|
|
24 марта 2014 года под звуки классической музыки в Международном Центре Рерихов (МЦР) начался торжественный вечер, посвященный Дню Учителя. В этот день в 1920 году впервые произошла встреча Е.И.Рерих с Учителем и началась запись нового философско-этического Учения, содержавшего в себе целостную систему нового космического мироощущения, получившего название Живая Этика.
Со вступительным приветствием к гостям общественного Музея имени Н.К. Рериха обратился президент МЦР, президент Международного Комитета по сохранению наследия Рерихов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Александр Прохорович Лосюков, который рассказал о значении в нашей жизни деяний Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов. Поздравив собравшихся с праздником, А.П. Лосюков открыл презентацию книги генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, заслуженного деятеля искусств РФ, академика Российской академии естественных наук (РАЕН) и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского (РАКЦ) Л.В. Шапошниковой «Метаисторическая живопись Н.К. Рериха».
Выступивший следом за А.П. Лосюковым вице-президент МЦР, первый заместитель генерального директора Музея имени Н.К.Рериха А.В. Стеценко передал всем привет и поздравления от Людмилы Васильевны Шапошниковой. Говоря о книге, он отметил, что еще никто в мировой литературе не сумел так емко, полно и наглядно раскрыть понятие «Космической эволюции», как это сделала Людмила Васильевна. Он сослался на ее слова о пророческом характере картин Н.К. Рериха, о причинно-следственных связях ключевых событий второй мировой войны в метаисторическом процессе. В конце своего выступления А.В. Стеценко выразил уверенность, что эта книга станет «настольной книгой для будущих поколений».
Редактор публикаторского отдела МЦР О.Е. Цветкова вспомнила об одном интересном эпизоде, связанном с замыслом книги: «Это было несколько лет назад. На конференции Людмила Васильевна прочитала свой доклад о пророческих картинах Н.К. Рериха. Затем, во время одного из рабочих разговоров я стала просить ее написать об этом статью для Каталога Музея, который в то время готовился к выходу. Но Людмила Васильевна тогда ответила, что это тема целой книги и чуть-чуть приоткрыла ее замысел. Она рассказала о переживании «метаисторического впечатления» Карлом Брюлловым в Помпеях и сказала, что дар Н.К. Рериха провидеть прошлое и эпизод с Брюлловым – вещи одного порядка». Ольга Евгеньевна отметила, что «интерпретации картин приоткрывают читателю какой-то более тонкий, сокровенный содержательный план — то, что Святослав Николаевич Рерих называл духовным предстоянием. Он говорил: „Во всех вещах Николая Константиновича всегда проходит эта нить духовного предстояния. Потому что Николай Константинович жил этим. Это были его мысли... У Николая Константиновича был совершенно определенный путь, так же, как и у Елены Ивановны. Они знали, что, как и почему надо. Поэтому все вещи – картины, писания отражают внутреннее чувство, внутреннее стремление, как я сказал, – предстояние“». Ольга Евгеньевна пожелала тем, кто еще не знаком с этой книгой, прекрасных часов чтения и размышления.
Заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха по научной работе, профессор, доктор философских наук Виктор Васильевич Фролов, подчеркнув особенно значимый характер отмечаемого в МЦР праздника, заметил, что каждая книга Л.В. Шапошниковой — событие; во всех ее трудах четко просматривается единый стержень — Космическое сознание, синтезирующее научно-философский и художественный методы анализа любого явления. Он отметил единство текстового и иллюстративного рядов, помогающее читателям ощутить и понять энергетику картин Н.К. Рериха.
Алтайский поэт Сергей Анатольевич Лучников вдохновенно говорил о том, что во Вселенной, и особенно, в мире духа есть много удивительного. Рассказав очень красивую притчу «Странник и земледелец», он сравнил выход книги Л.В. Шапошниковой со вспышкой сверхновой звезды. Вспомнив откровение Е.П. Блаватской о том, что «каждый атом во Вселенной стремится стать Богом», он сказал: «Этому выражению можно придать следующее значение: из сотворенной сущности перейти в творящую. Смело можно идти и дальше: каждому из нас дано право стать творцом своей вселенной. Так и будет! Люди творчества на наших глазах доказывают это. Реальный факт существования в области духа созвездия книг Л.В. Шапошниковой говорит то же самое! Пламя зажигает пламя! Этим живет эволюция».
«Книга Людмилы Васильевны Шапошниковой в очередной раз дает нам много пищи для размышлений, — сказала заместитель руководителя Автономной научной группы МЦР, кандидат культурологии Ирина Юрьевна Дьяченко. — В первую очередь, это касается творчества самого Н.К. Рериха, которое невозможно изучать по канонам академической науки, поскольку оно отражает процессы, относящиеся к метаистории. Это понятие, определяемое автором как «духовно-творческая часть земного исторического процесса», практически не принимается во внимание ни историками, ни в массе своей искусствоведами, культурологами, философами, что существенно обедняет наше познание, не дает приращения знания в его глубинном аспекте» (подробнее). Своевременность и актуальность новой книги Л.В.Шапошниковой очевидна, ведь она встает на защиту памятников культуры, защиту наследия Рерихов, она актуальна для духовного состояния современного мира.
Ответственный секретарь МЦР Павел Михайлович Журавихин начал свое выступление с цитаты из книги Л.В. Шапошниковой: «На мой взгляд, мы только начинаем даже не подходить к такой проблеме, а просто над ней задумываться». Эти слова, по его мнению, определяют всю степень новизны и новаторства того исследования, которое Людмила Васильевна «провела в своей уникальной книге, представляющей собой наиболее полный и фундаментальный опыт изучения и осмысления живописного творчества Н.К. Рериха как явления космического масштаба».
«Читая книгу Людмилы Васильевны, мы наблюдаем необыкновенный эффект вхождения автора в глубину, — продолжила кандидат культурологии Богдана Юрьевна Соколова. — Перед нами раскрываются удивительные грани художественного творчества Николая Рериха. Такой эффект вхождения в глубину смысла, согласно Живой Этике, является следствием синтетического мышления – необыкновенной способности человека проникать мыслью в сущность предмета исследования, за пределы того, что лежит на поверхности и видно всем. При такой способности человек охватывает явление целиком, расширяет и углубляет его понимание, и при этом он открывает в этом явлении новые аспекты, которые для большинства остаются незаметными» (подробнее).
Член Творческого Союза художников России и Международной Федерации художников Лола Вячеславовна Лонли сравнила книгу Л.В. Шапошниковой с ключами к пониманию языка метаисторических процессов. Она преподнесла в дар музею свою картину с оптическим эффектом.
Председатель Национального общества имени Рерихов – Болгарского отделения МЦР, аспирант Софийского университета имени Святого Климента Охридского Марга Петровна Куцарова отметила, что каждая новая работа Л.В. Шапошниковой — это новая ступенька вверх, новый рубеж и новый горизонт. Она говорила о том, что в творчестве Н.К. Рериха нет периода, который бы не носил метаисторический характер, и без понимания этого момента невозможно постичь его искусство: «В нем — прошлое, которое уже недоступно нам, и будущее, которое еще не проявилось». Метаисторическое значение его живописи еще и в том, что оно вызвало к жизни общественное движение в защиту Культуры. Обо всем этом и написала в своей книге Людмила Васильевна — искусствовед, но искусствовед нового, очень высокого уровня: «Хотелось бы выразить это словами крупного болгарского философа Людмилы Живковой (которого я открыла для себя благодаря Людмиле Васильевне). Людмила Живкова указывала еще в 70-х годах ХХ века, что „перед эстетической наукой еще только предстоит задача проникнуть в глубину и суть сложного многоаспектного взаимодействия между человеком и космосом, и раскрыть их эволюционную взаимообусловленность и неделимое единство“. Книга Людмилы Васильевны есть плод этой важнейшей новой эстетической науки, по определению Живковой, которая раскрывает нам именно через искусство взаимодействие между человеком и космосом, между историей и метаисторией, между внешним и внутренним, между земным и космическим. Связь между законами Вселенной и земной красотой, которая в нашем земном мире проявляется прежде всего через искусство. Книга Людмилы Васильевны убедительно показывает и еще нечто очень важное: метаисторическое искусство Николая Константиновича не только связь между метаисторическим и историческим, земным и космическим, оно само есть метаисторическое творчество в пространстве земной эволюции человечества, имеющее огромное значение для будущего».
Вечер завершился фортепианным концертом из произведений русской и зарубежной классики в исполнении лауреатов Международных конкурсов Николая и Данилы Кузнецовых.
|