разбирался удивительно тонко и метко, чуткость, которой может гордиться любой хороший музыкант… Из русских композиторов ему по душе пришелся также Мусоргский, с которым он был некогда дружен лично. Но больше всего он любил музыку Римского-Корсакова; недаром он создал целый цикл произведений, являющийся как бы иллюстрацией к его музыке».
«…Подобно очень немногим, шедшим только своей дорогой, в вещах Врубеля есть особый путь, подсказанный только природой» - писал Н.К.Рерих.
Михаил Александрович Врубель оставил русскому художеству свой завет: «Путь к подвигу, которого требует наше служение, есть - прежде всего – ученичество, самоуглубление, пристальность взгляда и духовная диета. Должно учиться вновь у мира и у того младенца, который живет еще в сожженной душе».
|