|
|
14 февраля 2014 года в Педагогическом колледже № 1 им. Н.А. Некрасова г. Санкт-Петербурга прошла презентация выставки «Рабиндранат Тагор – Вестник индийской культуры», совместного проекта Генерального Консульства Индии в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов.
Рабиндранат Тагор (1861 – 1941) – лауреат Нобелевской премии, всемирно известный поэт Индии, писатель и драматург, композитор и художник, видный международный общественный деятель, просветитель и философ-гуманист. Рабиндранат Тагор был одним из тех деятелей культуры, которые открыли Восток всему миру; его лекции и выступления звучали во многих странах мира, в том числе и в СССР, где Рабиндранат Тагор побывал в 30-х годах прошлого века.
В творчестве Тагора пела душа его прекрасной и многострадальной родины. Творческое наследие гениального сына Индии огромно – свыше двух тысяч лирических стихов и песен, сотни баллад и поэм, восемь романов, одиннадцать сборников рассказов, более двадцати пьес, статьи на литературные, социальные и философские темы, речи и выступления. Песенное творчество Тагора настолько своеобразно, что существует как отдельный вид под названием «Рабиндра Сангит» (песни Рабиндраната). В последние двенадцать лет он увлекался живописью и графикой и создал около двух тысяч картин. Выставки его полотен проходили с огромным успехом во многих странах мира.
Философию Тагора можно выразить в двух словах – Божество Жизни. Тема принятия жизни во всей ее полноте, восхищение красотой мира, прославление счастья, всепобеждающей любви и добрых человеческих чувств присутствовали в творчестве Рабиндраната Тагора на протяжении всей его жизни. Идея духовного единства мира, которую пропагандировал Тагор, имела глубокие корни в индийской философской и религиозной мысли и являлась, по его убеждению, величайшим достижением Индии.
Деятельность Р.Тагора в просвещении Индии трудно переоценить. Он считал просвещение основным средством обновления общества и возрождения индийской культуры. Будучи педагогом, Рабиндранат Тагор делал упор на идею универсального и целостного образования, и основал школу «Патха–Бхавана» в Шантиникетане. Решающее значение в формировании личности ребенка Рабиндранат Тагор придавал учителю-наставнику (гуру): «В отношении образования известна очень важная истина. Человек может почерпнуть свои знания только от человека же. Так водоем заполняется водой, огонь зажигается огнем, а душа человека создается душой другого человека. Если вынуть у человека человеческую душу, он уже не будет человеком». В качестве ведущего принципа образования он выдвигал традицию духовности (утверждение в сознании и поведении человека приоритета нравственных ценностей над материальными).
В 1918 году Рабиндранат Тагор создает Университет «Вишва-Бхарати» в Шантиникетане с целью сделать его местом, где «мираж географических границ исчезает хотя бы в одном месте в Индии». Он стремился создать такую универсальную систему обучения, в которой происходит единение человека и природы, учителя и ученика, где бы объединялись общеобразовательные предметы, различные изящные искусства, приобретался опыт исполнительского мастерства, а центром универсума являлся бы человек.
«Поэт мира», как называли Рабиндраната Тагора, широко путешествовал по всему миру с дружественными визитами и различными лекциями. Среди его друзей и поклонников многие видные политические и государственные деятели, выдающиеся ученые, писатели, деятели искусства с мировым именем, среди которых Альберт Эйнштейн, Ромен Роллан, Зигмунд Фрейд, Махатма Ганди, Николай Константинович Рерих и многие другие.
Лектор Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Е.В. Кучерявенко провела две лекции с видеопрезентациями для студентов Педагогического колледжа. На открытии звучали отрывки из стихотворений великого поэта Индии, его мысли о педагогике, национальном языке и культуре народов Индии и мира.
|