Новости отделения

07.07.2014

Культурная программа выставки «Пакт Рериха. История и современность» г. Бишкек







Фоторепортаж

Знамя Мира будет поднято на высочайшие вершины Кыргызстана: пик Музтаг-Ата (Китай) и Ленина (на Памире)           
25 июня 2014 года в Кыргызском Национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева в рамках Международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность» состоялись торжественные проводы альпинистов к восхождению на вершины Музтаг Ата (Китай) и Ленина (Памир, Кыргызстан).

Представители науки, образования, деятели искусств и культурных учреждений собрались во имя великого труда и строительства будущего. Каждая эпоха имеет свой призыв, и сила мысли будет зовущим началом Нового Мира. В Свидетельстве восхождения записано: «С высочайших вершин Мира мы обращаемся к гражданам планеты Земля: «Друзья! Мир так прекрасен и так хрупок! Не рвите живую ткань культуры, таким трудом сотканную! Пусть Знамя Мира – символ Высокой Культуры охраняет и сберегает все прекрасные и духовные сокровища мира. Оставим обиды и разъединения народов в прошлом. Всем сердцем и силою мысли утвердим Любовь, Красоту, Действие! Мир, Братство, Сотрудничество! Пожелаем всем: Вперед! Вперед! Вперед!
Пусть будет Миру хорошо!».      

Почетный председатель Тянь-Шаньского общества Рерихов С.П. Синенко отметила: «Путь Служения Миру, Красоте должен быть торжественным, терпеливым, исполненным внутреннего достоинства, величия, внушающим почтение к себе. Жизнь Вселенной, которая нас окружает, находится в постоянном движении, также и человек каждой минутой своей жизни творит свою судьбу: каждой мыслью, которая возникает иногда неожиданно и мгновенно, каждым словом, действием». Природа человека не терпит пустоты, не терпит и бездействия то, что предназначено для действия. Человека человеком делают духовность, знание, культура!»

Доцент Кыргызского Национального университета А.К. Абетеков поддержал начатый разговор, отметив правоту тех, кто говорит, что, подчинив человека к материальной цивилизации, человечество зашло в тупик: «В чем же причины? Ответ: в отсутствии высокой духовности. Духовная жизнь – это внутренний источник восхождения духа, поэтому в таком действии, как восхождение на пики вершин, это — проявление личностного состояния внутреннего мира каждого человека.

Заведующая отделом культурно-воспитательной работы среди студентов Кыргызско-Российского Славянского университета И.А. Мальченко в выступлении подчеркнула, что в настоящее время человек в жизни мира выступает в роли созидателя и разрушителя. Примером тому — невероятные темпы развития научно-технического прогресса и в то же время — войны, террор, наркомания. Одна из сложнейших проблем, которую поставила современная действительность перед человечеством, — это проблема человека в меняющемся мире. Выявилась радикальная несоразмерность человеческого бытия и глобального характера доступных человеку и человеческим сообществам природных сил и возможностей.

Способность видеть все факторы, которые воздействуют на систему в критической ситуации, умение рассмотреть все издержки при выборе конкретного решения, принятие личной ответственности за последствия сделанного выбора, осуществление выбора с учетом высших этических смыслов — вот основные требования, предъявляемые к современному человеку. Жизнь показывает, что сейчас мало быть просто хорошим, образованным и воспитанным человеком. Необходимо еще быть способным принять на себя ответственность за судьбу мира, в котором каждый из нас живет. А это означает, что на центральное место всего комплекса глобальных проблем современности выходит проблема человека с моральными ценностями и этическими нормами, поскольку нравственную ответственность за будущее мира, то есть за создание альтернативной цивилизации и культуры может взять на себя только духовно зрелая и свободная личность.

Заслуженный художник Кыргызской Республики С.К. Бабаджанов поделился своими наблюдениями: «Глядя на прекрасные творения человечества, человек улучшается. Надо помочь молодым понять духовное значение красоты в жизни. У меня сложилась такая формула триединства: Природа – Красота — Радость. Природа несет в себе великую Красоту. Эта Красота есть Радость. Мой дед, отец видели вершину Музтаг Ата, когда жили на родине в Китае, я еще мальчиком видел фотографии перевала, который назывался Музтаг даван, до сих пор помню их рассказы, когда-то создал этюды, чувствую трепетное волнение и желание продолжить работу над этюдами. Мира и сотрудничества на века!»

Чолпон, заведующая отделом КНМИИ им. Г. Айтиева, отметила: «Наш музей долго работал над осуществлением Международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность», но что-то никак не получалось. И вот Выставка каким-то волшебным образом оказалась у нас. Особенно мне понравился раздел «Живая ткань культуры». Она ткется и сейчас в нашем настоящем». 

Президент организации «Горы Азии» С.Д. Дудашвили рассказал о впечатлениях от поездки в Сирию. Когда-то он восхищался красотой этой страны, а сейчас ему очень больно видеть, как многие ее исторические и культурные памятники превратились в развалины.

Собравшиеся отметили, что Кыргызстан – страна, где горы занимают почти три четверти территории. Причем, более 94% площади страны расположено выше 1000 м над уровнем моря, из которых 40% – выше 3000 метров. С запада на восток страны тянутся 88 мощных хребтов грандиозной горной системы Тянь-Шань.

Президент ОО «Центр гуманной педагогики» Д.А. Кутманалиева, рассказала миф о происхождении гор: «Когда планетный Создатель трудился над оформлением тверди, он устремил внимание на плодоносные равнины, которые могли дать людям спокойное хлебопашество. Но Матерь мира сказала: «Правда, люди найдут на равнинах и хлеб и торговлю, но когда золото загрязнит равнины, куда же пойдут чистые духом для укрепления? Или пусть они получат крылья, или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота». И Создатель ответил: «Рано давать крылья, они понесут на них смерть и разрушение, но дадим им горы. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением». Так различаются люди на равнинных и на горных». «Наше Отечество — страна горная, — добавила в продолжение Д.А. Кутманалиева. — Та альтернативность, о которой сказано в древней притче, может быть, распространяется на нас не только как на людей, живущих в горном крае, но как на тех, кому поручено спасение жизни на Земле, кто понимает свое постоянное, говоря словами Ч.Айтматова, «соавторство с землею и водою». К укреплению особой чистоты духа мы должны стремиться постоянно».

 


Возврат к списку

Архив новостей: 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2024 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов