|
|
Пятая лекция: "Музыка и формирование культурно-исторических видов мышления" - лектор Э.А.Томша, председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, член Союза концертных деятелей России (Санкт-Петербург)
12 февраля 2014 г. в лектории Российской национальной библиотеки состоялась очередная лекция из цикла «Творческое наследие Рерихов как основа нового космического миропонимания», проводимого сотрудниками Международного Центра Рерихов. Лекцию по теме «Музыка и формирование культурно-исторических видов мышления» провел Э.А.Томша, председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, член Союза концертных деятелей России (Санкт-Петербург).
Лекция, состоявшаяся 12 февраля, в день юбилейной даты – 135 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих – была посвящена нашей выдающейся соотечественнице. Торжественную встречу открыл Э.А.Томша, поздравив всех присутствующих со знаменательной датой. 12 февраля 1879 года родилась Елена Ивановна – выдающийся философ-космист, создатель философии космической реальности Живая Этика, автор многочисленных трудов и переводов, супруга выдающегося художника Н.К.Рериха. Э.А.Томша обратил внимание собравшихся на то, что Елена Ивановна получила блестящее образование, в том числе и музыкальное, и прекрасно играла на фортепиано. Знание музыкальной грамоты, теории музыки и гармонии стало важным моментом при рассмотрении посвященных музыке и ее космогоническим аспектам вопросов, раскрываемых в Живой Этике и эпистолярном наследии Елены Ивановны Рерих. Поэтому, в этот юбилейный день тема выступления была посвящена вопросам музыки и формированию видов мышления, и некоторые постулаты лекционного материала основываются на трудах Елены Ивановны Рерих.
Далее Э.А.Томша раскрыл основные тезисы своего выступления по теме «Музыка и формирование культурно-исторических видов мышления». Он отметил, что на основании научных данных известно, что вся история эволюции человечества состоит из различных культурно-исторических эпох, каждая из которых, являясь очередной ступенью в поступательном процессе развития человека, наделяла его особенными, неповторимыми чертами и знанием, присущим только данному историческому периоду. Начало каждой эпохи было связано с конкретными выдающимися историческими личностями и событиями, которые давали определенный импульс для очередного витка восходящей спирали земной эволюции человечества. Каждая эпоха отличалась «определенной внутренней связностью», присущим для нее характерным уровнем развития материальной и духовной культуры, которая влияла на развитие сознания человека, формировала его мышление и находила отражение в социальной сфере жизни.
Рассматривая различные культурно-исторические эпохи, Л.В.Шапошникова – академик РАЕН и известный ученый-индолог, пишет о том, что «человечество в своей истории прошло через три вида мышления – мифологический, религиозный и научный». Каждый вид мышления, согласно концепции Л.В.Шапошниковой, «имел свои особенности, свою культуру, свою эпоху», в которой он проявлялся и напрямую зависел от творческого импульса космической эволюции.
В конце XIX - начале ХХ века с появлением ярких представителей «Русского космизма» - ученых и деятелей искусства, стал формироваться новый вид мышления – космический. Л.В.Шапошникова в одном из своих трудов пишет: «На обозримом историческом отрезке именно XX век оказался тем переломным моментом, который предшествовал новому эволюционному витку в развитии человечества. <…> Менялось мировоззрение, складывались новые подходы, формировалось новое мышление», космическое.
Сегодня в научном мире принято считать, что мышление человека, как один из видов познания человеком окружающей действительности, формировалось одновременно с развитием философии, религии, различных областей научного знания и художественного творчества. Однако, практически ничего не говорится о музыке, как виде искусства, влияющего на развитие мышления человека. Все мы знаем, что музыка сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Она – непременный атрибут человеческого бытия: воспитывает чувства и эмоции, являет уникальное средство приобщения его к социальным, культурным и духовным ценностям различных культурно-исторических эпох и влияет на формирование образа мыслей и жизни человека в каждой из эпох.
Отсутствие внимания к музыке во многом было связано с тем, что ей предназначалась роль эмоционального «сопровождения» жизни человека, а музыкознание, как область научного знания, сформировалась только в середине XIX века. Пониманию важного значения музыки для развития и формирования мышления человека помогают современные научные исследования в области музыки и музыкального искусства.
В рамках заявленной темы лектор привел некоторые примеры научных исследований о влиянии музыки на человека в области физиологии, психологии и нейрофизиологии. На основании этих исследований Эдуард Антонович представил слушателям очевидный вывод о том, что музыка, как вид искусства, играет важную роль не только в повседневной жизни человека, но очень важна для развития мышления человека, его сознания.
Далее, лектор раскрыл основную тему своего выступления. На исторических фактах, дошедших до наших дней, и с учетом современных научных исследований, Э.А. Томша предоставил слушателям возможность увидеть, как музыка влияла на развитие сознания человека и формирование видов мышления «мифологического, религиозного, научного и космического», согласно концепции Л.В.Шапошниковой, на протяжении всей истории человечества.
Лекция сопровождалась многочисленными историческими фактами и материалами, в виде презентации. Прозвучали фрагменты музыкальных произведений, начиная от Древней Греции до наших дней.
См.также "Международный Центр Рерихов"
|