Новости отделения

30.03.2014

Лекторий Санкт-Петербургского отделения МЦР в библиотеке истории и культуры Санкт-Петербурга. Цикл лекций на тему: «Идеи космизма в философии, науке и искусстве». Седьмая лекция «Космичность мироощущения в творчестве писателя и поэта А. Белого»







28 марта 2014 года в Библиотеке истории и культуры Петербурга (ул.Марата,72) состоялась лекция «Космичность мироощущения в творчестве писателя и поэта А.Белого» из цикла «Космизм в философии, науке и искусстве». Лекцию и презентацию провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов М.Я. Морозова.
  
Андрей Белый одна из знаковых фигур «Серебряного века». Оригинальный поэт, прозаик, критик, мемуарист, он вошел в число выдающихся деятелей русской культуры и литературы ХХ века. Андрей Белый внес свой значимый вклад в историю отечественной философии как пропагандист космического мировоззрения, теоретик символизма.

Настоящее имя писателя и поэта – Борис Николаевич Бугаев. Он родился  26 октября 1880 года в Москве на Арбате. Отец писателя – Николай Васильевич Бугаев – был известным математиком, профессором Московского университета.  Мать – Александра Дмитриевна Бугаева (урожденная Егорова) происходила из разорившейся купеческой семьи, была исключительно музыкальна, обладала большими литературными способностями и привила сыну любовь к музыке и литературе.

Борис Бугаев закончил частную гимназию Л.И. Поливанова, затем естественное отделение физико-математического отделения МГУ, где ему преподавали светила русской науки – Н.А. Умов, К.А. Тимирязев, Д.Н. Анучин и другие именитые ученые. Почти каждому из них он посвятил лучшие страницы своих мемуаров.

Помимо общения с университетскими светилами расширялся круг его литературный  и эстетических знакомств. Он познакомился с  супругами Д.С. Мережковским и З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсовым, Бальмонтом,  А. Блоком, М. Волошином. Знакомство с С.П. Дягилевым и А.Н. Бенуа дало ему возможность опубликовать две статьи «Певица» и «Формы искусства» в издаваемом ими журнале «Мир искусства».

В 23 года, будучи студентом А. Белый написал первый сборник «Северная Симфония» поэма в прозе, где стремился воспроизвести формы музыкальных произведений. «Симфонии» Белого (всего их было 4) явились новым жанром в русской и мировой литературе. Создавались они по образу музыкальных симфоний и состояли из разных частей, написанных в разном темпе и с разным настроением, выражавшими скрытую ритмику вселенной, ощущаемую автором провидцем.

Псевдоним – Андрей Белый,  принятый им в начале ХХ века, предложил ему его сосед по дому М.С.Соловьев, брат философа В.С. Соловьева, философия которого сыграла в формировании мировоззрения  А. Белого решающую роль.  Космос А. Белого – это, прежде всего «Софийный Космос», а процесс его постижения он называл теургическим. Софийно-космический настрой определяет все творчество Белого – как прозу, так и поэзию:
                          Я – сын эфира, Человек, -
                          Свиваю со стези надмирной
                          Своей  порфирою эфирной
                          За миром мир, за веком  век.

А. Белый, как и все русские космисты, считал Вселенную частью себя  и считал себя причастным ко всему, что происходит в мире реальных вещей и духовных феноменов. «Воспоминание о космическом знании выводит нас из нас…<…>» - писал А. Белый. В своей автобиографической повести «Котик Летаев» он утверждает «Мне Вечность родственна, иначе – переживания моей жизни приняли бы другую окраску.

Космическая напряженность особенно усиливается  в пору грозных испытаний, выпавших на долю России. В предчувствии русской революции поэт писал, обращаясь к Вечности:
                            Мои друзья упали с выси звездной.
                            Забыв меня они живут в низинах.
                            Кровавый факел я зажег над бездной.
                            Звездою дальней блещут на вершинах.

Та же тема развивается в повести «Возврат» - третьей из цикла прозаических «Симфоний», где скучной логике и бессмысленности обыденной жизни противопоставляется неисчерпаемость космического бытия.

Космичность мироощущения А. Белого неотделима от чувства слитности с Родиной. Еще в одной из своих ранних статей «Луг зеленый» А. Белый писал: «Верю в Россию! Она будет. Мы будем. Будут люди. Будут новые времена и новые пространства. Россия – большой луг зеленый, зацветающий цветами».

Осенью 1903 г. вокруг А. Белого организуется литературный кружок, получивший название «Аргонавты» - по стихотворению А. Белого «Наш Арго», в котором говорится об искателях золотого Руна - героях древнегреческого мифа. Но вскоре он разочаровывается в «аргонавтизме». Участники кружка вошли в историю литературы как московские «аргонавты» и оставили некоторый след в культуре художественной Москвы первого десятилетия начала ХХ века. «Аргонавтические» мотивы отражены в первом поэтическом  сборнике А. Белого «Золото в лазури», который сделал его одним из ведущих и ярких представителей русского символизма. Эти стихи эпохи «зорь», «аргонавтов» полны юношеского пыла и романтики. Они красочны, ярки, праздничны; в них ликующий свет, атмосфера предчувствия чуда. А. Белый воспевает солнце и небо, золото и лазурь, зовет читателя в «страну солнца», рисует картины и сцены происходящие в горах, в разряженном воздухе, ближе в небесным высям. В широко известном стихотворении  «На горах» ясно звучит голос поэта.

Весной 1908 г. вышла в свет 3-я книга его стихов – «Урна»: - по выражению самого автора, книга философских раздумий и разочарованных страстей. Книгу открывают четыре стихотворения, посвященные В.Я. Брюсову. В декабре 1908 г. Белый завершил подготовку нового поэтического сборника  «Пепел». В историю русской  поэзии  Серебряного века он вошел под названием «Некрасовского». Через весь сборник проходит тема любви к Родине, щемящая тоска о тяжелой доле народа.

В 1910 г. выходит в свет первый роман А. Белого «Северный Голубь». В центре повествования -судьба России, тема, которая красной нитью прошла через все его творчество.

С 1911 по 1913 г. Белый работает над романом «Петербург». Космическое мироощущение и космическое миропонимание действительности, на которое ориентировался А. Белый  при написании романа, вкратце может быть сведено к тезису: «Космос против Хаоса» В романе на лицо этика и лирика, сатира и натурализм, философия и антропософия, события реальной жизни и их мифологизация, и все это спроецировано на космические сферы, где идет не на миг не прекращающаяся борьба  Добра и Зла.

Февральскую революцию он встречает с большим подъемом. Именно в это время он написал одно из лучших своих стихотворений о Родине и революции:
                             Рыдай буревая стихия,
                             В столбах громового огня!
                             Россия, Россия, Россия, -
                             Безумствуй, сжигая меня!
                                           <…>

В апреле 1918г. А. Белый создает поэму «Христос воскрес». Вершиной поэтического творчества после революции стала другая его поэма, написанная в 1921 году – «Первое свидание». В ней А.Белый вспоминает свои молодые годы, рисует круг Московской интеллигенции, в котором он тогда жил. Поэма переполнена образами-символами, отблесками звездного и «Софийного Космоса».

Все последнее десятилетие жизни А. Белого было отдано непрерывному труду. Он вновь и вновь перерабатывает свои стихи, пишет роман «Москва», работает над мемуарами. 8 января 1934 г. писатель и поэт, мыслитель и провидец навсегда расстался с миром, воспетым им в неповторимых стихах и прозе.

Хорошо знавший А. Белого философ Федор Степун в своих мемуарах «Бывшее и несбывшееся» писал о нем:  « <…> Белый занимал в иерархически – монадологическом строе Вселенной, бесспорно, очень высокое место (одно из первых среди современников), ибо в этом вряд ли возможны сомнения – он отражал тот мир рубежа двух столетий, в котором жил и из глубины которого творил, с максимальной четкостью и ясностью».

Лекция сопровождалась видео-презентацией, чтением стихов и цитат из произведений А.Белого.

 


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2016 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов