|
|
23 мая 2014 года в Библиотеке истории и культуры Петербурга (ул.Марата,72) состоялась лекция «Б.А.Смирнов-Русецкий. Жизнь длиною в век» из цикла «Космизм в философии, науке и искусстве». Лекцию и презентацию с показом музыкального слайд-фильма провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Л.И. Шестакова.
Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий русский художник-космист, ученый, кандидат технических наук, писатель, общественный деятель, член группы художников-космистов «Амаравелла». Он был человеком огромной культуры; прекрасно знал русскую, европейскую, восточную философию; увлекался наследием древних цивилизаций; очень любил русскую поэзию. Он был ценителем и знатоком серьезной музыки.
Творческий огонь сопровождал художника до последних дней его долгого нелегкого пути. Созидая и творя, художник пронес на своих плечах события и драмы целого века России, наполненного противоречиями, войнами, страданиями, заблуждениями, всевозможными ограничениями и гонениями.
Будущий художник родился в Санкт-Петербурге 21 января (по старому стилю 8 января) 1905 года накануне Кровавого воскресенья. Отец художника, штабс-капитан Павловского полка Алексей Алексеевич Смирнов, происходил из многодетной дворянской семьи дипломата. Мать Бориса – Екатерина Антоновна Русецкая - также происходила из дворянской семьи военного, близкой к интеллигентским кругам. Рисовал Борис в детстве мало и, по его собственным словам, «не очень хорошо». Настоящее увлечение началось с 14 лет.
В какой-то степени его пристрастиями руководил дядя Александр Павлович Иванов, который в то время работал заведующим отделом современной живописи в Русском музее, а тетя Евгения Алексеевна, художница, была ученицей Н.К.Рериха. С жадностью вслушивался Борис в рассказы дяди о Врубеле, Рерихе, Бенуа, Чюрленисе, Кандинском, о современных течениях в живописи, литературе, поэзии.
Он с грустью признавался: «Начиная с юношеских лет (примерно с 17-ти), вся моя жизнь в основном протекала в Москве, возникло отчуждение, близость с родителями была утрачена, и вся моя дальнейшая жизнь протекала в отрыве от семьи, им были чужды мои друзья и мои интересы, а мне - дела семьи».
В 1921 году Борис оканчивает школу, а осенью 1922 года поступает на вечернее отделение Московского инженерно-экономического института. В институте был весьма обширный круг молодежи, интересовавшейся искусством. «Как ни странно, - вспоминает художник, - учеба в инженерно-экономическом институте духовно дала мне больше, чем в дальнейшем художественный вуз».
На одной из многих художественных выставок Борис знакомится с Петром Петровичем Фатеевым и становится его учеником в художественном, и в духовном плане. В тот период Борис учился вечерами, весь день отдавая живописи. Художник пишет: «В моей жизни неповторимый период – это 1922 год. Я заново увидел мир, и это дало цикл «Прозрачность». Все сверкает белизной, чистотой, светом. Мне захотелось выразить чистоту человеческого духа, способность воспринять, принять эту природу. «Прозрачность» – цикл, который возник на самой заре моей юности…. Это музыка души. Чувство непередаваемой красоты природы. Все утончено, все как бы чуть-чуть. Это «чуть-чуть», прозрачность является душой этого цикла».
Осенью 1923 года Борис Алексеевич впервые выставил несколько своих работ в помещении Музея изящных искусств. В этом же году он знакомится с художником Александром Сарданом. В следующем году друзья знакомятся с Руной (Верой Пшесецкой). Именно о ней художник вспоминает как о «духовной матери». Складывались кирпичики будущего союза таких разных и интересных художников, в который еще вошли Черноволенко и Шиголев. Группа будет названа «Амаравелла» – в переводе с санскрита «ростки бессмертия», «берег бессмертия» – наиболее значительное объединение русских художников - космистов.
Новым жизненным и творческим стимулом стала встреча с Н.К. Рерихом и его семьей в июне 1926 года. Смирнов-Русецкий писал в своем дневнике: «Значимость этой встречи так велика, что за прошедшие 60 лет я еще не все освоил, осознал и реализовал…. Это была встреча с подлинным Учителем в искусстве и в жизни».
Период 1920-1930-х годов был самым плодотворным для художника. Тогда возникли темы «Прозрачность», «Осенние раздумья», «Космос», «Знаки древности». Уже в 1960-е годы и позже художник воплощал и восстанавливал по памяти то, что открылось для него в начале творческого пути.
Тридцатые годы стали активными и трудными, так как все сложнее было выставлять работы. Становилось все более ясно, что для него профессиональная работа в искусстве будет невозможна, т.к. в то время в стране резко возросли требования идеологического содержания в живописи. Борис, не окончив художественного института, поступает в аспирантуру, и становится ученым, исследователем структуры металлов. Позже художник признавался: «Самым тяжелым для меня было сознание, что я добровольно сделал шаг, поведший к отказу от творчества». Для Бориса Алексеевича все-таки творчество в искусстве было жизнью, а творчество в науке – данью обстоятельств.
24 июня 1941 года прямо из института, где Борис Алексеевич принимал экзамены у студентов, люди в штатском тихо, без огласки арестовали его и увезли. Далее следует более чем 15-летнее пребывание в Гулаге и ссылке. «Наступила длинная полоса жизни, о которой не хочется вспоминать, - писал Борис Алексеевич. - Основное ощущение тех лет, от него потом долго трудно было избавиться - утрата себя как человеческой личности. Началась жизнь в полном бесправии, с которым в любой момент могут делать все, что угодно». Борис Алексеевич возвращается в Москву только в 1956 г..
Летом 1957 года произошло очень важное для Смирнова-Русецкого событие – встреча с приехавшим в Москву Юрием Николаевичем Рерихом. Борис Алексеевич получил возможность помочь ему на самых первых порах пребывания на Родине. Неоднократно Юрий Николаевич бывал дома у Бориса Алексеевича, познакомился с его творчеством. Их встречи стали постоянными, длительными, откровенными и наполненными глубочайшим интересом друг к другу. По воспоминаниям, художник постоянно ощущал незримое присутствие этого удивительно светлого человека.
Художник работал в очень широком диапазоне. Этот поистине титанический труд свидетельствует о полном возрождении творческого духа художника. Мастер добивается все большего совершенства в технике живописи. Поистине, как говорил его любимый Блок:
… через край перелилась
Восторга творческая чаша.
Имея за плечами большой творческий и преподавательский опыт, Смирнов-Русецкий стремился передать свое художественное мастерство, опыт, знания и духовные накопления молодежи и единомышленникам.
«Соприкосновение с Красотой происходит всюду, - писал Борис Алексеевич. - Все дело в том, чтобы суметь это принять… Красота неосознанная пропадает для тех людей, что не успели ее осознать. И произведение искусства должно говорить человеку, способному принять его, – это принцип сопереживания. Не просто искусство – как информация, а сопереживание… Я пытался исключить темные силы из своих картин. Человечество должно видеть светлые маяки. Болезнь планеты должны лечить человеческая Красота и Добро».
Многие картины цикла «Прозрачность» имеют плоскостное решение, однако, неисповедимым образом они создают ощущение глубины, бездонности. Это ощущение возникает благодаря наложению прозрачных планов друг на друга. Перед нами фактически новый, впервые сознательно и целенаправленно используемый метод воплощения бесконечности. Это художественное открытие Смирнова-Русецкого. Как художник-пейзажист, он мастерски передает сложнейшие эффекты освещения, наблюдаемые им в природе, но художник умеет бросить на природные формы и свет несказанный! В этом ключ к его самобытности.
Борис Алексеевич говорил: «Русский символизм – миросозерцание, близкое Живой Этике. Наиболее глубоко идет от символа…. Символ – это через земное представление выразить надземное…, через внешние формы искусства раскрыть более глубокое, бесконечное…, через преходящее – вечное».
Цикл «Прозрачность» по своему внутреннему звучанию, сливается с циклом «Космос». На этих плоских полотнах художник старался показать бездонную глубину звездного неба, бесконечную удаленность звездных скоплений, показать космос живым, пульсирующим, одухотворенным, закономерно построенным чьей-то Великой волей. Эта структурность Космоса тогда еще робко предполагалась наукой, а художник уже видел ее и художественными средствами дал убедительный образ Вселенной.
О картинах художника можно сказать словами Людмилы Васильевны Шапошниковой из ее статьи «Тернистый путь Красоты»: «Художник через наш плотный мир показывает то невидимое, которое в произведении подлинного искусства как бы просвечивает через нашу плотную материю, освещая ее изнутри таинственным, неуловимым светом инобытия. Подлинный художник дает возможность увидеть или почувствовать такой свет – свет тайны и духотворения – в земных плотных образах, созданных им». Художником было создано более 2000 картин и не меньшее количество этюдов. Б.А. Смирнов-Русецкий объединяет свои картины в более сорока циклов.
В течение всей жизни Борис Алексеевич находился под сенью семьи Рерих. Если в 20-е годы он был в поле духовного влияния Николая Константиновича, в 60-е – Юрия Николаевича, то в 70-е – 80-е – Святослава Николаевича. В последнее время он был, наверное, единственным человеком в России, кто общался со всеми Рерихами; он ощущал эту память как большую ответственность и неустанно рассказывал о давних своих встречах новым и новым поколениям слушателей.
В его жизнь властно вошло осознание Великого служения как единственного смысла жизни и бесконечности работы, необходимой для вечного непрерывного духовного роста…. «Забыть о себе – и в творчестве, и в общении, и служить лишь передатчиком Высшего – это великая цель», – признавался художник.
Борису Алексеевичу Смирнову-Русецкому было 88 лет, когда он ушел из жизни, простудившись холодным дождливым летом в Сортавале, это случилось 7 августа 1993 года в любимом им Петербурге, где он и похоронен на Волковском кладбище.
Лекция завершилась показом слайд-фильма «Несущий свет через искусство» по картинам Б.А.Смирнова-Русецкого, который сопровождался музыкой композитора-космиста Леонида Тимошенко, записанной в авторском исполнении.
|