25 апреля 2014 года в Библиотеке истории и культуры Петербурга состоялась лекция «Прометей Духовной Революции» из цикла «Космизм в философии, науке и искусстве». Лекцию и презентацию провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Е.Е. Корчемкина.
Лекция «Прометей Духовной Революции» была посвящена творчеству известного русского композитора, философа и поэта – Александра Николаевича Скрябина.
Александр Николаевич Скрябин родился в семье потомственного военного Николая Александровича Скрябина, юриста и дипломата. Мать Александра Николаевича – Любовь Петровна Скрябина (Щетинина) - была известной талантливой пианисткой. Канва жизненных событий складывалась для А.Н.Скрябина удачно: и в детстве и в юности, и во взрослой жизни судьба дарила ему обстоятельства и людей, которые способствовали развитию его гения.
Среди его друзей были и Вячеслав Иванов, и Константин Бальмонт, и Валерий Брюсов. Его единомышленниками были индийский музыкант и философ-суфист Хазрат Инайят Хан и художник Николай Рерих. Учителя А.Скрябина, среди которых были известные музыканты своего времени, В.Сафонов, С.Танеев, отмечали, что А.Скрябина не надо было учить, ему надо было напоминать музыкальные термины и понятия.
Особый процесс сочинения музыки отмечали многие люди, знавшие Скрябина и присутствовавшие при его творчестве: он воспринимал музыкальные идеи и сразу же записывал их практически в окончательном виде.
Александр Скрябин пришел в пространство земной сферы, когда, по емкому высказыванию А.В.Поздеева, «руководство мировой культурой, мировым искусством переходит к России», но когда социальные перипетии земной жизни в России заслонили собой для многих пространство идей и мечты. Его собственные философские воззрения, отразившееся в его поэтическом и музыкальном творчестве, получили подтверждение и окончательно сформировались при изучении им «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской.
Действенность и огненность творчества, полет идей, легкость и блеск исполнительского мастерства, новаторство и смелость музыкального выражения – все это Александр Скрябин.
«Счастьем истины» назвал его Борис Пастернак. Тем счастьем, которое выпадает Истине раз в сто лет: быть примененной в жизни гения. Николай Бердяев считал, что
«в музыке ему удалось адекватно выразить свое новое, катастрофическое мироощущение, извлечь из темной глубины бытия звуки, которые старая музыка отметала». «Поэмой экстаза» - названием сочинения А.Скрябина – назвал его творческий путь Генрих Нейгауз.
А.Скрябин, как Прометей, «горел и сгорал» (Г.Нейгауз), воспринимая наступающую космическую эпоху перемен и воспроизводя ее своим творчеством в пространстве земли начала ХХ века. Многим он «пришелся не по плечу», «большое русское имя мешало» (Н.К.Рерих). Его ранний уход пресек «уже развернувшиеся крылья» и «Прометеев огонь снова угас», написал Н.К.Рерих в статье «Скрябин» в 1940 году.
Л.В.Шапошникова, глубоко исследующая процесс творчества мыслителей-космистов, в книге «Метаисторическая живопись Н.К.Рериха» в главе «Метаисторический смысл искусства» отмечает необходимость взаимодействия художника – творца с иной реальностью в тонком пространстве. Только при наличии такого двустороннего творческого процесса и при взаимодействии с Высшим могли состояться та гениальность и то провидчество, которые присущи творчеству А.Скрябина и которые позволяют нам сказать про него, что Александр Скрябин – Прометей Духовной Революции.
Выражение космической мыслеформы, которую воспринимал Александр Скрябин, требовало не только музыкальных средств. Александр Скрябин, как и многие композиторы, не только слышал музыку, но и воспринимал ее в цвете, обладал цветным слухом. Попыткой донести до зрителя свое видение и восприятие музыкального образа явилось создание Скрябиным особого светового аппарата, «световой аппаратуры» для сопровождения музыки и нотная строчка «Luce» - Свет в партитуре «Прометей. Поэма огня».
Привнести в пространство земли новые энергии новой эпохи космических перемен – такую задачу ставил себе гений. Синтезом искусств - «Действом» - должна была стать его «Мистерия», задуманная им для воплощения в Индии. Грандиозность задачи самой «Мистерии» определила появление подготовительного театрализованного действия - «Предварительного Действа», которое композитор не успел осуществить.
«Богодейством» назвала этот творческий процесс Л.В. Шапошникова. Ощущая себя теургом, творцом, Александр Скрябин записал во фрагментах к «Предварительному Действу»:
Кто светлее, к сердцу ближе
Чем тусклее, тем все ниже
Кто дерзает в сокровенный
Лик божественный взглянуть
Тот взлетай, благословенный
Для того открытый путь!
Я последнее свершенье
Я блаженство растворенья
Я всезвездности алмаз
Я свобода, я экстаз!
Александр Скрябин, как вестник космической эволюции, нес в земной мир огонь законов космической красоты, в его музыке «звучали Тонкие и Огненные Миры и рождалась энергетика того Нового мира, Новой эпохи, которая была заповедана Земле эволюцией. Огненная философия его музыки звуком и светом формировала на Планете то энергетическое пространство, которое было необходимо для этого Нового мира и для Нового человека». (Л.В. Шапошникова).
Миф об античном герое Прометее, который дерзнул ради счастья людей похитить у богов небесный огонь, - это суть творческого пути Скрябина. Неустанная активная деятельность композитора, «скрябинская воля» вела его по жизни к великой цели, которую ему не суждено было осуществить. Но импульс Действа - жизни Скрябина - действует до сих пор и будоражит умы и сердца современного человечества.
В лекции прозвучали фрагменты музыкальных сочинений А.Н. Скрябина.
|