Новости отделения

25.01.2014

Лекторий Санкт-Петербургского отделения МЦР в Библиотеке истории и культуры Санкт-Петербурга. Цикл лекций на тему: "Идеи космизма в философии, науке и искусстве". Пятая лекция: «Идеи космизма в литературном творчестве Даниила Андреева»







24 января 2014 года в библиотеке Истории и Культуры Санкт-Петербурга (ул. Марата ,72) состоялась лекция «Идеи Космизма в литературном творчестве Даниила Андреева»  из цикла «Идеи Космизма в философии, науке и искусстве». Лекцию и презентацию провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного центра Рерихов Е.В. Кучерявенко.

 Даниил Леонидович Андреев (1906-1959) – великий русский духовидец, мыслитель, писатель и поэт. Труды Даниила Андреева не были предназначены для той эпохи, в которой он жил и творил. Только в девяностые годы ХХ столетия его книги нашли своего  читателя. ЮНЕСКО назвало Даниила Андреева в сотне самых значительных людей ХХ века.

Даниил - второй сын известного русского писателя Леонида Николаевича Андреева (1871—1919) и внучатой племянницы Тараса Шевченко Александры Михайловны Велигорской, (1881—1906) - родился в Берлине 2 ноября 1906г. Мать умерла вскоре после «послеродовой горячки».

Для Л.Н. Андреева смерть любимой жены стала трагедией и новорожденного сына забрала в Москву сестра матери Елизавета Михайловна Доброва. Окруженный заботой и вниманием, мальчик воспитывался в семье тети как родной сын. Дом Добровых являлся одним из литературных и музыкальных центров тогдашней Москвы. Под влиянием атмосферы дома мальчик рано начинает писать стихи и прозу.

Учился он в гимназии, которую окончил уже как советскую школу. Отрочество совпало с революцией и разрухой. Духовными водителями с юности стали В. Соловьев, А. Блок, И. Гете и Ф.Достоевский. После окончания школы он поступает на Высшие литературные курсы; окончив их, Даниил понимает, что печататься не будет. Места в Советской действительности того времени Даниилу Андрееву - поэту не было, и он устроился работать художником – оформителем, это давало возможность  зарабатывать на скромную жизнь.

В 1937 году он познакомился с Аллой Бружес, будущей его женой. Алла была талантливой художницей. Между ними сразу возникла теплая  дружба, переросшая в дальнейшем в любовь. В октябре 1942 года Андреева призывают в армию. По состоянию здоровья служил строевым  рядовым в похоронной команде, был санитаром, художником-оформителем. В июне  1945 года его признали инвалидом Великой Отечественной войны 2-й группы  и он был комиссован.

В апреле 1947 года  Даниила Леонидовича арестовали, а также его жену и многих родных, друзей и знакомых. Основой обвинения стал «антисоветский»  роман и стихи. Д.Л. Андреев, как основной обвиняемый, получил 25 лет тюрьмы, Алла Андреева получила 25 лет лагерей строгого режима. Отобранные при аресте рукописи, письма и дневники уничтожаются.

Условия во Владимирской тюрьме, куда отправили Д.Л. Андреева, были крайне тяжелые.  Он писал о годах, проведенных в тюрьме: «Как я могу не преклоняться с благодарностью перед судьбой, приведшей меня на целое десятилетие в те условия, которые проклинаются почти всеми, но которые послужили могучим средством к приоткрытию духовных органов моего существа. Именно в тюрьме начался этап метаисторического и трансфизического познания… Длинные ряды ночей превратились в сплошное созерцание и осмысление, а также трансфизические  странствия, встречи и беседы…».

В 1957 году он был освобожден, и начались 2 года бездомного скитания. Из тюрьмы он вышел смертельно больной после перенесенного инфаркта. 12 октября 1958 года он закончил свое главное произведение «Роза мира». С этого момента болезнь начала прогрессировать. Даниил Андреев умер 30 марта 1959 года.

А. А. Андреева стала опорой для Даниила Андреева в последние годы заключения и в тяжелые годы после. После смерти мужа она в течение почти 30 лет хранила рукописи его произведений. Сохранив наследие мужа, А. А. Андреева сделала возможным публикацию его основных работ в конце ХХ века. 

Творчество Даниила Андреева вобрало в себя не только многообразный опыт русской классики, в первую очередь поэзию серебряного века, но и советский опыт поэзии двадцатых и тридцатых годов.
Творчество Даниила Леонидовича Андреева – это, прежде всего, «Роза Мира», а также множество стихотворений и поэм, выражающих художественными средствами те же образы, идеи и идеалы, которые были так мощно и документально обозначены на страницах «Розы Мира». Свою философскую концепцию Д.Л. Андреев  раскрывает в основных своих произведениях: «Роза мира», «Русские  боги»,  «Железная мистерия».     Учение Розы Мира – это общая модель мироздания, в котором разные вселенные, со своими пространственными и временными измерениями, образуют как бы лепестки расцветающей розы. Но в более конкретном смысле Роза Мира - это религиозно-философское учение, образ грядущей всечеловеческой гармонии, достигнутой на основе объединения всех религий светлой направленности.

В «Розе мира» он вводит понятие Вестника – того, кто, будучи вдохновленным свыше, дает почувствовать сквозь образы искусства высшую правду и свет, льющиеся из миров иных. Таким Вестником был и он. Даниил Леонидович считал задачей своей жизни  поделиться своим духовидческим опытом с другими, приоткрыть картину исторических и метаисторических перспектив, панораму разноматериальных миров.

Л.В. Шапошникова в книге «Земное творчество космической эволюции» пишет об общем источнике  во взаимодействии с пространствами иных измерений – у Е.И. и Н.К. Рерихов, у В.И. Вернадского и у Д. Л. Андреева. Она отмечает, что через этих трех своих вестников Космические Иерархи, начиная с 20-х годов прошлого века, открывают для России три канала метазнаний, необходимых для подъема России на новый виток космической эволюции.

Д.Л. Андреев ощущал историю как живой поток, в котором пребывают все наши жизни. Свой метод познания   истории мироздания  он называл метаисторическим. Метаистория – это лежащая вне поля науки совокупность процессов, протекающих в тех слоях инобытия, которые, имея иные пространственно-временные координаты, «просвечивают иногда сквозь процесс, воспринимаемый нами как история». Он разделил изучение метаистории на 3 стадии: 1. метаисторическое озарение; 2. метаисторическое созерцание; 3. метаисторическое осмысление.  Разворачивая картину метаисторического источника, он пишет о метаисторическом чувстве, одном из важнейших элементов метаистории. Л.В. Шапошникова отмечает: «понятия, введенные Д. Андреевым – метаисторическое озарение, метаисторическое созерцание, метаисторическое осмысление, метаисторическое чувство – самым тесным образом связаны с Высшей космической материей, с космической Иерархией и космической эволюцией в целом».

Метаисторическое чувство невозможно без раскрытия глубинной памяти. Глубинной памятью Д.А. называл хранилище воспоминаний о  предшествовании души и трансфизических странствиях. Поэт писал: «слабые проблески из глубинной памяти сказывались  в моей жизни с детских лет, усилились в молодости, и, наконец, на 47 году жизни стали озарять дни моего существования новым светом».
Сердцевиной трансфизической системы Д.Л. Андреева являются представления о многослойности мироздания, согласно которому каждый такой слой обладает своей особой материальностью и своим количеством пространственных и временных координат. В книге «Роза мира» он попытался дать  структуру всех существующих земных миров. В  «Розе Мира» утверждается, что в другом слое существует Россия Небесная. В духовном облике, в прошлом и будущем России для Д.Л Андреева многое символизирует  Небесный Кремль.

Кроме материальной структуры существует духовная структура мироздания. «От Бога только спасение, - пишет Даниил Андреев, - от Него только радость. От Него только благодать. И если мировые законы поражают нас своей жестокостью, то это потому, что голос Бога возвышается в нашей душе против творчества Великого Мучителя».

 В борьбу космических сил включен и человек. В «Розе мира» Д. Андреева есть специальный раздел – «Разноматериальная структура человека», в котором это участие объясняется. Абсолютная ценность любой личности заключается в том, что она содержит «единоприродные с Божеством способности творчества и любви». «Относительная же ценность зависит от стадии ее восходящего пути, от суммы усилий – ее собственных и Провиденциальных, затраченных на достижение ею этой стадии…».

Живя в тоталитарной стране, пережив войну и тюрьму, Даниил Леонидович верил в духовный расцвет России, в ее светлое будущее. В созидательной деятельности каждого человека и любом проявлении творческой  мысли он видел глубокий  метаисторический смысл – это путь к человеку «облагороженного образа, человеку будущего».

Лекция завершилась показом нескольких фрагментов документального фильма «Даниил Андреев».

 


Возврат к списку

Архив новостей: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009

Copyright © 2008-2016 Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов
Жизнь и творчество Н.К.Рериха | Выставки | Экскурсии | Научное направление | Защита Наследия Рерихов